УРОК № 4. ЗАДАЧА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА (ИТОГОВЫЙ УРОК)
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по изучению данного раздела; углубить и систематизировать знания учащихся об экономике как науке, формулируя задачи экономики; способствовать пониманию значения экономической науки в жизни отдельного человека и общества; провести тематический контроль учебных достижений; развивать умение учащихся аргументировать свое мнение; развивать экономическое мышление; воспитывать самостоятельность.
Тип урока: урок обобщения полученных знаний и умений учащихся.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Игра «Ораторы»
Игра проводится с целью проверки усвоения учащимися предыдущего материала. Из учеников класса выбираются 4-5 лучших ораторов, которые должны обменяться мнениями по вопросу: «Что представляет собой экономика как наука». Каждое высказывание должно начинаться с краткого повторения содержания рассказа предыдущего оратора словами «Если я правильно понял(ла)...», что покажет, как ученики поняли все сказанное товарищем. Далее ученики задают вопрос «правильно Ли я тебя понял(ла)?», целью которого является проверка правильности трактовки предыдущего высказывания. Победителем считается тот, на ком закончится игра. По окончании игры учитель подводит итоги и оценивает работу учащихся.
Тест «Да " или " нет» с обоснованием
1. Экономическая наука исследует, как должно развиваться общество. (Нет)
2. Идея естественной экономической свободы была единственным вкладом А. Смита в экономическую теорию. (Нет)
3. Этапы экономического исследования: сбор фактов, разработка теорий, обоснования экономической теории. (Так)
4. Модели отражают главные взаимосвязи между экономическими величинами.(Так)
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Слово учителя
Несмотря на научно-технический прогресс, даже в развитых государствах Европы и Америки значительная часть человечества живет в бедности.
Они понимают, что их окружает мир благополучия, но они не имеют возможности пользоваться его достижениями. В то же время есть люди, которые достигли значительных успехов, но они также недовольны достигнутым.
Рост их благосостояния стимулирует в них новые стремления и желания. Эта проблема существует всегда: противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Решением не только этого противоречия занимается экономическая наука.
Игра «Цепочка»
Ученики по очереди называют слова, связанные с экономикой, которые начинаются с буквы «Г». Игра будет продолжаться, пока не прервется цепочка слов.
Беседа с учащимися
1. Какие существуют методы экономического исследования?
2. Расскажите о развитии экономики как науки.
3. Объясните межпредметные связи экономической науки.
Задания на карточках (готовятся как раздаточный материал)
Карточка 1
Постройте схему из приведенных ниже экономических понятий. Дайте письменное объяснение к схеме.
Сбор фактов, разработка теорий, обоснования экономических теорий.
Карточка 2
Аленка на городском автобусе доехала до никогда. В этот день у нее было шесть уроков. На большой перемене она купила в школьной столовой пирожок. После уроков купила в магазине пакет молока и буханку хлеба. Дома пообедала, выучила уроки и села дов'язувати себе свитер. В этот вечер она закончила работу. Мама была очень довольна.
В каких случаях Аленка в этот день выступала субъектом экономической деятельности? Свой ответ обоснуйте.
Карточка 3
Постройте схему, которая будет отражать связи экономики с другими науками. Объясните их.
Карточка 4
Постройте гроздь, которое отражает эволюцию взглядов на развитие экономической науки.
IV. Изучение нового материала
- Какое значение, по вашему мнению, экономика для общества и для человека?
Работа со схемой
Рассмотрите приведенную схему «Значение экономики». Сравните собственные мысли и утверждения экономистов относительно значения экономики.
V. Проверка и оценивание знаний учащихся
Экономический диктант
1. Метод, который применяют в экономических исследованиях, упрощенное отражение экономической действительности, абстрактное обобщение соответствующих данных. (Экономическое моделирование)
2. Способ сочетания ресурсов, их согласование и целенаправленное использование. (Производство)
3. Формирование доходов предпринимателя или рабочего, служащего или владельца. (Распределение)
4. Название учебника П. Семюельсона, что впервые был издан в 1948 г. и выдержал 15 переизданий. («Экономика»)
5. Отношения, благодаря которым вещи и услуги движутся от производителей к потребителям. (Обмен)
6. Фамилия деятеля, который в своих работах акцентировал внимание на отношениях и противоречиях между двумя классами: капиталистами и рабочими. (К. Маркс)
7. Использование доходов и реализация тех полезностей, которые имеют вещи и услуги. (Потребления)
8. Сторонники этой школы основным источником богатства считали сферу обращения, торговлю. (Меркантилисты)
9. Кто впервые предложил термин «экономия»? (Ксенофонт)
10.Основна проблема, которую решает экономическая наука. (Ресурсы ограничены, а потребности безграничны.)
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
Повторить основные экономические термины по данной теме.