Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел И. РАСТЕНИЯ

 

Тема 1. Строение и жизнедеятельность растений (на примере покрыто-семенной дводольної растения)

 

УРОК 7

Тема. Органы растений. их функции и взаимосвязь. Корень

Лабораторная работа № 2. Корень и корневые системы. Видоизменения корня

 

Цель. Продолжить формировать у учащихся знания, полученные из предыдущих курсов, об органах растений - вегетативные и генеративные; познакомить с внешним строением корня, корневых систем и видоизменений корня.

Основные понятия и термины: орган; генеративные органы (цветок, плод), вегетативные органы (корень, стебель, лист); корневая система, видоизменения корня (корнеплод, бульбокорінь).

Оборудование: таблицы: “Органы растения”, “Внешнее строение корня”, “Типы корневых систем”, “Видоизменения корня”; гербарные образцы растений или комнатные растения; корнеплоды: свекла, морковь.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация оборудования); практические (выполнение лабораторной работы); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций); методы контроля (тесты).

Тип урока: комбинированный.

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1.

Организационный момент.

1

2.

Проверка выполнение домашнего задания.

10

3.

Сообщение темы, цели и задач урока.

 

 

Мотивация учебной деятельности.

3

4.

Восприятие и первичное осмысление нового материала.

14

5.

Обобщение и систематизация изученного (выполнение лабораторной работы).

10

6.

Итоги урока, аргументация оценок.

5

7.

Домашнее задачи.

2

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

Тестовая проверка знаний:

1. Растительные организмы могут быть:

а) одноклеточными;

б) багатоклітинними;

в) колониальными.

 

2. Для одноклеточного организма присущи все функции, которые характерны для багатоклітинного:

а) да;

б) нет.

 

3. Совокупность клеток, имеющих общее происхождение, одинаковую форму и выполняют общую функцию, - это:

а) орган;

б) ткань;

в) организм.

 

4. Укажите названия тканей, что характерны для растений:

а) соединительная;

б) образующая;

в) эпителиальная;

г) покровная;

г) ведущая;

д) мышечная.

 

5. Ткань, которая дает начало всем другим тканям:

а) основная;

б) покровная;

в) образующая;

г) ведущая;

г) механическая.

 

6. Ткань, что создает основу органов, заполняет пространство между различными типами тканей:

а) соединительная;

б) образующая;

в) эпителиальная;

г) покровная;

г) ведущая;

д) мышечная.

 

7. Слой клеток, покрывающих орган или другую ткань:

а) соединительная;

б) образующая;

в) эпителиальная;

г) покровная;

г) ведущая;

д) мышечная.

 

8. Ткань, защищает органы от испарения и высыхания, обеспечивает газообмен и всасывания воды:

а) соединительная;

б) образующая;

в) эпителиальная;

г) покровная;

г) ведущая;

д) мышечная.

 

9. Ткань, которая является опорой для растения:

а) соединительная;

б) образующая;

в) эпителиальная;

г) покровная;

г) ведущая;

д) мышечная.

 

10. Ткани, элементы которых проводят питательные вещества от одного органа к другому:

а) соединительная;

б) образующая;

в) эпителиальная;

г) покровная;

г) ведущая;

д) мышечная.

 

11. Молодые части растения покрыты покровной тканью, состоящей из:

а) живых клеток;

б) мертвых клеток.

 

12. Функции фотосинтеза, поглощения и запасание веществ выполняет ткань:

а) соединительная;

б) образующая;

в) эпителиальная;

г) покровная;

г) ведущая;

д) мышечная.

 

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Приходилось ли вам держать за ручку раскрытый зонт, когда дует сильный ветер? Это сделать очень трудно. Ведь зонт вырывается из рук и летит по ветру. А если уж очень крепко ее держать, она может потащить вас за собой. Кроны многих деревьев имеют вид зонтика. А столетний дуб имеет крону в десятки раз большую зонт. Какая же огромная сила нужна, чтобы крепкие деревья с толстыми стволами и всеми ветвями деревьев удержать на месте во время ветра или урагана ? Конечно, нужна сила могучего великана. Такую силу имеют корни деревьев. Они не только обеспечивают растение водой и питательными веществами, которые растворены в ней, но и держат их в почве. Будто на стальных канатах, ветвящиеся во все стороны, растения держатся на своих корнях. Корни очень крепкие. Попробуйте разорвать корень толщиной с карандаш. Это сделать довольно трудно. А корни исполинских деревьев толще в десятки раз. В каждого дерева таких корней очень много, и они растут вглубь и вширь.

