Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
10 класс

УРОК № 5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

 

Цель урока: выяснить экономическое содержание производства, структурные элементы производства, технологические способы производства; формировать логичность и последовательность во время изложения собственного мнения, способствовать определению профессионального направления и сферы будущего трудоустройства; развивать экономическое мышление; воспитывать любознательность и самостоятельность.

Основные понятия: производство, способы производства; разделение труда, кооперация; материальное и нематериальное производство; производственная инфраструктура, производительность труда.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Задача

Постройте в тетрадях схему «Значение экономики». (Один ученик работает у доски.)

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Слово учителя

Самая главная цель производства - это создание потребительских благ для наиболее полного удовлетворения потребностей людей. Потребности, которые, на первый взгляд, не зависят от производства (потребности в воздухе, воде или общении), на самом деле являются зависимыми от него. Ведь качество воды и воздуха - это производные от экологической чистоты производственных технологий, а содержательность общения людей зависит от развитости особого среды - индустрии развлечений.

Изучение экономического содержания производства необходимо для тех, кто работает или готовится к трудовой деятельности.

 

IV. Изучение нового материала

Рассказ учителя

Сфера экономики, в которой создаются жизненные блага, предназначенные для удовлетворения человеческих потребностей, называется производством. Производство всегда происходит в движении, является процессом создания благ. Производство включает собственно труд, рабочую силу, предметы и средства труда.

Процесс производства всегда связан с определенными элементами, без которых он происходить не может. В зависимости от способа сочетания труда и средств производства выделяют следующие технологические способы производства (ТСП): ремесленная технология, машинное и современное автоматизированное производство.

- Используя знания по истории, физики, техники, охарактеризуйте названные способы производства.

Ремесленная технология, основанная на ручные работы, - это длительный исторический период вплоть до промышленной революции конца XVIII - начала XIX вв. Машинное производство, сложившееся на машинном труда, началось в конце XVIII в. Современное автоматизированное производство, основанное на автоматизированной труда, началось с середины 50-х годов XX ст.

Ремесленная технология отличается индивидуальной ручной работой как главным фактором производства и универсальными средствами труда (инструментами), двигателем которых является сила человеческих мышц. Высшей ступенью ремесленной технологии становятся мануфактуры средневековья. Машинное производство характеризуется тем, что воздействие человека на предметы труда осуществляется с помощью машин, двигателем которых является уже не сила мышц, а паровая, а позднее - электрическая энергия. На смену индивидуальной приходит специализированная и кооперативная труд людей, обслуживающих систему машин фабрики. Такая работа требует четкого согласования и управления. Последнее становится делом специалистов-управленцев.

Автоматизированное производство отличается тем, что в нем контроль за работой механизмов, качеством и соблюдением технологий, а также функции проектирования, регулирования отчуждаются от человека. Они передаются средствам автоматизации. Значительная часть работников становится занятой в создании и обработке информации. На смену пролетариям как таким, которые обслуживают машины, приходят когнетарії - люди, которые обслуживают компьютеры и автоматы.

Содержание производства раскрывается также в его организационных формах, к числу которых относятся разделение труда, обмен деятельностью, управление.

Работа со схемами

1. Производство имеет две важные стороны: оно одновременно является взаимодействием человека с природой и совокупности отношений между людьми.

Проанализировав приведенную схему, определите, как проявляются эти взаимодействия в реальной жизни?

 

 

2. Пользуясь схемой учебника «Основные элементы процесса производства», изобразите схематически элементы производства швейной мастерской или любого другого предприятия. Схема может иметь следующий вид.

 

 

Рассказ учителя

Производство всегда имеет общественный характер, ведь люди работают совместно, создавая блага, как правило, не для себя лично, а для удовлетворения потребностей других. Это предопределяется разделением, кооперацией, комбинированием труда.

Разделение труда означает специализацию отдельных производителей или их групп на создании определенного блага или на выполнении определенных трудовых операций.

