УРОК № 6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (ФАКТОРЫ)
Цель урока: выяснить, какие существуют факторы производства и их основные характеристики; продолжить формировать логичность и последовательность в изложении мысли, умение самостоятельно прорабатывать материал и работать в группах; развивать экономическое мышление; воспитывать любознательность и самостоятельность.
Основные понятия: земля, труд, капитал, способность к предпринимательству, информация.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Задача
Назовите по очереди понятия, связанные с производством. Выигрывает тот, чье слово будет последним.
Блиц-oпитування
1. Объединение участников производственного процесса. (Кооперация)
2. Способ объединения ресурсов и их общее целенаправленное использование. (Производство)
3. Доход владельцев от такого фактора производства, как земля. (Рента)
4. Фамилия ученого, который определил специализацию как ключ к богатству нации. (Смит)
5. Продуктивная целенаправленная деятельность человека для создания полезных продуктов с целью удовлетворения своих потребностей. (Труд)
6. Сосредоточение производства на крупных предприятиях. (Концентрация)
7. Человек, принимающий решение о способе комбинирования факторов производства. (Менеджер)
8. Тот, кто пользуется произведенными товарами и услугами. (Потребитель)
9. Производство другими словами. (Взаимодействие)
10. Производство, что является производным от первичного и вторичного и создает разнообразные услуги. (Третичное)
11. Производство, нематериальное и... (Материальное)
12. Среди данного перечня назовите фактор, которого не хватает: информация, земля, труд, способность к предпринимательству ... (Капитал)
13. Соотношение доходов и расходов за определенный промежуток времени. (Эффективность)
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Слово учителя
Процесс производства всегда является результатом взаимодействия соответствующих ресурсов, или, как их еще называют, факторов производства. Любой продукт или услугу мы можем получить, соединив определенным образом материальные ресурсы с трудом. Какие именно ресурсы используются в производстве, мы сегодня рассмотрим на уроке.
IV. Изучение нового материала
Рассказ учителя
Все факторы производства делятся на две большие группы: материально-вещественные и личные. В свою очередь, материально-вещественные факторы подразделяют на средства производства, созданные человеком (капитал), и природные факторы, объединяемые понятием «земля». Личный фактор определяется понятиями «труд» и «способность к предпринимательству».
Работа с учебником и схемой
Пользуясь текстом учебника и схемой «Производство», самостоятельно рассмотрите эту тему.
Метод «Джигсоу»
Учащиеся класса объединяются в пять групп по пять-шесть человек. Представителю каждой группы присваивается свой номер от 1 до 5 (или 6) и свой цвет. Задание состоит из вопросов, количество которых соответствует количеству учеников в группе. Затем ученики с одинаковыми номерами и цветными пометками собираются вместе и изучают материалы к своему вопросу. Для обсуждения ответа им предоставляется 7 мин. Когда экспертные группы закончат работу, их участники расходятся по своим основных группах и учат своих одногруппников (для этого им предоставляется 10 мин). В каждой основной группе все ее участники имеют отметки разных цветов. В некоторых группах один вопрос будут изучать два ученика, поскольку в группе не 5, а 6 участников. По окончании изучения темы начинается обсуждение. Ответы оценивают эксперты по вопросам.
Учитель имеет право попросить любого из группы раскрыть проблемные вопросы, которые стояли перед группами.
Эксперты оценивают ответ ученика, учитель оценивает эксперта по данному вопросу.
Учитель подводит итоги урока и оценивает работу учащихся.
Задание для i группы
1. Что означает «земля» как фактор производства? Охарактеризуйте его.
2. Всегда вещества природы является ресурсом?
3. Когда природный ресурс становится сырьем?
Задание для II группы
1. Охарактеризуйте труд как фактор производства.
2. Роль личного фактора на производстве.
3. Структура трудовых ресурсов.
Задание для III группы
1. Капитал как средство производства.
2. Признаки НТР.
3. Объясните, можно ли деньги считать капитальным ресурсом.
Задание для IV группы
1. В чем суть способности к предпринимательству?
2. Кто может быть предпринимателем?
3. Назовите основные черты предпринимателя.
Задачи для V группы
1. Информация как фактор производства.
2. Почему некоторые экономисты в последнее время выделяют информацию как фактор производства?
3. Приведите примеры информативных ресурсов.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Мини-дискуссия
Или можно деньги считать капитальным ресурсом?
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
Проработать материал учебника.
Письменно охарактеризовать на конкретном примере взаимозаменяемость факторов производства.