Уроки по этике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Этика 6 класс разработки уроков

Тема И. Стремимся вершин добра

 

УРОК 5 В чем сила любви.

 

Тема. В чем сила любви.

Цель: научить учащихся высказывать свои мысли о любви как о высоком чувстве, развивать умение приводить примеры различных проявлений любви; формировать привычки ответственного, искреннего отношения к любви, воспитывать чувство любви к Родине, к родителям, к людям вообще.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, доска; репродукции картин: «Мадонна с цветком», «Мадонна Литта», «Мадонна в гроте» Леонардо да Винчи, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля; " портрет Л. Бетховена; картина И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; М. Дерегуса «Тарас Бульба во главе войска»; Г Ивасюка «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев»; иконы «Владимирская Богоматерь» (XII век), «Богоматерь Оранта» из Софийского собора в Киеве (XI век); аудиозаписи произведений Шуберта «Ave Maria», Л. Бетховена «Соната № 14» («Лунная соната»), украинской народной песни «Ніч яка місячна»; «Родная мать моя» (муз. П. Майбороды, сл. А. Малышко).

Эпиграф: «Любовь возникает из любви; когда хочу, чтобы меня любили, я сам первый люблю» (Г. Сковорода).

Высказывания: «Любовь порождается любовью, которую вызывают благосклонность и благоволение в соединении с добродетелью» (Г. Сковорода).

«Любовь - самое крепкое из человеческих чувств. Любить - это творить добро. Любовь - это не только слово, это деятельность, направленная на благо других...» (И. Тургенев). «Разумный человек любит не потому, что это ей удобно, а потому, что она в любви находит счастье» (Б. Паскаль). «Любить - значит жить жизнью того, кого любишь» (Л. Толстой).

«Любить - значит находить в счастье другого собственное» (Лейбниц).

Ключевые понятия: любовь; самосовершенствование.

Тип урока: интегрированный.

Структура урока

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

II. Основная часть.

1. Что значит любить.

2. Почему мы стремимся к любви.

а) Материнская любовь.

б) Любовь к Родине.

3. Когда человек способен любить.

III. Заключительная часть.

Выводы.

IV. Домашнее задание.

Ход урока

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Поздравления.

Учитель. Здравствуйте, дети. На прошлом уроке мы говорили о том, почему этические ценности определяют как жизненные ориентиры. Назовите примеры моральных (этических) ценностей. (Дети выполняют задание.)

2. Актуализация опорных знаний.

Проверка письменного домашнего задания

«Почему моральные ценности определяют как жизненные ориентиры».

А сейчас проверим задание в рабочей тетради.

1-2. Или соглашаешься с утверждением?

Моральными ценностями называют все, что ценит человек. (Б. Нет.) Обязанностью называют личную ответственность человека за решение любой проблемы. (А Так.)

3-4. Впиши в клеточки понятия, которые в этике определяют как высшие ценности.

Добро

Любовь

Дружба

Правда

Свобода

Справедливость

5-6. Приведи примеры своих повседневных обязанностей. (Застелить кровать, помыть посуду, убрать в комнате, вытереть пыль, полить цветы, сходить в магазин.)

7-8. Прокомментируй ситуацию с представленными вопросами.

• Как Черепаха относилась к жителям ставка? Почему ты так уважаєш?

• Заслуживает Черепаха на упреки?

• Кому могли бы упрекнуть рыбки, если бы кто-то из них попал на крючок?

(Индивидуальные ответы учащегося.)

9-10. Сформулируй установку, которая имеет характер нравственного долга. (Никогда не делай другому того, чего сам себе не желаешь, и поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой - «золотое» правило этики.)

11-12. Обоснуй или спростуй мнению немецкого философа конца 18 - начала 19 вв. Георга Гегеля: «Обязанности человека делятся на четыре рода:

1) на обязанности перед самим собой;

2) перед семьей;

3) перед государством;

4) перед людьми вообще».

(Это подходящее выражение, поскольку обязанности разные, но все они определяются нравственными (этическими) ценностями.)

3. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Вслушайтесь в слова украинской песни. Текст ее принадлежит Михаилу Старицкому, выдающемуся украинскому драматургу. Музыка - народная.

Ніч яка місячна, зоряна, ясная,

Видно, хоть иголки собирай.

