Уроки по этике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Этика 6 класс разработки уроков

Тема И. Стремимся вершин добра

 

УРОК 6 Что значит быть справедливым.

 

Тема. Что значит быть справедливым.

Цель: сформировать представление о справедливости; научить оценивать события в окружающем мире и собственной жизни с позиций справедливости; формировать умение высказывать свое мнение о важности соблюдения принципа справедливости в повседневной жизни, во взаимоотношениях с людьми; развивать чувство справедливости, умение противостоять неблагоприятным условиям; воспитывать справедливое отношение к людям, которые нас окружают.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, доска, мел.

Эпиграф: «Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому должное» (Цицерон).

Высказывания: «Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты» (С. Смит).

«Справедливый человек - не тот, который не совершает несправедливости, а та, которая могла нанести оскорбление, но не захотела этого сделать» (Филон Александрийский). «Прежде чем быть великодушным, нужно быть справедливым, подобно тому как рубашка нужна раньше, чем кружева» (Шамфор).

«Главнейшая из всех пагубных страстей есть зависть - мать прочих страстей и беззаконий» (Г. Сковорода).

Ключевые понятия: справедливость; клевета; лесть; лукавство; ханжество; хитрость; великодушие.

Тип урока: интегрированный.

Структура урока:

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

II. Основная часть.

1. Что такое справедливость.

2. Легко быть справедливым.

3. Как противостоять несправедливости.

III. Заключительная часть.

Выводы.

IV. Домашнее задание

Ход урока

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Поздравления.

Учитель. Здравствуйте, дети. На прошлом уроке у нас была беседа на тему «В чем сила любви». В чем же сила этого чувства? (Любовь - высокое чувство. Любить может тот, кто является духовным, способным чувствовать.)

В чем проявляется чувство любви? (Чувство любви проявляется в заботе о тех, кого мы любим, в ответственности за них, желании видеть их счастливыми.)

2. Актуализация опорных знаний.

• Что мы подразумеваем под словом «любить»? (Любить - испытывать чувство привязанности к кому-либо, чему-либо.)

• Почему мы говорим, что любовь связана с самосовершенствованием? (Под влиянием любви человек хочет быть лучшей.)

• Что мы понимаем под словом «самосовершенствование»? (Самосовершенствование - целенаправленное развитие своих духовных способностей, совершенствованию своего образа жизни.)

Проверка письменного домашнего задания по теме «В чем сила любви».

1-2. Впиши в клеточки моральные ценности, о которых идет речь в высказываниях. (Любовь. Дружба.)

3-4. Допиши предложение.

Любовь к родным я обнаруживаю в том, что... (я о них беспокоюсь; переживаю за их самочувствие; хочу, чтобы они были счастливыми; забочусь о них).

5. О героях которого рисунка можешь сказать, что они любят природу? (Вариант Б.)

6. В каких качествах проявляется любовь? (Б. Великодушие; В. Благодарность; Г. Снисходительность; Е. Тактичность. Искренность.)

7-8. И согласен ли ты с утверждениями?

Во взаимоотношениях с людьми, которых мы любим, не следует прибегать к церемониям, ведь они и так о нас все знают. (Нет.)

Любовь не совместима с грубостью, бестактностью, высокомерием. (Да.)

9-10. Найди в «Энциклопедии афоризмов» высказывания выдающихся людей о любви. Выпиши те, которые наиболее понравились.

(«Настоящая любовь проявляется в несчастье. Как огонек, она тем ярче светит, чем темнее ночная їмла» (Леонардо да Винчи).

«Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от нее человек лучше, и еще по тому, насколько от нее в душе светлеет» (Л. Андреев).

«Любить - это находить в счастье другого свое собственное счастье» (Г. Лейбниц).

«Любовь, подобно огню, не знает покоя: она перестает жить, как только перестает надеяться или бороться» (Ф. Ларошфуко).

«Главная сущность любви - доверие» (Г. Сталь).

«Любовь - дивный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти и сорвать его на краю пропасти» (Стендаль).)

11-12. Прокомментируй ситуацию с представленными вопросами.

Можешь ли ты утверждать, что Лисичка посещала на Рождество бабушку через любовь к ней?

Была она к бабушке безразлична?

Что можно посоветовать Лисичке, чтобы ее любовь к бабушке не вызывала сомнений?

(Индивидуальные ответы учащегося.)

Учитель. Вы должны были прочитать в учебнике японскую притчу «Любовь к хризантемы». Чему она учит? (Ответы детей.)

3. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. В прошлом году на уроках украинской литературы вы читали сказку «Названный отец». Переведите мне ее содержание. (Один или двое учеников пересказывают произведение.)

Кем был «приемный отец»? (Это была правда человеческая.)

