Раздел И. РАСТЕНИЯ
Тема 1. Строение и жизнедеятельность
растений (на примере покрыто-семенной дводольної растения)
УРОК 6
Тема. Ткани растений и их функции
и взаимосвязь
Цель. Сформировать знания об основных
типы тканей растительного организма, изучить функции, которые они выполняют.
Основные понятия и термины: ткань;
образовательная (меристема), основная (паренхима), проводящая, покровная, механическая.
Оборудование: учебник, рабочие
тетради, таблицы “Ткани растительного организма”.
Методы и методические приемы: словесные
(рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы), наглядные (демонстрация
таблиц и моделей); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа,
создание и решение проблемных ситуаций).
Тип урока: комбинированный.
Структура урока
Этапы урока
|
Время, мин.
|
1.
|
Организационный
момент.
|
10
|
2.
|
Проверка
выполнение домашнего задания.
|
3
|
3.
|
Сообщение
темы, цели и задач урока.
|
|
|
Мотивация
учебной деятельности.
|
15
|
4.
|
Восприятие
и первичное осмысление нового материала.
|
10
|
5.
|
Обобщение
и систематизация изученного.
|
3
|
6.
|
Итоги
урока, аргументация оценок.
|
2
|
7.
|
Домашнее
задачи.
|
2
|
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка выполнения домашнего
задачи.
Игровой прием: верю - не верю.
Учащимся предлагается 12 утверждений о клетку и строение микроскопа, они имеют
отвечать “да” или “нет”. Ответы ученики записывают в тетрадь. В конце работы
организуется взаємоперевірка с обсуждением ответов.
1. Все живые организмы Земли имеют
клеточное строение.
2. Микроскоп увеличивает изображение
благодаря линзам.
3. Главной органелою клетки
ядро.
4. Клетка растения отличается от
клетки животного наличием твердой оболочки, вакуолей и пластид.
5. Чтобы определить увеличение
микроскопа, следует умножить значение увеличения, написанное на окуляре, на
значение на объективе.
6. Пластиди бывают трех видов:
зеленые - хлоропласты, красные или оранжевые - и бесцветные лейкопласты -
хромопласти.
7. В световой микроскоп хорошо видно
органеллы растительной клетки - оболочку, цитоплазму, ядро.
8. Вещество, которое делает клетки
растения крепкими, называется целлюлозой.
9. Термин “клетка” ввел в
в 1665 году английский ученый Роберт Гук.
10. Клетки могут быть различной формы
и разного размера, но все они имеют одинаковое строение.
11. Оболочка клеток растения твердая,
окружает внутреннее содержимое и поддерживает постоянную форму клетки.
12. Ядро обычно имеет округлую или
овальную форму, его хорошо видно в клетке.
3. Сообщение темы, цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Формулировка проблемной ситуации. С
предыдущего урока вам известно, что все живые организмы на Земле (кроме вирусов)
имеют клеточное строение. Возникает вопрос: а почему же тогда части организма так
отличаются между собой строением и функциями? Давайте подумаем над этим.
Очевидно, в процессе эволюции каждая
группа клеток багатоклітинного организма пристосовувалась к выполнению определенной
функции, в результате чего менялись форма, соединение клеток между собой,
возникали ткани и органы.
Итак, сегодня на уроке мы подробно
рассмотрим, какие ткани образовались у растений, их строение и функции
они выполняют.
План
1. Сущность понятия “ткань”.
2. Характеристика тканей растительного
организма.
4. Восприятие и первичное осмысление
нового материала.
Сущность понятия “ткань ”
Объяснение. Растительные организмы могут
быть одно - и багатоклітинними, а также колониальными. Тело одноклеточного
растения состоит только из одной клетки, которая выполняет все жизненные функции и
процессы организма. Тело многоячеечной растения состоит из совокупностей
многих клеток, группы которых специализируются на выполнении определенных функций.
Ткань - это совокупность клеток, что
имеют общее происхождение, одинаковую форму и выполняют свойственную им функцию (или
функции).
