Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел И. РАСТЕНИЯ

 

Тема 1. Строение и жизнедеятельность растений (на примере покрыто-семенной дводольної растения)

 

УРОК 5

Тема. Строение клетки. Лабораторная работа №1. Строение клетки растения

 

Цель. Изучить строение растительной клетки; научиться изготавливать временные мікропрепарати растительных клеток и исследовать их с помощью микроскопа. Начать формировать навыки работы с микроскопом.

Основные понятия и термины: оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, пластиди, вакуоли, включения.

Оборудование: микроскоп, препарувальний набор, лук, традесканция, элодея, картофель, постоянные мікропрепарати; таблицы “Строение растительной клетки”, “Строение пластид”; учебник.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы), наглядные (демонстрация оборудования), практические (выполнение лабораторной работы); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).

Тип урока: комбинированный.

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1. Организационный момент.

1

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

7

3. Сообщение темы, цели и задач урока.

3

Мотивация учебной деятельности.

 

4. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

15

5. Обобщение и систематизация изученного (выполнение лабораторной работы).

13

6. Итоги урока, аргументация оценок.

5

7. Домашнее задание.

1

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

Фронтальная беседа: 1. Какие процессы жизнедеятельности характерны для растительных организмов? 2. Дайте определение и краткую характеристику таким терминам, как раздражимость, обмен веществ, фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, испарения, минеральное питание, рост и размножения. 3. Назовите условия, необходимые для жизни растений, объясните их роль.

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Рассказ с элементами беседы. Как вы считаете, есть ли нечто общее в строении всех организмов? Все живое, за исключением вирусов, состоит из особых структурных элементов - клеток. Срок “клетка” ввел в 1665 году английский ученый Роберт Гук. Систематическое изучение клеток началось только с XIX столетия с созданием так называемой “клеточной теории”. Согласно этой теории, все живые организмы построены из клеток и именно жизнь обеспечивается разделением и функционированием клеток. Клетки могут быть разной формы и разного размера, но они сходны по своему строению, химическим составом, основными проявлениями жизнедеятельности и обмену веществ. Формулировка проблемного вопроса. Как вы считаете, о чем это свидетельствует? А это свидетельствует о том, что, по мнению ученых, которые придерживаются эволюционных взглядов, все организмы, живущие на Земле, имеют общее происхождение, то есть происходят от одного предка.

Сегодня на уроке мы рассмотрим строение клетки растений. Вы познакомитесь с новым методом исследования - микроскопией. Изобретение и использование микроскопа дало новый толчок в развития естественных наук.

План

1. Строение лупы и микроскопа.

2. Строение клетки растений.

4. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Строение лупы и микроскопа

Рассказ сопровождается демонстрацией лупы и микроскопа. Самым простым увеличительным прибором является перхоть. Лупы увеличивают изображение в 4-25 раз. С их помощью можно увидеть отдельные части растения, большие клетки.

Основным прибором, которым пользуются во время изучения микроскопических живых организмов или их отдельных частей, является микроскоп. Различают световые и электронные микроскопы. Световые микроскопы увеличивают изображение до 3 600 раз, а электронные - в десятки и сотни тысяч раз. Главными частями светового микроскопа есть увеличительные двояковыпуклые линзы, размещенные в особой трубке - тубусе. На верхушке тубуса находится окуляр, а с нижней стороны - объектив. Трубка-тубус прикрепляется к штативу, с которым соединен предметный столик. Тубус двигается с помощью винтов.

Объект исследования размещают на предметном столике, в центре которого имеется отверстие. Через отверстие свет с помощью зеркала направляется на объект и просвещает его. Увеличение, что дает микроскоп, определяют следующим образом: увеличение микроскопа = увеличение окуляра (число, стоящее на окуляре) х увеличение объектива (число, стоящее на объективе).

Для того, чтобы настроить микроскоп для работы, следует посмотреть в окуляр и вернуть зеркало, расположенное под предметным столиком, таким образом, чтобы можно было увидеть освещенный круг. Мікропрепарат (который содержится на предметном стекле и накрыт накривним стеклышком) кладут на предметный столик и осторожно закрепляют лапками. После этого следует, вращая винт, опустить тубус к накрывного стекла, но не прижимать его, чтобы стеклышко не треснуло. Далее вы смотрите в окуляр и медленно поднимаете тубус, вращая винт до тех пор, пока изображение в окуляре не станет четким.

