Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

5 КЛАСС

 

Тема 1. Музыка и искусство слова.

 

Урок 5

Тема урока. Такт, тактовая черта. Разучивание песни "Засвіт встали козаченьки". Слушание музыки. М. Лысенко. Уверпора к опере "Тарас Бульба"

 

Цель урока: углубить знания по теории музыки; развивать навыки кантиленного пения, метро-ритмический слух; воспитывать любовь к истории Украины, украинской народной песни.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, аудио-записи, портреты М. Лысенко и М. Гоголя, репродукция картины В. Сластиона „Проводы на Сечь”.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Вход под звучание песни-марша „Засвіт встали козаченьки”.

2. Музыкальное приветствие.

3. Объявление темы урока.

 

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа:

- Дети, мы продолжаем знакомство с жанрами украинской народной песни. А что вы помните о исторические песни?

- Это песни об истории нашего народа, Украины.

- Кто создавал эти песни, думы?

- На каких инструментах играли кобзари (кобза, бандура, лира).

- А кто помнит, кто такая Маруся Чурай?

(Легендарная автор песни, которую мы сегодня будем изучать. Она посвятила большинство своих песен любимому Грицю. Песню „Засвіт встали козаченьки” она составила лирической, спокойной, а казаки переделали ее на маршевую, так, как она прозвучала в начале урока).

- Посмотрите на репродукцию художника Остапа Сластиона „Проводы на Сечь”.

- Что вы здесь видите? (Беседа по картине).

- Чтобы выучить песню, нам нужно распеться.

 

III. Распевки.

1 Пение упражнения на артикуляцию (пение на складах да, к, дpi, дре).

2. Пение знакомой мелодии с закрытым ртом.

3. Пение мелодической упражнения.

 

 

- Сколько тактов в упражнении?

- Что такое такт?

- Какое значение тактовой черты?

4. Пение упражнения, сольфеджуючи.

5. Опрос желающих.

 

IV. Разучивание песни провожу за нотным текстом по фразам, чтобы достичь кантиленного пения.

Объясняю детям непонятные слова и выражения „тоска”, „заиграл лошадь”. Во время разучивания песни практикую пение без сопровождения.

 

За світ встали козаченьки

Украинская народная песня

 

Умеренно

2. Не плачь, не плачь, Марусенько,

Не плачь, не горюй,

И за своего миленького

Богу помолись Дважды (две последние строки)

3. Стоит луна над горой,

А солнца нет.

Мать сына в дороженьку

Слезно провожает. Дважды (две последние строки)

4. Иди, иди, мой сынок,

Да и не забавляйся,

За четыре неділеньки

Домой возвращайся. Дважды (две последние строки)

5. Ой рад бы я, матусенько,

Скорее воротиться,

И что-то мой конь вороненький

В воротах споткнулся. Дважды (две последние строки)

6. Ой не плачьте, не жур? тесь,

В тоску не прибегайте,

Заиграл мой конь вороненький -

Обратно надейтесь. Дважды (две последние строки)

Дети, эта песня стала очень популярной среди народа. Обращались к ней и украинские композиторы.

 

V. Слушание музыки.

1. Рассказ

- Сегодня нас ждет знакомство с еще одним произведением Николая Лысенко (демонстрирую портрет). Вы знаете его «детские» оперы, отрывки из которых вы слушали в младших классах. Но вершиной творчества композитора стала опера „Тарас Бульба”.

- Выясним, что такое опера.

Опера - это музыкально-драматический спектакль, где действующие лица поют.

- Перед началом каждой оперы звучит вступление, которое называется увертюрой.

Увертюра - вступление к опере, где звучат главные музыкальные темы из оперы.

- Опера „Тарас Бульба” написана по произведению Николая Гоголя, который тоже родился на Полтавщине, в Сорочинцах.

- Кто же такой Тарас Бульба”?

(Это казацкий полковник. Когда на Украину напали ляхи, он пошел на Сечь с сыновьями Остапом и Андреем. И один из сыновей становится предателем, и отец его убил, а потом и погиб сам).

- Сейчас мы послушаем увертюру к опере. Будьте внимательны, и скажите, тема которой украинской народной песни здесь звучит.

- А теперь зачитаем отрывок из повести „Тарас Бульба”, где изображена сцена гибели Тараса Бульбы.

2. Слушание произведения.

3. Характеристика прослушанного.

- Мы выяснили, что в увертюре звучит две темы: лирическая и героическая. Они выразительные и очень близкие к украинской народной песни „Засвіт встали козаченьки”, которая звучит в конце, будто передавая силу и мощь украинских казаков. Она широкая, сильная, полна веры в победу.

4. Повторное слушание.

 

VI. Итог урока.