Раздел И. УКРАИНА И ЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
УРОК 5. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
Тема. Карты - источники географических знаний, их содержание и назначение. Виды карт. Картографические проекции, искажения площадей, форм, углов, расстояний.
Учебная цель: расширить знания учащихся о карты, как важнейшие источники географической пространственной информации, об особенностях их создания; совершенствовать умения и навыки работы с картой; ознакомить с различными видами карт, их назначением.
Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков.
Оборудование: учебник, атлас, физические и тематические карты Украины, отдельных ее регионов.
Опорные и базовые понятия: карта, масштаб, способ картографического изображения, картографическая генерализация, картографическая проекция, картографические искажения.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся
• Что такое географическая карта? Какую информацию из нее можно получить?
• В сферическую поверхность Земли изображают на плоскости?
• Как на карте отображаются объекты, явления? Приведите конкретные примеры.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Во время изучения предыдущих курсов географии, истории вы уже познакомились со многими картами. Если во время ответа на вопросы учителя позволяют вам пользоваться картой, вы облегченно вздыхаете. Сегодня вы узнаете, как именно создаются карты, как выявить искажения, которые обязательно возникают на картах.
IV. Изучение нового материала
1. Классификация карт
• По масштабу: крупномасштабные (1 : 200 000), среднемасштабные (от 1 : 200 000 до 1 : 1 000 000), мелкомасштабные (1 : 1 000 000 и менее);
• по содержанию: общегеографические и тематические;
• по охвату территории (от Земли до малейших ее участков);
• по назначению: научно-справочные, учебные, военные, навигационные и т.д.
2. Картографическая генерализация - отбор и обобщение географической информации, что отображается на карте в зависимости от ее вида.
3. Картографические проекции - математические способы переноса изображения поверхности земного шара на плоскость. Выбор проекций зависит от назначения карты и местоположение территории.
Проекции по вспомогательной геометрической фигурой:
• цилиндрические (на условный цилиндр) - нормальные (ось фигуры совпадает с осью Земли) применяются для отображения приэкваториальных территорий, поперечные (ось фигуры перпендикулярна к оси Земли) применяются для создания топографических карт; общий вид проекции - прямые линии параллелей и меридианов;
• конические (на условный конус) - нормальные (ось фигуры совпадает с осью Земли), поперечные (ось фигуры перпендикулярна к оси Земли) применяются для отображения материков и океанов, территорий, расположенных в средних широтах; для создания карт мира иногда используют несколько вспомогательных конусов (поліконічна проекция); общий вид нормальной проекции - прямые линии меридианов и дугообразные параллели;
• азимутальные (на плоскость) - нормальные (поверхность касательная к полюсу) применяются для отображения приполярных территорий, поперечные (поверхность касательная к экватору) применяются для изготовления карты полушарий и изображения приэкваториальных территорий; общий вид нормальной проекции - меридианы изображены прямыми линиями, исходящими из одной точки, а параллели - концентрическими кругами;
• произвольные (на условную, сложную поверхность).
Искажаются на картах формы, углы, длины линий, площади.
Существуют точки или линии нулевых искажений.
Проекции за избежанием искажений:
• равноугольные - отсутствуют искажения углов (используются для прокладки направлении движения);
• равновеликие - отсутствуют искажения площадей;
• рівнопроміжні - отсутствуют искажения длин вдоль линий параллелей или меридианов.
Карты Украины в основном создают в нормальной конической рівнопроміжній проекции.
V. Сакріплення изученного материала
• Определите вид и назначение предложенной карты. Опишите ее содержание.
• В каких проекциях выполнены предложенные учителем образцы карт?
• Какие искажения характерны для карт, что предложил учитель?
VI. Итоги урока
VII. Домашнее задание
Проработать §___.