|
2. Выполните вычитание: .
3. Упростите выражение .
Вариант 2 1. Чему равна разность ?
2. Выполните вычитание: .
3. Упростите выражение .
III. Формулировка цели и задач урока С целью создания положительной мотивации деятельности учащихся и осознание учебной проблемы, вынесенной на урок, можно предложить ученикам решение двух задач, связанных по смыслу: одно из заданий предполагает выполнение действий в стандартной ситуации, которая рассматривалась на предыдущем уроке (сложение или вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями), а второе - выполнение действий в измененной ситуации (вычитание или сложение двух дробей, один из которых равен первому дроби из первого задания, а второй дробь имеет знаменатель, противоположный знаменателе второй дроби из первого задания). Если материал предыдущей темы проработаны хорошо (и правильно выполнена соответствующая часть домашнего задания), то во время сравнения условий задачи № 1 и № 2 учащиеся должны увидеть, что знаменатели этих дробей являются противоположными выражениями, а потому сформулировать проблему: «можно Ли правила сложения и вычитания рациональных дробей с одинаковыми знаменателями применить в случае, если знаменатели рациональных дробей являются противоположными выражениями? Если это возможно, то как это можно сделать»? Конечно, поиск ответа на этот вопрос и составит основную дидактическую цель урока.
IV. Актуализация опорных знаний и умений @ С целью успешного восприятия материала перед изучением вопроса урока следует активизировать знания и умения учащихся относительно преобразований целых выражений, нахождение выражения, противоположного данному, свойства степеней противоположных выражений с четным (или нечетным показателем, а также сокращение рациональных дробей и преобразования суммы или разности рациональных дробей в рациональный дробь. Выполнение устных упражнений 1. Укажите допустимые значения переменных выражения: а) х2 + 1; б) ; в) ; г) ; д) . 2. Выполните действия: а) ; б) ; в) ; г) ; д) . 3. Является ли тождеством равенство: а) ; б) ; в) ; г) ; д) ?
V. Усвоение знаний План изучения нового материала 1. Правило сложения и вычитания рациональных дробей с противоположными знаменателями. Алгоритм преобразования. 2*. Обратное преобразование рационального дроби в сумму или разность рациональных дробей с тем же знаменателем. 3. Примеры применения изученных алгоритмов. @ Формулировка правила сложения и вычитания рациональных дробей с противоположными знаменателями после выполненной работы с повторения не вызывает трудностей и может быть сформулировано самими учащимися как словесно, так и в виде формулы которая выполняется при всех допустимых значениях переменных в выражении. Указанное правило не требует доказательства, поэтому после его формулировки составляем схему действий и иллюстрируем примерами ее применения. Особое внимание обращаем на ряд случаев, о которых следует поговорить отдельно: случаи сложения или вычитания рациональных дробей, знаменатели которых являются степенями противоположных выражений. При решении некоторых задач достаточного и высокого уровней сложности уместно выполнить преобразование рационального дроби в сумму или разность целого выражения и рационального дроби. Поэтому уже на этом уроке можно рассмотреть с учащимися преобразования, что выражается тождеством . Применение этого тождества демонстрируется в процессе решении соответствующих примеров.
VI. Усвоение умений Выполнение устных упражнений 1. Преобразуйте в дробь выражение: а) ; б) ; в) ; г) . 2. Докажите, что при любых значениях а положительным является значение выражения: . 3. Сократите дробь: а) ; б) ; в) ; г) .
Выполнение письменных упражнений @ Упражнения, которые предлагаются для решения на этом уроке, должны способствовать формированию устойчивых навыков: • сложение и вычитание дробей с противоположными знаменателями (с использованием правила знаков и правил сложения и вычитания рациональных дробей с одинаковыми знаменателями); • применение правила сложения и вычитания рациональных дробей с одинаковыми знаменателями «справа налево» для выделения из дроби целого выражения. Для реализации дидактической цели урока на этом уроке следует решить задачи следующего содержания. 1. Преобразования в рациональный дробь суммы или разности рациональных дробей с противоположными знаменателями в рациональный дробь. 1) Упростите выражение: а) ; б) ; в) ; г) . 2) Упростите выражение: а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) . 3) Докажите, что при всех допустимых значениях х значение выражения не зависит от х: а) ; б) . 2. Преобразования суммы или разности рациональных дробей (знаменатели содержащих степени противоположных выражений) в рациональный дробь. Упростите выражение: а) ; б) . 3. Запись рационального дроби в виде суммы или разности целого выражения и рационального дроби. 1) Пользуясь тождеством , представьте дробь в виде суммы дробей: а) ; б) ; в) ; г) . 2) Представьте дробь в виде суммы или разности целого числа и дроби: а) ; б) ; в) ; г) . 4. Выполнение упражнений на повторение: нахождение суммы или разности рациональных дробей с одинаковыми знаменателями, сокращение рациональных дробей, нахождение ОДЗ рационального дроби. 1) Сократите дробь: а) ; б) ; в) . 2) Сократите дробь: а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) . 3) Сократите дробь: а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) . 5. Выполнение логических упражнений и заданий повышенного уровня сложности для учащихся, имеющих достаточный и высокий уровни знаний. 1) Известно, что а - b = 9. Найдите значение дроби: а) ; б) ; в) ; г) . 2) Найдите пропущенный выражение:
VII. Итоги урока Среди приведенных равенств выберите правильную. Объясните свой выбор. 1) ; 2) ; 3) .
VIII. Домашнее задание 1. Изучить схему действий, позволяющую выполнять сложение и вычитание дробей с противоположными знаменателями. 2. Выполнить упражнения на закрепление навыков сложения и вычитания дробей с противоположными знаменателями и применение правил сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями в обратном направлении. 3. На повторение: упражнения на восстановление умений возводить дроби к новому знаменателю и на разложение многочленов на множители.
|
|