География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ 8 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел И. УКРАИНА И ЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

УРОК 6. ОТОБРАЖЕНИЕ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ

 

Тема. Способы изображения географических объектов и явлений на картах. Географические атласы. Электронные карты и атласы. Учебный атлас природных условий и ресурсов Украины.

Учебная цель: расширить знания учащихся о способах изображения географической информации на тематических картах; углубить представление о атлас как комплексное картографическое произведение; ознакомить учеников со структурой учебного атласа Украины; сформировать знания об особенностях электронных вариантов картографических источников информации.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, атлас, физические и тематические карты Украины, разнообразные атласы Украины и ее регионов, электронные карты и атласы Украины.

Опорные и базовые понятия: условные обозначения, атлас, ГИС.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

1. В какой проекции созданы карты Украины в вашем учебном атласе? Обоснуйте выбор такой проекции.

2. Какие измерения на карте Украины будут самыми точными? Обоснуйте свой ответ.

3. Классифицируйте одну из карт атласа, объясняя признаки отнесения карты к определенному виду.

 

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся

• Каким образом объекты или явления на земной поверхности отображаются на картах?

• Приведите примеры условных обозначений, уже известных вам.

 

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

На картах можно не только отразить почти такое же количество географической информации, что и в учебнике, но и сделать ее нагляднее, а главное - «привязать» к модели территории. Слушая прогноз погоды по радио, довольно трудно понять общую картину погодных изменений на территории, например всей Украины. А представленная информация в телевизионном варианте (демонстрация карты территории с анимационным отражением изменений погодных процессов) воспринимается легче, если понимать ее «язык».

Попробуем на примере атласа Украины выяснить основные правила «языка» этого важного источника знаний, чтобы в дальнейшем не тратить на это время, а сосредотачивать внимание только на информации, которую несут карты.

 

V. Изучение нового материала

1. Способы изображения информации на картах: значковый, ареалов, качественного фона, изолиний, линий движения.

2. Географические атласы - систематизированные подборки карт.

Атласы Украины является важнейшим источником информации о стране в пространственном отражении.

3. Структура учебного атласа Украины: тематические блоки, размещение условных обозначений, компоновка карт, масштабный ряд, наличие пояснительных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и т.д.

4. Ознакомление с картами атласа естественнонаучного блока Выяснить названия всех карт, сделать предварительные выводы о отображаемую на них информацию, назвать способы изображения информации, объяснить выбор того или иного способа на конкретных примерах, подробнее повторить условные обозначения, известные из предыдущих курсов географии.

5. Электронные карты - компьютерные версии бумажных карт.

Создание геоинформационных систем (ГИС) - особых источников информации, образованных как комплекс электронных географических карт (в том числе и трехмерных моделей местности), текстовой информации, диаграмм, графиков и т.п., для наиболее полного отражения количественных и качественных показателей определенной территории.

Преимущества: возможность позиционирования объекта, внесение обновленной информации, большой объем данных, упрощают процесс сопоставления данных, «наложения» карт и т.д.

Недостатки: пользование только при наличии соответствующей компьютерной техники с программным обеспечением и электричества.

 

VИ. Закрепление изученного материала

• Назовите способы изображения географических объектов и явлений на картах атласа (по выбору).

• Поиск определенной информации в электронных картах Украины.

 

VIИ. Итоги урока

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать §___.

2. Подготовить чертежные принадлежности (линейки, транспортири, циркули-измерители).