А в чем заключается эта правда? (Не забывать заботиться о людях, быть справедливым. В основе справедливости лежит Добро.)

Интерактивная игра «Микрофон»

Ученики по очереди отвечают на вопросы учителя: «Как вы считаете, что такое справедливость?» (Дети приходят к выводу, что справедливость - истинное отношение к кому-либо или чему-либо.)

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Учитель. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Что значит быть справедливым». На уроке мы поговорим о справедливости; попробуем научиться оценивать события в окружающем мире и собственной жизни с позиций справедливости; научимся высказывать свое мнение о важности соблюдения принципа справедливости в повседневной жизни, во взаимоотношениях с людьми; поговорим о чувство справедливости, умение противостоять препятствиям; о справедливом отношении к тем людям, которые нас окружают.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Что такое справедливость.

Учитель. Рассмотрите картины на странице 39 учебника. Что на них изображено? Можем ли мы говорить о правдивости или неправдивости кого-то из художников? (Дети отвечают и приходят к выводу, что Винсент ван Гог в картине «Море в Сен-Мари» в 1888 г., и Иван Айвазовский в картине «Солнечный день» в 1884 г. писали разными средствами, применяя разную технику. И у каждого из них своя правда в передаче картины моря, шторма на море.)

Учитель. В Древней Греции богиню правосудия Фемиду изображали с завязанными глазами и с весами в руке. Почему? (Фемиду изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках (иногда - с рогом изобилия). Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды - символ воздаяния. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.)

Дополнительная информация для учителя.

Фемида (рим. - юстиция) - богиня правосудия, дочь Урана и Геи, титаніда, вторая законная супруга Зевса, мать мойр и ор. Одной из дочерей Фемиды была гора Дике - богиня справедливости. Зевс вершил правосудие только в присутствии Дике и Фемиды. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решение, дает добрые советы. Стоит она всегда справа от олимпийского владыки.

От Зевса Фемида родила трех мойр - богинь судьбы. Их имена - Лахесис («дающая судьбу»), Клото («прядет»), Атропос («неотвратимая»).

Лахесис назначает судьбу еще до рождения человека, Клото прядет нить его жизни, Атропос неотвратимо приближает будущее.

Также дочерьми от Зевса и постоянными спутницами Фемиды есть три оры: Евномія («благозаконня»), Дике («справедливость») и Эйрена («мир»).

Мудрая Фемида обладала даром пророчества, она была второй после Геи покровительницей Дельфийского оракула, которого впоследствии передала Аполлону. Предостерегла фемида Зевса от брака с Фетидой, поскольку ее сын будет сильнее своего отца. Именно Фемида дала совет Девкаліону и Пирре, как возродить род человеческий после насланной громовержцем всемирного потопа. Она же предупредила атланта, что однажды сын Зевса похитит золотые яблоки в его дочерей гесперид.

Фемида была великой богиней, которая управляла 13-месячным годом, разделенным на два сезона летним и зимним солнцестоянием.

Учитель. Всегда ли мы можем честно сказать, что это справедливо по отношению к нам? (Не всегда.) Вспомните ситуации, когда вам приходилось выбирать между «хочу» и «нужно». Во многих случаях вы чувствовали себя оскорбленными, считали, что нарушается справедливость в отношении вас? Что легче: внимательно выполнить домашнее задание или, рассказывая дома об уроке и «двойку», сказать, что учитель поступил несправедливо по отношению к вам?

Работа с учебником.

Прочитайте текст «Что такое справедливость» на страницах 39-40.

Прочитайте вслух три главные, на ваш взгляд, тезисы, содержащиеся в этом тексте. (Слово «справедливость» родственное со словом «правда». Справедливость - отношение к кому-либо, которое характеризуешься безсторонністю и соответствует морально-этическим нормам. Справедливость - это качество, которым мы измеряем, т.е. оцениваем, человеческие взаимоотношения.)

Понятие «справедливость» можно определить так:

Справедливость - 1. Правильное (истинное), беспристрастное отношение к кому-либо или чему-либо. 2. Человеческие отношения, основанные на нравственных принципах.

Прочитайте на странице 41 притчу про царя Соломона и афганскую сказку «Справедливый судья». (Дети выполняют задание.)

• Справедливым ли было решение царя Соломона? (Ответы детей.)

• Справедливым ли было решение судьи?

Легко ли быть справедливым? (Ответы детей.)

• Какие черты нрава людей мешают справедливости? (Злость, клевета, лесть, лукавство, хитрость, ханжество, зависть.) Прочитаем определение этих понятий в учебнике на страницах 40-41.

Клевета (оговор) - ложь, ложное сообщение с целью опорочить кого-то.

