Раздел И. РАСТЕНИЯ
Тема 1. Строение и жизнедеятельность
растений (на примере покрыто-семенной дводольної растения)
УРОК 5
Тема. Строение клетки. Лабораторная
работа №1. Строение клетки растения
Цель. Изучить строение растительной
клетки; научиться изготавливать временные мікропрепарати растительных клеток и
исследовать их с помощью микроскопа. Начать формировать навыки работы с
микроскопом.
Основные понятия и термины: оболочка,
цитоплазма, ядро, ядрышко, пластиди, вакуоли, включения.
Оборудование: микроскоп,
препарувальний набор, лук, традесканция, элодея, картофель, постоянные
мікропрепарати; таблицы “Строение растительной клетки”, “Строение пластид”;
учебник.
Методы и методические приемы: словесные
(рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы), наглядные (демонстрация
оборудования), практические (выполнение лабораторной работы); репродуктивные (беседа)
и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных
ситуаций).
Тип урока: комбинированный.
Структура урока
Этапы урока
|
Время, мин.
|
1.
Организационный момент.
|
1
|
2.
Проверка выполнения учащимися домашнего задания.
|
7
|
3.
Сообщение темы, цели и задач урока.
|
3
|
Мотивация учебной деятельности.
|
|
4.
Восприятие и первичное осмысление нового материала.
|
15
|
5.
Обобщение и систематизация изученного (выполнение лабораторной работы).
|
13
|
6.
Итоги урока, аргументация оценок.
|
5
|
7.
Домашнее задание.
|
1
|
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка выполнения учащимися
домашнего задания.
Фронтальная беседа: 1. Какие процессы
жизнедеятельности характерны для растительных организмов? 2. Дайте определение и
краткую характеристику таким терминам, как раздражимость, обмен веществ,
фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, испарения, минеральное питание, рост
и размножения. 3. Назовите условия, необходимые для жизни растений, объясните их
роль.
3. Сообщение темы, цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Рассказ с элементами беседы. Как вы
считаете, есть ли нечто общее в строении всех организмов? Все живое, за исключением
вирусов, состоит из особых структурных элементов - клеток. Срок
“клетка” ввел в 1665 году английский ученый Роберт Гук. Систематическое
изучение клеток началось только с XIX столетия с созданием так называемой
“клеточной теории”. Согласно этой теории, все живые организмы построены из
клеток и именно жизнь обеспечивается разделением и функционированием клеток. Клетки
могут быть разной формы и разного размера, но они сходны по своему строению,
химическим составом, основными проявлениями жизнедеятельности и обмену веществ.
Формулировка проблемного вопроса. Как вы считаете, о чем это свидетельствует? А
это свидетельствует о том, что, по мнению ученых, которые придерживаются эволюционных взглядов,
все организмы, живущие на Земле, имеют общее происхождение, то есть происходят
от одного предка.
Сегодня на уроке мы рассмотрим
строение клетки растений. Вы познакомитесь с новым методом исследования -
микроскопией. Изобретение и использование микроскопа дало новый толчок в
развития естественных наук.
План
1. Строение лупы и микроскопа.
2. Строение клетки растений.
4. Восприятие и первичное осмысление
нового материала.
Строение лупы и микроскопа
Рассказ сопровождается
демонстрацией лупы и микроскопа. Самым простым увеличительным прибором является перхоть.
Лупы увеличивают изображение в 4-25 раз. С их помощью можно увидеть
отдельные части растения, большие клетки.
Основным прибором, которым пользуются
во время изучения микроскопических живых организмов или их отдельных частей, является
микроскоп. Различают световые и электронные микроскопы. Световые микроскопы
увеличивают изображение до 3 600 раз, а электронные - в десятки и сотни тысяч
раз. Главными частями светового микроскопа есть увеличительные двояковыпуклые
линзы, размещенные в особой трубке - тубусе. На верхушке тубуса находится
окуляр, а с нижней стороны - объектив. Трубка-тубус прикрепляется к штативу, с
которым соединен предметный столик. Тубус двигается с помощью винтов.
Объект исследования размещают на
предметном столике, в центре которого имеется отверстие. Через отверстие свет с помощью
зеркала направляется на объект и просвещает его. Увеличение, что дает
микроскоп, определяют следующим образом: увеличение микроскопа = увеличение окуляра
(число, стоящее на окуляре) х увеличение объектива (число, стоящее на
объективе).
Для того, чтобы настроить микроскоп
для работы, следует посмотреть в окуляр и вернуть зеркало, расположенное под
предметным столиком, таким образом, чтобы можно было увидеть освещенный круг.
Мікропрепарат (который содержится на предметном стекле и накрыт накривним
стеклышком) кладут на предметный столик и осторожно закрепляют лапками. После
этого следует, вращая винт, опустить тубус к накрывного стекла, но не
прижимать его, чтобы стеклышко не треснуло. Далее вы смотрите в окуляр и медленно
поднимаете тубус, вращая винт до тех пор, пока изображение в окуляре не станет
четким.
