5 КЛАСС
Тема 1. Музыка и искусство слова.
Урок 4
Тема урока. Звукоряд, пение упражнений. Работа над песней "Ехал казак за Дунай". Слушание музыки. М. Лысенко "Радуйся, ниво неполитая"
Цель урока: закрепить с детьми понятие „звукоряд”, дать определение кантаты; развивать вокально-хоровые навыки и музыкально-ритмический слух; воспитывать интерес к музыке украинских композиторов.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-запись, музыкальный инструмент, портрет М. Лысенко.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Дети, услышав тему урока, вы упомянули, что о звукоряд вы учили в младших классах. Думаю, что вам не трудно будет дать определение этого понятия. Итак, то что такое звукоряд?
Звукоряд - это последовательное размещение звуков по высоте в восходящем или нисходящем порядке.
- А теперь споем звукоряд „до мажор” вверх и вниз.
- А помните ли вы поспівочку о звукоряд? Я вам ее напомню, а вы послушайте.
Звукоряд
III. Работу над песней можно начать с напоминания мелодии песни.
- Дети, я заиграю мотив песни, а вы назовете ее?
(Это отрывок из песни „Ехал казак за Дунай”, которую мы начали изучать на прошлом уроке).
- Давайте выполним 5 вместе и продолжим изучать дальше.
Работаю над чистотой интонирования, дыханием, дикцией.
- Изучив песню общем, обратили ли вы внимание на 5 лад?
- Первая часть произведения звучит в миноре, а вторая - в мажоре. То же хорошо вслушайтесь, кто этого не заметил.
- А теперь исполним песню „В ролях”: ребята будут выполнять слова казака, а девушки - девушки. (Желающих опитую на оценку).
IV. Музыкально-ритмические движения.
V. Слушание музыки стоит начать с
1. Рассказы о Николае Лысенко.
М. Лысенко - украинский композитор, основоположник украинской классической музыки. Родился он на Полтавщине, а учился в Киеве, Лейпциге и Петербурге. На протяжении всей жизни композитор собирал украинские народные песни, дописывал их, включая в свои произведения. Во время пребывания в Петербурге у него сложились хорошие отношения со студентами Академии искусств. Когда Николай Витальевич прощался с Петербургом, студенты устроили ему проводы. Все хористы спели могучими голосами народный гимн в обработке Лысенко „Эй, не удивляйте, добрые люди!”. Это был тысячный хор, который заглушил шум Невского проспекта. Немало произведений композитор написал на слова Т. Шевченко, а именно музыку к „Кобзаря”. Сегодня вы послушаете один из этих произведений - кантату „Радуйся, ниво неполитая”. Это произведение для хора, оркестра и солиста. Такое произведение называется кантатой.
Сегодня вы, дети, послушаете пятую часть кантаты „Оживут степи, озера”. Музыка в этом произведении не только усиливает сюжет, но и дополняет его, придавая содержания новых признаков.
2. Беседа по прослуханим произведением.
- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
- Какие чувства вызвало у вас это произведение?
- Какое значение художественного слова в этом произведении? (Дети отвечают).
VI. Итог урока.