Тема И. Стремимся вершин добра
УРОК 7 Как отличить нравственный идеал от кумира.
Тема. Как отличить нравственный идеал от кумира.
Цель: сформировать у учащихся понятие «идеал», «кумир», «идол»; обосновать важность самосовершенствования как одного из действенных средств приближения к нравственному идеалу; развивать потребность в самосовершенствовании, выяснить, почему человеку свойственно стремление к идеалу; воспитывать разумное отношение к идеалу; поговорить о том, кто такие «фанаты».
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь; аудиозапись «Симфония № 3» («Героическая») Л. ван Бетховена.
Эпиграф: «Вечной совершенству нет - есть постоянное стремление к ней» (С. Далее).
Высказывания: «Ценность идеала в том, что он удаляется, когда мы приближаемся к нему» (Г. Ганди).
«Не сотвори себе кумира» (Библейская мудрость.)
Ключевые идеал; идеальный; кумир. понятия:
Структура урока
I. Вступительная часть.
1. Поздравления.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Мотивация учебной деятельности.
4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.
II. Основная часть.
1. Что такое идеал.
2. Почему мы стремимся к идеалу.
3. Кто такие идолы и кумиры.
III. Заключительная часть.
Выводы.
IV. Домашнее задание.
Ход урока
I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Поздравления.
Учитель. Здравствуйте, дети. На предыдущем уроке речь шла о том, что значит быть справедливым.
• Какую сказку про зависть мы читали в учебнике?
• Что мы понимаем под великодушием?
• Что такое этические (моральные) ценности?
• Как можно противостоять несправедливости? (Правдивым словом, разъяснением, неравнодушием, уступкой в чем-то.)
2. Актуализация опорных знаний.
Что же такое справедливость? Определите понятие клеветы, лести, лицемерия, ханжества, хитрости. (Ответы детей.)
Проверка письменного домашнего задания по теме
«Что значит быть справедливым».
1-2. И согласен ли ты с утверждением?
Справедливым является то, что отвечает нашим интересам, желаниям, а несправедливым то, что заставляет нас уступать. (Нет.)
Справедливость проявляется в двух качествах: никому не вредить и способствовать общей пользы. (Да.)
3-4. Допиши предложение.
Проявлением несправедливости я считаю... (оскорбления, клевета, лесть, хитрость, зависть, равнодушие к проблемам других).
5-6. Или считаешь, что герои рисунков противодействуют несправедливости? (Вариант А. - так; вариант Б. - нет.)
7-8. Прокомментируй ситуацию с представленными вопросами.
Считаешь ли ты совет старого воробья этической? (Нет, он думает только о себе, чтобы ему хлеба больше досталось. А не про воробья, который только вылетел из гнезда и совсем не знает, какая опасность может его ждать.)
Могут ли быть справедливыми люди, отношения которых основаны на неискренности, хитрости, равнодушия? Почему? (Нет, не могут, потому что справедливые отношения должны основываться на моральных ценностях, а не на хитрости, равнодушия, неискренности.)
9-10. Разгадай кроссворд.
11-12. Обоснуй или спростуй мнению древнегреческого философа Аристотеля: «Быть справедливым в мыслях - еще не значит быть справедливым на деле».
(Индивидуальная ответ ученика.)
3. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Посмотрите на картины П. Рубенса «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (1625) и П. Ренуара «Девушка с веером» (1881) на странице 46 учебника. Дайте ответ на вопрос в задании 1.
• Красивые женщины изображены на этих картинах?
• В какие времена написаны картины?
• Меняются ли с годами идеалы внешней женской красоты?
• Меняются ли с годами идеалы духовной красоты? (Ответы детей.)
4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.
Учитель. Тема урока сегодня звучит так: «Как отличить нравственный идеал от кумира». Рассматривая тему, мы поговорим о том, что означают понятия «идеал», «кумир», «идол»; обоснуем важность самосовершенствования как одного из действенных средств приближения к нравственному идеалу; поговорим о том, почему мы стремимся к идеалу; кто такие фанаты.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Что такое идеал.
Работа с учебником.
Прочитайте текст «Что такое идеал». Выпишите главную мысль этого текста. (Идеал - совершенство, совершенный образец, высшая степень совершенства в чем-либо, которого трудно достичь. Любая из моральных ценностей - добро, правда, любовь, счастье, справедливость - это идеал, к которому мы стремимся в отношениях с людьми.)
Обратите внимание на толкование понятия «идеал» в учебнике, подумайте над понятиями.
Идеал - совершенное воплощение чего-нибудь, совершенный образец.
Идеальный - совершенный, образцовый, безупречный.
Учитель. Стремление идеала естественное для человека. Даже гении и известные на весь мир люди когда-то хотели быть похожими на какую-то выдающуюся личность
Один из известных ораторов древнего мира - Демосфен. С юных лет он, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и старательно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень требовательны к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее наполнение, но и мимика - различные приемы движения рук, пальцев, положение тела во время разговора, выражение лица. Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом. Однако настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки.
Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменяли шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся мимике перед зеркалом, причем меч, который спускался с потолка, колол его всякий раз, когда он, по привычке, подводил плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен неделями не выходил из комнаты, поголивши себе половину головы, чтобы избежать соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободренный актером Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.
2. Почему мы стремимся к идеалу.
