Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

5 КЛАСС

 

Тема 1. Музыка и искусство слова.

 

Урок 4

Тема урока. Звукоряд, пение упражнений. Работа над песней "Ехал казак за Дунай". Слушание музыки. М. Лысенко "Радуйся, ниво неполитая"

 

Цель урока: закрепить с детьми понятие „звукоряд”, дать определение кантаты; развивать вокально-хоровые навыки и музыкально-ритмический слух; воспитывать интерес к музыке украинских композиторов.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, аудио-запись, музыкальный инструмент, портрет М. Лысенко.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Дети, услышав тему урока, вы упомянули, что о звукоряд вы учили в младших классах. Думаю, что вам не трудно будет дать определение этого понятия. Итак, то что такое звукоряд?

Звукоряд - это последовательное размещение звуков по высоте в восходящем или нисходящем порядке.

- А теперь споем звукоряд „до мажор” вверх и вниз.

- А помните ли вы поспівочку о звукоряд? Я вам ее напомню, а вы послушайте.

 

Звукоряд

 

 

III. Работу над песней можно начать с напоминания мелодии песни.

- Дети, я заиграю мотив песни, а вы назовете ее?

(Это отрывок из песни „Ехал казак за Дунай”, которую мы начали изучать на прошлом уроке).

- Давайте выполним 5 вместе и продолжим изучать дальше.

Работаю над чистотой интонирования, дыханием, дикцией.

- Изучив песню общем, обратили ли вы внимание на 5 лад?

- Первая часть произведения звучит в миноре, а вторая - в мажоре. То же хорошо вслушайтесь, кто этого не заметил.

- А теперь исполним песню „В ролях”: ребята будут выполнять слова казака, а девушки - девушки. (Желающих опитую на оценку).

 

IV. Музыкально-ритмические движения.

 

V. Слушание музыки стоит начать с

1. Рассказы о Николае Лысенко.

М. Лысенко - украинский композитор, основоположник украинской классической музыки. Родился он на Полтавщине, а учился в Киеве, Лейпциге и Петербурге. На протяжении всей жизни композитор собирал украинские народные песни, дописывал их, включая в свои произведения. Во время пребывания в Петербурге у него сложились хорошие отношения со студентами Академии искусств. Когда Николай Витальевич прощался с Петербургом, студенты устроили ему проводы. Все хористы спели могучими голосами народный гимн в обработке Лысенко „Эй, не удивляйте, добрые люди!”. Это был тысячный хор, который заглушил шум Невского проспекта. Немало произведений композитор написал на слова Т. Шевченко, а именно музыку к „Кобзаря”. Сегодня вы послушаете один из этих произведений - кантату „Радуйся, ниво неполитая”. Это произведение для хора, оркестра и солиста. Такое произведение называется кантатой.

Сегодня вы, дети, послушаете пятую часть кантаты „Оживут степи, озера”. Музыка в этом произведении не только усиливает сюжет, но и дополняет его, придавая содержания новых признаков.

2. Беседа по прослуханим произведением.

- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- Какое значение художественного слова в этом произведении? (Дети отвечают).

 

VI. Итог урока.