Отдельные производители, предприятия и целые отрасли специализируются на производстве определенных благ или их частей или на выполнении определенных операций (например, транспортировка, торговля, кредит, выполнение отдельных операций при изготовлении одного жизненного блага и др.). Поэтому различают попродуктивний (специализация на создании отдельных продуктов) и пооперационный (специализация на отдельных производственных операциях) разделение труда. В примитивных обществах осуществляется преимущественно естественное разделение труда по полу и возрасту.

Кооперация труда - это такая форма разделения труда, когда много специализированных производителей совместно участвуют в едином процессе производства или связанных между собой процессах производства.

Производство может быть структурировано по-разному. Важным подходом является его рассмотрение с точки зрения разделения на материальное и нематериальное.

- Заполните таблицу. Приведите несколько примеров материальных благ и услуг и нематериальных благ и услуг.

 

 

Производство

Материальное

Нематериальное

Блага

 

 

Услуги

 

 

 

Кроме деления на материальное и нематериальное, существует разделение производства на первичное, вторичное и третичное. Такое разделение не означает, что какой-то сфере предоставляются преимущества. Он лишь подчеркивает характер связей между сферами и свидетельствует о том, что одни виды производственной деятельности являются производными от других.

- Пользуясь схемой учебника, приведите примеры первичного, вторичного и третичного производства. (Первичное: сельское хозяйство, лесничество, рыболовство, горнодобывающая промышленность; вторичное: обрабатывающая промышленность, строительство, переработка природных ресурсов; третичное: сфера услуг.)

Слово учителя

Совокупность предприятий, которые обслуживают производство, составляет производственную инфраструктуру. Это предприятия транспорта, связи, торговли, финансово-кредитной сферы, информации, рекламы и т.д.

Работа с учебником

- Проработав материал учебника, ответьте на вопрос: какие элементы охватывает инфраструктура?

 

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Слово учителя

Из курса математики и социально-экономической географии вы знаете, что показателем эффективности производства является производительность труда. Она определяется по формуле:

где ПП - производительность труда, Q - количество произведенной продукции, L - количество людей, задействованных в процессе производства, показатель ИПП - индекс производительности труда, относительная величина, которая характеризует изменение уровня определенного явления во времени или в сравнении с планом. Измеряется в долях или в процентах.

Задача

Радиозавод выпускал 100 телевизоров в день. После реконструкции главного конвейера завода производительность труда возросла на 10 %. Однако в следующем году производительность труда одного работника равнялась 0,26 телевизора в день. Определите, сколько телевизоров в день выпускал завод после реконструкции и в следующем году, если количество работающих в течение всего периода была постоянной и составляла 400 человек? Как изменилась производительность труда после реконструкции завода (в %)? Как изменилась производительность труда в следующем году (в %)? Как изменялась производительность труда в течение всего периода?

Решение

Запись условия

 

К реконструкции (базовый период)

После реконструкции

Первый год

Второй год

Q = 100 шт.

Q1 = ?

Q2 = ?

L = 400 человек

L1 = 400 человек

L2 = 400 человек

ИПП = 1

ІПП1 = 1,1

ІПП2 = ?

ПП = ?

ПП1 = ?

ПП2 = 0,26 шт./лицо

 

Сначала надо определить производительность труда в натуральном выражении в базовом и текущем периодах. Для этого пользуемся формулой , где ПП - производительность труда, Q - количество изготовленной продукции, L - количество работающих.

1. ПП = 100/400 = 0,25 шт./личность; ИПП1= 1,1; ПП1 = 0,275 шт./личность; ПП2 = 0,26 шт./личность.

Из формулы ПП = Q/L находим Q = ПП L

Q1 =0,275 ∙ 400 = 110 шт.; Q2 = 0,26 400 = 104 шт.

2. Выросла на 10% (0,275/0,25 = 1,1; 1,1 - 1 = 0,1, или 10%)

3. ИПП = ПП2/ПП1 = 0,26/0,275 = 0,945; производительность уменьшилась на 5,5% по сравнению с предыдущим периодом (0,945 - 1 = -0,055 или на -5,5%).

4. ИПП = ПП2/ПП = 0,26/0,25 = 1,04. Выросла на 4%.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

Проработать материал учебника, выполнить задание.