5 КЛАСС
Тема 1. Музыка и искусство слова.
Урок 5
Тема урока. Такт, тактовая черта. Разучивание песни "Засвіт встали козаченьки". Слушание музыки. М. Лысенко. Уверпора к опере "Тарас Бульба"
Цель урока: углубить знания по теории музыки; развивать навыки кантиленного пения, метро-ритмический слух; воспитывать любовь к истории Украины, украинской народной песни.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-записи, портреты М. Лысенко и М. Гоголя, репродукция картины В. Сластиона „Проводы на Сечь”.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Вход под звучание песни-марша „Засвіт встали козаченьки”.
2. Музыкальное приветствие.
3. Объявление темы урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа:
- Дети, мы продолжаем знакомство с жанрами украинской народной песни. А что вы помните о исторические песни?
- Это песни об истории нашего народа, Украины.
- Кто создавал эти песни, думы?
- На каких инструментах играли кобзари (кобза, бандура, лира).
- А кто помнит, кто такая Маруся Чурай?
(Легендарная автор песни, которую мы сегодня будем изучать. Она посвятила большинство своих песен любимому Грицю. Песню „Засвіт встали козаченьки” она составила лирической, спокойной, а казаки переделали ее на маршевую, так, как она прозвучала в начале урока).
- Посмотрите на репродукцию художника Остапа Сластиона „Проводы на Сечь”.
- Что вы здесь видите? (Беседа по картине).
- Чтобы выучить песню, нам нужно распеться.
III. Распевки.
1 Пение упражнения на артикуляцию (пение на складах да, к, дpi, дре).
2. Пение знакомой мелодии с закрытым ртом.
3. Пение мелодической упражнения.
- Сколько тактов в упражнении?
- Что такое такт?
- Какое значение тактовой черты?
4. Пение упражнения, сольфеджуючи.
5. Опрос желающих.
IV. Разучивание песни провожу за нотным текстом по фразам, чтобы достичь кантиленного пения.
Объясняю детям непонятные слова и выражения „тоска”, „заиграл лошадь”. Во время разучивания песни практикую пение без сопровождения.
За світ встали козаченьки
Украинская народная песня
Умеренно
2. Не плачь, не плачь, Марусенько,
Не плачь, не горюй,
И за своего миленького
Богу помолись Дважды (две последние строки)
3. Стоит луна над горой,
А солнца нет.
Мать сына в дороженьку
Слезно провожает. Дважды (две последние строки)
4. Иди, иди, мой сынок,
Да и не забавляйся,
За четыре неділеньки
Домой возвращайся. Дважды (две последние строки)
5. Ой рад бы я, матусенько,
Скорее воротиться,
И что-то мой конь вороненький
В воротах споткнулся. Дважды (две последние строки)
6. Ой не плачьте, не жур? тесь,
В тоску не прибегайте,
Заиграл мой конь вороненький -
Обратно надейтесь. Дважды (две последние строки)
Дети, эта песня стала очень популярной среди народа. Обращались к ней и украинские композиторы.
V. Слушание музыки.
1. Рассказ
- Сегодня нас ждет знакомство с еще одним произведением Николая Лысенко (демонстрирую портрет). Вы знаете его «детские» оперы, отрывки из которых вы слушали в младших классах. Но вершиной творчества композитора стала опера „Тарас Бульба”.
- Выясним, что такое опера.
Опера - это музыкально-драматический спектакль, где действующие лица поют.
- Перед началом каждой оперы звучит вступление, которое называется увертюрой.
Увертюра - вступление к опере, где звучат главные музыкальные темы из оперы.
- Опера „Тарас Бульба” написана по произведению Николая Гоголя, который тоже родился на Полтавщине, в Сорочинцах.
- Кто же такой Тарас Бульба”?
(Это казацкий полковник. Когда на Украину напали ляхи, он пошел на Сечь с сыновьями Остапом и Андреем. И один из сыновей становится предателем, и отец его убил, а потом и погиб сам).
- Сейчас мы послушаем увертюру к опере. Будьте внимательны, и скажите, тема которой украинской народной песни здесь звучит.
- А теперь зачитаем отрывок из повести „Тарас Бульба”, где изображена сцена гибели Тараса Бульбы.
2. Слушание произведения.
3. Характеристика прослушанного.
- Мы выяснили, что в увертюре звучит две темы: лирическая и героическая. Они выразительные и очень близкие к украинской народной песни „Засвіт встали козаченьки”, которая звучит в конце, будто передавая силу и мощь украинских казаков. Она широкая, сильная, полна веры в победу.
4. Повторное слушание.
VI. Итог урока.