Выйди, коханая, працею зморена,

Хоть на минуточку в рощу.

Какое чувство воспевается в этой песне? Найдите слова в песни, которые свидетельствуют о нежности, любви, заботе. (Ответы детей.)

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Тема сегодняшнего урока звучит так: «В чем сила любви». Мы должны научиться высказывать свои мысли о любви как о высоком чувстве, развивать умение приводить примеры различных проявлений любви; формировать привычки ответственного, искреннего отношения к любви, переживать чувство любви к Родине, к родителям, к людям вообще.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Что значит любить.

Учитель. Что же таит в себе это загадочное чувство Любовь? Почему поэты, музыканты, художники всех времен и народов посвящали свое творчество этому чувству? Почему любовь определяют как высокое чувство, в чем ее сила? На эти вопросы мы попытаемся ответить в течение урока. На доске написаны высказывания выдающихся людей о это загадочное и сильное чувство, прочитайте их и попробуйте понять.

Любовь относится к моральным ценностям. Она делает человека лучше, благороднее. Благодаря способности любить человек становится счастливее. Но способность переживать это чувство присуще только человеку, это показатель духовного роста. Бездушная, черствая человек не может любить.

Любить - испытывать чувство привязанности к кому-либо, чему-либо.

Учитель. Может ли любовь существовать без уважения, ответственности, заботы? (Нет, тогда она эгоистична.)

В Древней Греции существовала легенда о юноше Нарциссе, который любил только самого себя и погиб потому, что боялся напиться воды, поскольку тогда он испортит свое отражение в ней. (Учитель читает или рассказывает легенду.)

Работа в парах.

Прочитайте «Первое послание к коринфянам святого апостола Павла» на странице 33 учебника. Какими словами апостол оценивает значение любви, сравнивая ее с другими качествами? (Для любви характерны терпимость, милосердие, отсутствие зависти, гордости, раздражения и др.)

Работа с учебником.

Прочитайте в учебнике текст «Что значит любить» на страницах 32-33. Задумайтесь над словами украинского философа Г. Сковороды: «Разве не любовь все соединяет, строит, творит подобно тому, как враждебность разрушает?».

2. Почему мы стремимся к любви.

Учитель. На предыдущем уроке мы говорили о сильных духом людей. Вы называли мне как пример Людвига ван Бетховена. Это действительно очень волевой человек. В те годы, когда он стал терять слух, к композитору пришла любовь. В письме Францу Вегелеру он пишет: «Она любит меня, и я ее люблю. Это - первые светлые минуты за последние два года». В этом письме Бетховен рассказывает о своей любви к Джульетте Гвиччарди, которой он мечтал соединить свою судьбу. Но это было невозможно: аристократическое происхождение Джульетты, его материальное положение - все это не давало надежды. Отец Джульетты отказал Бетховену, но эта трагедия не сломила композитора, как не сломала болезнь. Он написал одно из лучших произведений в мировом музыкальном искусстве - «Лунную сонату», посвятив ее любимой Джульетте Гвиччарди. Всю силу своей любви он вложил в это произведение. (Звучит соната Л. Бетховена.)

Работа с учебником.

Прочитайте на страницах 34-35 текст «Почему мы стремимся к любви». Обратите внимание на то, что, по наблюдениям психологов, чувство любви в нашем поведении проявляется в заботе о тех, кого мы любим, ответственности за них, уважительном отношении и в познании.

а) Материнская любовь.

Учитель. Как вы считаете, можно ли любить кого-то, забывая о себе? (Можно. Мама любит меня так, что иногда отказывает себе в чем-то для того, чтобы хорошо было мне.)

Звучит музыка Шуберта «AVE MARIA».

Так, мамина любовь безгранична. Она верная и терпеливая, полна нежности и доброты.

Перед вами выдающиеся произведения живописи. (Учитель показывает картины Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти.) На уроках музыкального искусства в пятом классе вы рассматривали эти произведения живописи. Почему же посвящены эти картины и музыка, которая звучит сейчас? (Материнской любви.)