Строение клетки растений
Объяснение. Демонстрация таблиц
“Строение растительной клетки”, “Строение пластид ”, рисунков из учебника или
изображение на интерактивной доске. С помощью микроскопа на постоянных
(изготовленных по особой технологии) или временных (изготовленных во время
исследования) микропрепаратах изучают строение клетки растений. В ней с помощью
светового микроскопа можно увидеть оболочку, цитоплазму, ядро, пластиди и
вакуоль. Другие органеллы видны только в электронном микроскопе. Оболочка клеток
растений твердая, окружает внутреннее содержимое и поддерживает устоявшуюся форму клетки. Ядро
обычно имеет округлую или овальную форму и его хорошо видно в клетке. Цитоплазма
бесцветная и прозрачная. Пластиди бывают трех типов и различаются по цвету:
зеленые (хлоропласты), желтые, оранжевые или красные (хромопласти) и бесцветные
(лейкопласты). Вакуоля обычно одна, иногда их может быть несколько, они
заполненные бесцветным или окрашенным клеточным соком. Кроме органелл в клетках
растений можно наблюдать так называемые включения. Это образования различной формы в
цитоплазме, которые содержат питательные вещества, продуцируемые именно в этих клетках.
Например, в клетках семян подсолнечника - капли масла, картофеля - шарики
крахмала и т.д.
Для строения клеток растения характерным
является наличие пластид, вакуолей и внешней твердой оболочки, образуется из
целлюлозы, гемицеллюлозы, пектина или хитина и придает клетке и всему растению
прочности. Пластиди - органеллы, свойственные только клетке растения. их разделяют на
хлоропласты, хромопласти и лейкопласты. В хлоропластах (зеленых частицах)
происходит фотосинтез, хромопласти придают органам растения яркого
красного, оранжевого или желтого окраса, а в бесцветных лейкопластах
чаще всего накапливается крахмал.
5. Обобщение и систематизация
изученного (выполнение лабораторной работы).
Лабораторная работа № 1
Тема. Строение клетки растения.
Цель. Ознакомиться со строением
клетки растения, научиться изготавливать временные мікропрепарати, закрепить
навыки пользования световым микроскопом.
Оборудование: микроскоп, лупа, лук,
вода, препарувальний набор, раствор йода.
Ход работы
Задача 1. Ознакомиться со строением
микроскопа.
Внимательно рассмотрите в микроскоп.
Найдите объектив, окуляр, тубус, предметный столик, винт. Определите увеличение
микроскопа.
Задание 2. Изготовить временный
мікропрепарат. Ознакомиться со строением клетки растения.
1. С помощью иглы препарувальної
снимите с внутренней стороны мясистой чешуи лука маленький клочок
прозрачной кожуры.
2. Нанесите пипеткой на предметное стекло
1-2 капли воды, каплю йода и пинцетом положите в воду снятую кожицу;
расправьте ее иглой и накройте накривним стеклышком.
3. Поместите изготовлен
мікропрепарат на предметный столик микроскопа и внимательно его рассмотрите.
Зарисуйте увиденное под микроскопом.
Задача 3. Ознакомиться с
хлоропластами.
Изготовьте временный мікропрепарат с
листа элодеи. Рассмотрите мікропрепарат с помощью микроскопа, найдите
хлоропласты в поле зрения микроскопа. Зарисуйте отдельную клетку с хлоропластами.
Подпишите рисунок.
Задача 4. * Ознакомиться с
хромопластами.
Изготовьте временный мікропрепарат
из мякоти плодов, в клетках которых есть хромопласти (объект по выбору учителя).
Рассмотрите мікропрепарат с помощью микроскопа и найдите хромопласти в поле
зрения микроскопа. Зарисуйте хромопласти, сохранив их форму и цвет. Подпишите
название растения, хромопласти которой вы рассматривали.
Задание 5. * Ознакомиться с
лейкопластами.
Изготовьте мікропрепарат из бульбы
картофеля. Капните на предметное стекло воды. Разрежьте клубень, с надрезанной
части препарувальною иглой на предметное стекло нашкребіть картофеля столько,
чтобы вода помутнела. Накройте препарат накривним стеклышком.
Закрасьте мікропрепарат йодом. Для
этого каплю раствора йода нанесите на предметное стекло рядом с накривним
стеклышком. Затем возьмите фильтровальную бумагу, приложите его к препарата с
противоположной от йода стороны и втяните йод под накривне стеклышко.
Рассмотрите и найдите мікропрепарат
лейкопласты (известно, что крахмал от йода синеет).
Зарисуйте лейкопласты клубни
картофеля.
Задание 6. * Поле чудес. Трубка, в
которой содержатся главные части микроскопа (5 букв - тубус). Место, на котором
размешивают объект исследования (6 - столик). Микроскоп, впервые сконструирован в
30-е годы XX века (11 - электронный). Деталь микроскопа, с помощью которой
движется трубка микроскопа (5 - винт). Самый простой увеличительный прибор (4
- лупа). Часть микроскопа, к которой прикрепляется трубка и предметный столик
(6 - штатив). Деталь микроскопа, с помощью которой освещают объект (8 - зеркало).
Самый распространенный тип микроскопа (9 - световой). Главные детали светового
микроскопа, обеспечивающих увеличение объекта (5 - линзы). Главная часть
микроскопа, размещается в нижней части трубки (7 - объектив). Главная
часть микроскопа, размещена на верхушке трубки (6 - окуляр).
Сделайте вывод.
6. Итоги урока, аргументация
оценок.
7. Домашнее задание. Проработать
соответствующий материал по учебнику, дать ответы на вопросы после
параграфа.