Рассказ с демонстрацией таблицы
“Ткани растительного организма ”. В зависимости от функции, которую выполняют ткани, их
разделяют на:
1) образующую;
2) основную;
3) покровной;
4) механическую;
5) ведущую.
Образовательная ткань - это ткань, клетки
которой способны делиться, благодаря чему растут органы, что дает начало всем другим
тканям.
Основная ткань (паренхима) -
ткань растений, состоящая из живых растений различной формы, выполняет
разнообразные функции: виповнюючу, ассимиляционной, газообмінну, запасаючу,
выделительную и т.д.
Покровная ткань - это слой клеток,
которые укрывают орган или другую ткань. Покровная ткань защищает органы от
испарения, высыхания, неблагоприятных условий, обеспечивает газообмен и
всасывание воды.
Механическая ткань, которую еще называют
опорной, придает прочность растению.
Ведущие ткани - это ткани,
элементы которых проводят питательные вещества от одного органа к другому.
Характеристика тканей растительного
организма
Рассказ с демонстрацией таблиц.
Образующие ткани. Растения, в отличие
от животных, растут и образуют новые органы на протяжении всей жизни. Это обусловлено
наличием специальных тканей - образующих, содержащиеся в различных частях растения.
Эти ткани состоят из мелких клеток, густо заполнены цитоплазмой,
внутри каждой клетки есть большое ядро. Клетки образующих тканей прочно связанные
между собой.
Образующие ткани размещаются на
верхушке стебля растения или корня. За счет деления клеток верхушечной
образующей ткани растение растет в высоту и длину. Внутри стебля и корня
также находится образовательная ткань (боковая). За ее счет стебель и корень растут в
толщину. Образующие ткани могут быть и в других частях растения.
Покровные ткани. Защищают растение
от неблагоприятных внешних воздействий: механических, температурных колебаний,
сильного солнечного освещения. Молодые части растения покрыты покровной
тканью, состоит из живых клеток. Старые - слоем мертвых клеток.
Основную массу корня и побега
составляет основная ткань. Она состоит из живых клеток с тонкими
оболочками. Может выполнять различные функции: фотосинтез, поглощение и накопление
веществ.
Механические ткани придают растению
прочности, благодаря которому она выдерживает значительную массу, противостоит ветру, дождю,
снега. Прочность этих тканей обусловлена особенностью строения клеток, что ее
составляют, а также порядком размещения их в растении. Механические ткани
состоят из толстостенных клеток с чрезвычайно прочной и упругой оболочкой.
Ведущие ткани. Приспособлены для
движения воды и растворенных в ней веществ как в направлении от корня до побега, так и
в обратном направлении - от листьев до корней. Подумайте, какие вещества
транспортируются от корней до листьев и, наоборот, - от листьев до корней Как
вы думаете, эти вещества могут двигаться по одних и тех же ведущих
тканях, им надо разные пути?
5. Обобщение и систематизация
изученного.
И. Выполнение заданий практикума.
А) Внимательно прочитайте текст
соответствующего параграфа в учебнике и заполните таблицу.
Характеристика тканей растительного
организма
№ Ткань
|
Особенности строения и
местонахождение в растении
|
Функции
|
1. Образующая
|
|
|
2. Основная
|
|
|
3. Покровная
|
|
|
4. Ведущая
|
|
|
5. Механическая
|
|
|
Б) Контрольно-оценочная беседа.
1. Что такое клетка? 2. На какие группы
делятся организмы по количеству клеток? 3. Что такое ткань? 4. Из каких тканей
состоит организм растения? 5. Какие ткани обеспечивают опору растению? 6. Которые
ткани защищают растение от неблагоприятных внешних воздействий: механических,
температурных колебаний, сильного солнечного освещения? 7. Что предопределяет рост
растения на протяжении всей жизни? 8. Какие ткани обеспечивают транспортировку
веществ в организме растения?
6. Итоги урока, аргументация
оценок.
7. Домашнее задание. Изучить
соответствующий параграф в учебнике.