Учитель. В глазах Мадонны Леонардо да Винчи, Рафаэля, в иконописных работах можно увидеть нежность, доброту, любовь, гордость своим ребенком, грусть и тревогу за ее судьбу, поскольку самое дорогое в мире - своего сына - она должна отдать ради счастья людей. Эта ее любовь передалась сыну, поскольку, согласно Библии, Иисус Христос любил людей и отдал свою земную жизнь за них. Музыка звучит как гимн материнству. Посмотрите внимательно на картину Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Вы видите прекрасную молодую женщину с ребенком на руках, в окружении святых Сикста, Варвары, ангелочков. Она гордо идет навстречу своей судьбе. Эта замечательная картина хранится в Дрезденской картинной галерее (Германия).

Перед вами икона XII века «Владимирская Богоматерь». Мы эту икону разглядывали в 5 классе. Она византийского происхождения. Вспомните, как в искусстве называют ряд икон, на которых мать и ребенок изображены такими, прижались щека к щеке? («Умілення».)

Что вы помните об иконах? (Иконы писали на дереве, на сухих досках, выдержанных несколько лет. На дерево наклеивали холст, затем укладывали слой мела, по которому писали красками.)

Вглядитесь в мозаичное изображением Марии-Оранты (Богоматери, которая молится) из Софийского собора в Киеве. Техника мозаики пришла в Киев из Византии. Мозаика (с греческого языка - «святилище муз») - способ изображения на плоскости с помощью небольших кусочков какого-либо материала, чаще всего смальты; один из основных видов монументального искусства [9].

Богоматерь обращается к Христу. Как вы считаете, о чем она молит сына? (О счастье для всех людей, любить людей, помогать им.)

Учитель. Мы говорили о большой любви матери к детям, но ведь существует и преданная любовь ребенка к родителям, к родным людям. Недаром в Украине всегда очень уважали родителей, даже почтительно обращались к ним на «вы». Слово матери и отца даже для взрослых детей было законом, безоговорочно выполнялись все их указания.

Звучит песня П. Майбороды на слова А. Малышка «Рідна мати моя».

Вслушайтесь внимательно в слова песни, сколько любви, нежности, благодарности в них!

Скажите, какой характер у этой музыки? (Музыка лирическая, душевная, полная любви и нежности.)

Кроме большой любви к матери, в словах песни мы слышим еще и любовь к родной земле, к Родине. Почему я так говорю? (В песне упоминаются «росяниста дорожка», «зеленые луга», «соловьиные рощи», «щебетанье дубрав».) Любовь к родной земле в этой песне такая же большая, как любовь к маме. Куда бы не поехал сын, он будет вспоминать родной край, мамину улыбку, ее глаза.

б) Любовь к Родине.

Учитель. На многих уроках мы говорили о том, что мама и Родина у человека одна. Мы любим свой край. Это очень сильное и возвышенное чувство. Вспомните, какие пословицы о любви к родной земле вы знаете, помните из уроков в 5 классе.

Интерактивная игра «Микрофон».

Дети рассказывают стихи об Украине.

Учитель. А сейчас споем песню о родной земле, которую вы изучали в 5 классе. (Исполняется «Песня на Добро». Карабица на сл. Ю. Рыбчинского или иная песня об Украине.)

В разные периоды истории Украины любовь народа к своей Родине помогала отстаивать независимость родного края. Каких героев вы знаете? (Б. Хмельницкий, П. Дорошенко, П. Сагайдачный, первый президент М. Грушевский.)

На уроках украинской литературы вы читали произведение о борьбе казаков с ордынцами «Запорожцы в урочище Сагайдачном», будете читать рассказы Якова Селезня «Иван Богун». Вы знакомы с повестью М. Гоголя «Тарас Бульба», слушали отрывки из оперы М. Лысенко «Тарас Бульба», знакомились с картиной Михаила Дерегуса «Тарас Бульба во главе войска», с оперой Д. Данкевича «Богдан Хмельницкий» и картиной Г. Ивасюка «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев». Главными героями и названных мною опер и картин является украинский народ и его выдающиеся представители. Мы гордимся историей Украины, казаками, которые любили Родину, отстаивали ее независимость. Одной из самых больших картин, посвященных казакам, работа чугуевского художника И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которая хранится в Харьковском художественном музее.

Если позволяет время, исполняется украинская народная песня «Ой на горе и жнецы жнут» или «За мир встали казаки».

Учитель. В годы Великой Отечественной войны любовь к Родине, к своим родным помогала бойцам сражаться с врагом. Не умирала вера и любовь матерей, которые ждали своих сыновей. Не умирала вера людей в победу. Недаром говорят, что Вера, Надежда, Любовь - не умирают.

