5 КЛАСС
Тема 1. Музыка и искусство слова.
Урок 6
Тема урока. Музыкальная фраза, предложение, определение на слух. Работа над песней "Засвіт встали козаченьки".
Слушания. Хор "Откуда приятный и нежный тот звон" из оперы "Волшебная флейта" В. А. Моцарта
Цель урока: углубить и закрепить с детьми строение музыкального произведения на примере знакомых песен; развивать у детей музыкальную память и наблюдательность; воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, аудио запись, магнитофон, портрет В. А. Моцарта.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
Пение упражнения по полутонах выше.
III. Актуализация опорных знаний.
- Дети, я сейчас исполню отрывок знакомой песни, а вы послушайте (отрывок песни „Выйди, выйди, Иванку").
- Всю песню вы услышали?
(Нет).
- А как называется эта часть произведения?
(Музыкальная фраза).
- Кто скажет, что такое музыкальная фраза.
(Музыкальная фраза - часть предложения, которая не имеет полного развития).
- А кто завершит музыкальную мысль, то есть музыкальное предложение? (Ответы учащихся).
- А теперь определим первую фразу песни „Засвіт встали козаченьки”.
- А теперь спойте целое предложение.
IV. Работу над песней „Засвіт встали козаченьки” продолжаю разучиванием всех остальных куплетов по фразам, подчеркивая ученикам - где фраза, где музыкальное предложение.
Во время пения обращаю внимание учащихся на цепное дыхание, чистоту интонирования, пение без крика в определенном темпе.
V. Музыкально-ритмические движения.
Пение песни с маршируванням.
VI. Слушание музыки.
1. Беседа:
- Дети, с творчеством этого композитора вы знакомились в младших классах.
- Кого вы видите на портрете?
(Это австрийский композитор, который оставил в наследство произведения разных жанров: сонаты, концерты, оперы. Музыка композитора раскрывает внутренний мир человека, его переживания, настроение).
- Сегодня мы послушаем хор „Откуда приятный и нежный тот звон” из оперы Волшебная флейта”. Это опера - сказка про мудрость, добро, справедливость, посвященная вечной теме любви.
- Давайте вспомним, что такое опера.
- Что такое либретто? (Литературный текст оперы).
- Какой оркестр сопровождает оперу? (Симфонический).
- А теперь внимательно послушайте отрывок из оперы и дайте ответы на вопросы:
- Какой хор ее исполняет?
- Что характерно для исполнения этого произведения?
- Как называется такое пение?
VII. Итог урока.