Лесть - лицемерное, неискреннее восхваление, подхалимство. Двуличие (лицемерие) - черта характера человека, чьи поступки и слова не соответствуют истинным намерениям.

Ханжество (лицемерие, ханжество) - мнимая (ложная) добродетель.

Хитрость - черта характера человека, которая для достижения цели действующий непрямым, обманным путем.

Работа с учебником.

Прочитайте на страницах 44-45 индийскую сказку «Завидюща сова» и объясните, справедливо ли сова упрекала соловью. (Ответы детей.)

Учитель. Оценивать человеческие отношения нам помогают моральные ценности и качества великодушного человека.

Моральные (этические) ценности - нравственные образцы, понятия, требования, предписания, которые дают человеку возможность оценивать действительность и ориентироваться в ней.

Назовите эти моральные (этические) ценности. (Добро, Справедливость, Милосердие, Любовь, Дружба.)

2. Легко быть справедливым.

Учитель. Иногда нам кажется, что правда только на нашей стороне, но, если поставить себя на место другого человека, мы поймем, что нам это только кажется. Прочитаем на страницах 41-42 материал учебника «легко Ли быть справедливым». Выпишите из этого текста те качества, которые помогут нам быть справедливыми с точки зрения нравственного опыта человечества. (Честность, искренность, великодушие.)

Великодушие - качество человека с добрыми, благородными чувствами; незлопам'ятної.

Работа с учебником.

Прочитайте притчу «Поле» (с. 42) и скажите, в чем оказалась великодушие братьев в отношении друг к другу. (Дети читают и отвечают.)

3. Как противостоять несправедливости.

Учитель. Как же противостоять несправедливости? Прочитайте текст учебника «Как противодействовать несправедливости» на странице 43.

Скажите, почему в аду обрадовались человеку, который просто наблюдала несправедливость, не пытаясь ничего сделать? (Человек должен стремиться противостоять несправедливости.)

Рассмотрите рисунки на странице 43 учебника и скажите, помогают восстановить справедливость изображены ситуации. Разыграйте ситуации так, чтобы противодействие несправедливости не приумножала зло. (Дети разыгрывают ситуации из учебника или же ситуацию, когда одноклассник случайно толкнул другого одноклассника, задев его портфель. Портфель упал на пол.)

Вспомните сюжет из журнала «Ералаш», когда за чушь подрались два мальчика и начали звать на помощь старших братьев, родителей, дядь и теть. Дело дошло до военных действий. Обе стороны уничтожили друг друга. А мальчики помирились.

Или же вспомните сказку про двух баранов, которые встретились на узкой тропинке над пропастью, не хотели уступать дорогу друг другу и в конце провалились, и сказку про двух козочек, которые, встретившись на узкой тропинке, помогли друг другу разминуться. Чему учат эти сказки? (Ответы детей.)

Прокомментируйте буддийскую мудрость: «Побеждай ярость любовью, отвечай добром на зло, скупость побеждай щедростью, лжеца - словом правды». (Комментарии детей.)

Учитель. Помните, что добро порождает добро, а зло порождает зло. Насилие и благодеяния - несовместимые понятия. Одно насилие порождает другое, и насилие множится. Противостоять злому поступку можно добром.

Притча

Однажды у Иисуса спросили:

- А что делать, когда обижают?

- Пожалейте этого человека, - сказал Христос. - Ведь Бог накажет его за зло, которое он причинил вам. Неужели его не жалко? Поэтому молитесь, чтобы Бог простил человеку, который обижает вас. Злой человек на зло отвечает злом. Но если хорошего человека обидели, она отвечает только добром. Этим она и отличается от злой.

Представьте, что злой человек - это слепыш. Ведь действительно, если не видишь доброты и не слышишь, о чем говорит Бог, то ты - слепой. А слепых таких очень много. Что бы было, если бы не встречались нам люди зрячие? Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму. Поэтому нужно помогать слепым.

Подумайте над этой притчей.

Работа с учебником.

Найдите на странице 44 выражение, которое имеет отношение к этой мысли. («Часто несправедлив тот, кто чего не делает, а не только тот, кто что-либо делает не так» (Марк Аврелий).)

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Выводы.

Какие выводы мы можем сделать по теме урока «Что значит быть справедливым»? (Справедливость требует непредвзятого отношения к другим, которое соответствует морально-этическим нормам.

Справедливое отношение к другим требует иногда поступиться собственными интересами, ограничить себя в чем-то.

Несправедливое отношение - это предвзятое отношение, которое не соответствует морально-этическим нормам.

Противостоять несправедливости можно, предложив что-то справедливое.

Насилие и благодеяния - несовместимые понятия.)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать в учебнике с. 39-45. Выучить определения ключевых понятий и терминов.

Выполнить задания в рабочей тетради по теме «Что значит быть справедливым».