Раздел И. УКРАИНА И ЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
УРОК 6. ОТОБРАЖЕНИЕ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ
Тема. Способы изображения географических объектов и явлений на картах. Географические атласы. Электронные карты и атласы. Учебный атлас природных условий и ресурсов Украины.
Учебная цель: расширить знания учащихся о способах изображения географической информации на тематических картах; углубить представление о атлас как комплексное картографическое произведение; ознакомить учеников со структурой учебного атласа Украины; сформировать знания об особенностях электронных вариантов картографических источников информации.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, атлас, физические и тематические карты Украины, разнообразные атласы Украины и ее регионов, электронные карты и атласы Украины.
Опорные и базовые понятия: условные обозначения, атлас, ГИС.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. В какой проекции созданы карты Украины в вашем учебном атласе? Обоснуйте выбор такой проекции.
2. Какие измерения на карте Украины будут самыми точными? Обоснуйте свой ответ.
3. Классифицируйте одну из карт атласа, объясняя признаки отнесения карты к определенному виду.
III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся
• Каким образом объекты или явления на земной поверхности отображаются на картах?
• Приведите примеры условных обозначений, уже известных вам.
IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности
На картах можно не только отразить почти такое же количество географической информации, что и в учебнике, но и сделать ее нагляднее, а главное - «привязать» к модели территории. Слушая прогноз погоды по радио, довольно трудно понять общую картину погодных изменений на территории, например всей Украины. А представленная информация в телевизионном варианте (демонстрация карты территории с анимационным отражением изменений погодных процессов) воспринимается легче, если понимать ее «язык».
Попробуем на примере атласа Украины выяснить основные правила «языка» этого важного источника знаний, чтобы в дальнейшем не тратить на это время, а сосредотачивать внимание только на информации, которую несут карты.
V. Изучение нового материала
1. Способы изображения информации на картах: значковый, ареалов, качественного фона, изолиний, линий движения.
2. Географические атласы - систематизированные подборки карт.
Атласы Украины является важнейшим источником информации о стране в пространственном отражении.
3. Структура учебного атласа Украины: тематические блоки, размещение условных обозначений, компоновка карт, масштабный ряд, наличие пояснительных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и т.д.
4. Ознакомление с картами атласа естественнонаучного блока Выяснить названия всех карт, сделать предварительные выводы о отображаемую на них информацию, назвать способы изображения информации, объяснить выбор того или иного способа на конкретных примерах, подробнее повторить условные обозначения, известные из предыдущих курсов географии.
5. Электронные карты - компьютерные версии бумажных карт.
Создание геоинформационных систем (ГИС) - особых источников информации, образованных как комплекс электронных географических карт (в том числе и трехмерных моделей местности), текстовой информации, диаграмм, графиков и т.п., для наиболее полного отражения количественных и качественных показателей определенной территории.
Преимущества: возможность позиционирования объекта, внесение обновленной информации, большой объем данных, упрощают процесс сопоставления данных, «наложения» карт и т.д.
Недостатки: пользование только при наличии соответствующей компьютерной техники с программным обеспечением и электричества.
VИ. Закрепление изученного материала
• Назовите способы изображения географических объектов и явлений на картах атласа (по выбору).
• Поиск определенной информации в электронных картах Украины.
VIИ. Итоги урока
VIII. Домашнее задание
1. Проработать §___.
2. Подготовить чертежные принадлежности (линейки, транспортири, циркули-измерители).