Строение клетки растений

Объяснение. Демонстрация таблиц “Строение растительной клетки”, “Строение пластид ”, рисунков из учебника или изображение на интерактивной доске. С помощью микроскопа на постоянных (изготовленных по особой технологии) или временных (изготовленных во время исследования) микропрепаратах изучают строение клетки растений. В ней с помощью светового микроскопа можно увидеть оболочку, цитоплазму, ядро, пластиди и вакуоль. Другие органеллы видны только в электронном микроскопе. Оболочка клеток растений твердая, окружает внутреннее содержимое и поддерживает устоявшуюся форму клетки. Ядро обычно имеет округлую или овальную форму и его хорошо видно в клетке. Цитоплазма бесцветная и прозрачная. Пластиди бывают трех типов и различаются по цвету: зеленые (хлоропласты), желтые, оранжевые или красные (хромопласти) и бесцветные (лейкопласты). Вакуоля обычно одна, иногда их может быть несколько, они заполненные бесцветным или окрашенным клеточным соком. Кроме органелл в клетках растений можно наблюдать так называемые включения. Это образования различной формы в цитоплазме, которые содержат питательные вещества, продуцируемые именно в этих клетках. Например, в клетках семян подсолнечника - капли масла, картофеля - шарики крахмала и т.д.

Для строения клеток растения характерным является наличие пластид, вакуолей и внешней твердой оболочки, образуется из целлюлозы, гемицеллюлозы, пектина или хитина и придает клетке и всему растению прочности. Пластиди - органеллы, свойственные только клетке растения. их разделяют на хлоропласты, хромопласти и лейкопласты. В хлоропластах (зеленых частицах) происходит фотосинтез, хромопласти придают органам растения яркого красного, оранжевого или желтого окраса, а в бесцветных лейкопластах чаще всего накапливается крахмал.

5. Обобщение и систематизация изученного (выполнение лабораторной работы).

 

Лабораторная работа № 1

Тема. Строение клетки растения.

Цель. Ознакомиться со строением клетки растения, научиться изготавливать временные мікропрепарати, закрепить навыки пользования световым микроскопом.

Оборудование: микроскоп, лупа, лук, вода, препарувальний набор, раствор йода.

Ход работы

Задача 1. Ознакомиться со строением микроскопа.

Внимательно рассмотрите в микроскоп. Найдите объектив, окуляр, тубус, предметный столик, винт. Определите увеличение микроскопа.

Задание 2. Изготовить временный мікропрепарат. Ознакомиться со строением клетки растения.

1. С помощью иглы препарувальної снимите с внутренней стороны мясистой чешуи лука маленький клочок прозрачной кожуры.

2. Нанесите пипеткой на предметное стекло 1-2 капли воды, каплю йода и пинцетом положите в воду снятую кожицу; расправьте ее иглой и накройте накривним стеклышком.

3. Поместите изготовлен мікропрепарат на предметный столик микроскопа и внимательно его рассмотрите. Зарисуйте увиденное под микроскопом.

Задача 3. Ознакомиться с хлоропластами.

Изготовьте временный мікропрепарат с листа элодеи. Рассмотрите мікропрепарат с помощью микроскопа, найдите хлоропласты в поле зрения микроскопа. Зарисуйте отдельную клетку с хлоропластами. Подпишите рисунок.

Задача 4. * Ознакомиться с хромопластами.

Изготовьте временный мікропрепарат из мякоти плодов, в клетках которых есть хромопласти (объект по выбору учителя). Рассмотрите мікропрепарат с помощью микроскопа и найдите хромопласти в поле зрения микроскопа. Зарисуйте хромопласти, сохранив их форму и цвет. Подпишите название растения, хромопласти которой вы рассматривали.

Задание 5. * Ознакомиться с лейкопластами.

Изготовьте мікропрепарат из бульбы картофеля. Капните на предметное стекло воды. Разрежьте клубень, с надрезанной части препарувальною иглой на предметное стекло нашкребіть картофеля столько, чтобы вода помутнела. Накройте препарат накривним стеклышком.

Закрасьте мікропрепарат йодом. Для этого каплю раствора йода нанесите на предметное стекло рядом с накривним стеклышком. Затем возьмите фильтровальную бумагу, приложите его к препарата с противоположной от йода стороны и втяните йод под накривне стеклышко.

Рассмотрите и найдите мікропрепарат лейкопласты (известно, что крахмал от йода синеет).

Зарисуйте лейкопласты клубни картофеля.

Задание 6. * Поле чудес. Трубка, в которой содержатся главные части микроскопа (5 букв - тубус). Место, на котором размешивают объект исследования (6 - столик). Микроскоп, впервые сконструирован в 30-е годы XX века (11 - электронный). Деталь микроскопа, с помощью которой движется трубка микроскопа (5 - винт). Самый простой увеличительный прибор (4 - лупа). Часть микроскопа, к которой прикрепляется трубка и предметный столик (6 - штатив). Деталь микроскопа, с помощью которой освещают объект (8 - зеркало). Самый распространенный тип микроскопа (9 - световой). Главные детали светового микроскопа, обеспечивающих увеличение объекта (5 - линзы). Главная часть микроскопа, размещается в нижней части трубки (7 - объектив). Главная часть микроскопа, размещена на верхушке трубки (6 - окуляр).

Сделайте вывод.

6. Итоги урока, аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Проработать соответствующий материал по учебнику, дать ответы на вопросы после параграфа.