Учитель. Людвиг Фейербах писал: «Идеалом является целостный, всесторонний, совершенный, образованный человек». Если говорить про идеальную личность, такой можно назвать морально совершенного человека, в котором воплощены самые высокие моральные качества. (Иисус Христос в христианстве, Будда - в буддизме, Мухаммед - в мусульманстве). Прочитайте текст «Почему мы стремимся к идеалу» на страницах 48-49 учебника. Сделайте вывод из прочитанного. (Нравственные идеалы - образцы для самосовершенствования. Каждый человек формирует свой идеал как представление о те качества, которые ей необходимы для счастья.)
Именно поэтому, ориентируясь на идеал, мы самосовершенствуемся, делаемся благоразумными, стремимся предугадать последствия своих поступков. За идеалом мы оцениваем себя и становимся лучше.
Почему говорят, что идеал похож на звезду? (Звезды, как и идеала, мы не можем достичь, но на звезды (как и на идеал) всегда ориентируемся.)
Учитель. Для приближения к нравственному идеалу нужно много над собой работать. А самосовершенствование - это один из действенных способов приближения к нравственному идеалу.
Подумайте над высказыванием, который записан на доске: «Ценность идеала в том, что он удаляется, когда мы приближаемся к нему». Как это понять? (Чем выше мы поднимаемся по ступенькам нравственности, тем выше становятся наши идеалы.)
Нравственный идеал имеет влияние и на отношения между людьми, на жизнь в обществе. Этикет - это тоже образец, идеал того, как нужно себя вести. Но выполняя правила этикета, мы приближаемся к идеалу и начинаем требовать от себя большего. Во все времена существовали идеальные модели общества (вспомните фильм «Человек-амфибия»), люди всегда мечтали об идеальном обществе. Были ученые, которые положили жизнь на разработки основ такого общества. В философии существует даже такое течение - идеализм. Как вы считаете, почему у каждого из нас свой идеал? (Выбор идеала зависит от индивидуальных потребностей каждого человека.)
Звучит фрагмент «Симфонии № 3» («Героической») Л. Бетховена.
Учитель. Желание иметь идеал, по которым можно сверить свои поступки, иногда бывает таким сильным, что человек начинает искать идеальную личность на экранах кинотеатров, телевизоров, на концертных сценах. Но, идеализируя какую-то личность, мы можем разочароваться, если окажется, что «идеальные» черты не реальные, а придуманные. Так, Людвиг ван Бетховен идеализировал Наполеона, хотел посвятить ему свою «Симфонию № 3», но, услышав, что Наполеон объявил себя императором, изменил название симфонии на «Героическую». Почему? (Бетховен считал Наполеона борцом за независимость, свободу, равенство, братство, деятелем революции, воплощал лучшие черты вождя, которому ничего для себя не надо, а только для народа Франции. Оказалось, что это не так.)
Работа с учебником.
Работая в парах, выберите в задании 6, на странице 50, один из текстов и подумайте над вопросами:
• Чему учит притча?
• Кого считают образцом для подражания?
• Каковы качества идеального человека, о которых говорится в притчах?
После сообщения результатов работы посоветуйтесь, что общего
в содержании обоих притч. О чем это свидетельствует? (Ответы детей.)
3. Кто такие идолы и кумиры.
Учитель. В этике нравственный идеал отличают от кумира.
Кумир - предмет слепого поклонения.
Слово «кумир» означает то же самое, что и идол - статуя, которая изображает языческое божество. В Библии записано: «Не сотвори себе кумира».
Кумиров мы выбираем по внешним показателям, идолам поклоняемся, идеал выбираем за высокие моральные качества.
Современный мир наполнен кумирами. Проанализируем такие ситуации.
Ситуация 1.
Богдан вырезал из журналов фотографии Димы Билана. Вся комната в фотографиях. Парень учился ходить так, как Дима. Даже прическу себе такую же сделал. Одежда тоже выбирал, как у Димы Билана.
Ситуация 2.
Андрей учился в музыкальной школе на вокальном отделении. Когда Дима Билан стал серебряным призером на Евровидении-2006, Андрей начал еще тщательнее изучать иностранные языки, чтобы петь так, как Дима Билан.
Ситуация 3.
Маринка ни о ком не хотела слышать, кроме Димы Билана. Она писала ему письма, собиралась, когда вырастет, ездить за певцом на гастроли. Она перестала учиться. Все разговоры были только про Билана. Этими разговорами она уже надоела подружкам. Даже кота своего она назвала Димой [6].
Скажите, в какой из трех ситуаций мы можем говорить об идеале, о кумире, о фанатизм? (Дети отвечают.)
Учитель. Фанаты - это лица, которые посвящают свою жизнь «служению» кумиру. Такие люди не развивают своих способностей, не думают над своей жизнью. Это гибельный путь, им идти не следует.
Прочитайте на страницах 51-52 притчу «Деревянная статуя». О чем здесь идет речь? Чему учит эта притча? (Идеал должен быть в душе человека, к нему нужно приближаться, работая над собой.) Чтобы приблизиться к идеалу, нужно знать, какие черты характера в себе нужно воспитывать, какие качества формировать. Иногда нам кажется, что мы лучше или хуже, чем есть на самом деле.
Предлагаю вам выполнить задание 5 на стр. 49, ответить на вопросы теста. (Дети выполняют тест.)
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Выводы.
• Что такое идеал?
• Что такое кумир?
• Как приблизиться к идеалу? (Ответы детей.)
Учитель. Нарисуйте пирамиду и ступени до высшей точки. Высшая точка - твой идеал. На каждой ступеньке нужно написать, что же сделать, чтобы приблизиться к идеалу.
IV. Домашнє задачи.
Прочитать параграф учебника (с. 46-52). Выучить определения ключевых понятий и терминов урока.
Выполнить задания в рабочей тетради по теме «Как отличить нравственный идеал от кумира».