3. Когда человек способен любить.

Учитель. Мы говорили о любви мамы к ребенку, детей к родителям, о любви к Родине. Есть еще любовь супругов.

В начале урока мы слушали украинскую народную песню «Ніч яка місячна». Она полна любви, нежности, заботы. Умение чувствовать любовь, принимать ее и дарить другим - это показатель духовного роста человека. Любовь побуждает нас к работе над собой, воспитание себя, самосовершенствования.

Самосовершенствование - целенаправленное развитие своих духовных способностей, совершенствованию своего образа жизни.

Могут ли быть вместе любовь и измена, любовь и зависть? (Нет, это не любовь. Любовь проявляется в желании видеть другого человека счастливым.) Послушайте сказку.

М. Андрианов

Грустно было Цветочке стоять целый день на одной ножке посреди клумбы возле дома. Но однажды на нее сел совсем незнакомый Бабочка.

Он, наверное, прилетел из далекой страны, потому что таких красивых крылышек Цветок еще никогда не видела. Бабочка тоже залюбовался пышным Цветком, и, пока он отдыхал, она пожаловалась, как часто ей бывает одиноко. И тогда Бабочка пожалел одинокую Цветочек. Он решил не лететь дальше, а поселиться поблизости, чтобы прилетать каждый день к Цветочку и рассказывать ей интересные истории про те места, где он побывал. Теперь Бабочка каждое утро и каждый вечер прилетал к Цветку с новостями, а она, раскрыв лепестки, радостно встречала своего друга. Однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел ее сорвать. Цветок испугалась и начала умолять не срывать ее. Вместо того предложила мальчику поймать своего лучшего друга. Мальчик согласился и пошел домой по сачок. Вернувшись, он спрятался и стал караулить на Бабочку. Вскоре тот появился в небе. Он куда-то спешил и пролетел мимо Цветок. Она широко раскрыла свои лепестки и стала звать Бабочки:

- Бабочке, скорей лети ко мне, я тебя давно жду, имею что-то тебе сказать.

Тот радостно подлетел к Цветку и... попал в сачок. Он пытался выбраться: бился крылышками, искал лазейку... Вдруг ему удалось вырваться из плена. Мотылек взлетел и уже потом увидел, что от удара сачко Цветок сломалась и лежала среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидел возле своей сломанной подруги, горько плакал и приговаривал:

- Это я виноват, это из-за меня тебя взломали, прости мне, Квіточко.

• Скажите, кто из героев способен на высокое чувство?

• Как поступила Цветок по отношению к Бабочке? (Ответы.)

Работа с учебником.

Прочитайте на странице 36 текст «Когда человек способен чувствовать любовь».

Очень хорошо, что в вашем возрасте появляются первые симпатии. Кому-то из мальчиков может понравиться какая-то девочка, а кому-то из девочек - мальчик. И следует очень трепетно относиться к первому чувства, поскольку оно может разбиться как хрусталь, и поразить человека навсегда. Вспомните чувства Маленького принца к Розе. Как герои проявляют свои чувства? (Проявляют заботу о тех, кого любят.)

Прочитайте дома советы современного психолога на страницах 36-37 учебника. Подумайте над ними.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Выводы.

• Почему же любовь - высокое человеческое чувство? (Любовь свойственна только высоконравственным людям. Любовь - это критерий человечности, нравственности. Она побуждает человека становиться лучше.)

• Как вы считаете, в чем проявляется, прежде всего, чувство любви?

(Чувство любви проявляется в заботе о тех, кого мы любим, ответственности за них, желании видеть их счастливыми.)

Учитель. Любить - значит научиться управлять своими чувствами, воспитывать в себе способность творить добро, быть нежным, ответственным, внимательным, честным, нужно уметь прощать, доверять человеку, которого любишь.

Пусть на протяжении всей жизни ваши сердца пылают любовью, теплом, добром и красотой. Не забывайте проявляйте заботу о своих мам! Любите нашу Украину!

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать параграф учебника на с. 32-38. Выучить определения основных понятий и терминов урока.

Дать ответы на вопросы к японской притчи «Любовь к хризантемы».

Выполнить задания в рабочей тетради по теме на с. 8-10.