Вам известно, что, кроме корня, в растения есть и другие органы. Они имеют сложную внешнюю и внутреннюю строение.

Сегодня на уроке мы познакомимся с тканями растительного организма, поэтому прежде всего рассмотрим строение корня.

 

План

1. Органы растительного организма.

2. Корень. Корневые системы. Видоизменения корня.

 

4. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Органы растительного организма

Подготовительная беседа. Демонстрации гербарных образцов. При гадайте с начальной школы и курса “Естествознание” основной школы, которая строение растения, скажем, тюльпана. Согласно этому скажите, как называют части тела растения.

Орган - это системы тканей, которые имеют общее происхождение, определенную форму и выполняют определенную функцию (определение записывают в тетрадь).

Органы у растений бывают вегетативные и генеративные. (Учитель рисует схему на доске, а ученики - в тетради).

 

Схема. Органы растения

 

 

Корень. Корневые системы. Видоизменения корня Объяснения. Демонстрация корней на таблице или рисунке учебника. Корень - осевой подземный вегетативный орган растений. Корни бывают главные, дополнительные и боковые. Благодаря ветвлению корни образуют корневую систему - стержневую или стержневую. Стержневая корневая система образуется в результате ветвление главного и боковых корней, которые отходят от главного. Мочковатая корневая система образуется придаточными и боковыми корнями, которые также ветвятся; она не имеет главного корня. Приспосабливаясь к определенным условиям жизни, корни могут видоизменяться. Видоизменение главного корня называют корнеплодом, а дополнительных и боковых - бульбо-корнями. Демонстрация таблицы, моркови и свеклы.

Рассказ. У растений, которые живут в разных местах, корни размещаются по-разному. Они приспосабливаются к условиям существования, чтобы лучше выполнять свои физиологические функции. В лесу деревья растут густо, поэтому в большинстве лесных великанов корни уходят вглубь. А в горных растений они проникают в трещины скал, иногда даже разрушая их. Растения также приспособились к жизни на песчаных почвах. Например, у куста джузгуна, который растет в пустыне Каракумы, корни тянутся вдоль поверхности песков на 15-20 метров. Ни песчаные бури, ни летучие пески не могут сдвинуть с места джузгун благодаря корням.

Корень имеет сложную внешнюю и внутреннее строение. Верхушка корня (конус нарастания), который прокладывает ему ход под землей, защищена специальным образованием - корневым чехликом (колпачком). Под ним находится зона деления, имеет клетки, которые активно делятся (образующая ткань). Над ней расположена зона активного роста, здесь клетки растут, увеличивая свои размеры. За этой зоной идет всасывающая зона. В ней происходит всасывание растением воды и растворенных в ней минеральных и органических веществ. Именно здесь расположены корневые волоски.

Корневые волоски - это выросты клеток покровной ткани корня на уровне всасывающей зоны. Клетки этого участка корня утолщаются, ответвляются и формируются в удлиненные корневые волоски, которых в период вегетации очень много. Корневой волосок - одна клетка, которая имеет ядро, погруженное в пристенный слой цитоплазмы.

Количество волосков в значительной степени зависит от условий окружающей среды. Например, волосков меньше при высокой влажности почвы и, наоборот, больше у растений, которые растут на сухих участках земли. Длина волоска - несколько миллиметров. Корневые волоски плотно прилегают к почве: они покрыты слизистой веществом, которое связывает грунт вокруг волоска. Они проникают между частицами почвы, впитывают воду и растворенные в ней минеральные вещества.

Корневые волоски живут лишь 15-20 дней. Старые волоски отмирают, а новые вырастают значительно глубже, ближе к верхушки корня. Если повредить корневые волоски, растение может засохнуть и погибнуть. Поэтому во время пересадки растения надо осторожно выкапывать ее из почвы, щедро полив водой, чтобы не повредить корневых волосков.

 

5. Обобщение и систематизация изученного (выполнение лабораторной работы).

 

Лабораторная работа № 2

Тема. Корень и корневые системы. Видоизменения корня.

Цель. Ознакомиться со строением корневых систем и видами корней, видоизменениями корней.

Оборудование: гербарные образцы растений с различными типами корневых систем, морковь, свекла, георгина; препарувальний набор; таблицы; учебник.

 

Ход работы

Задача 1. Ознакомление с стержневой и мичкуватою корневыми системами.

Рассмотрите корневые системы предложенных растений, найдите главный, придаточные и боковые корни. Нарисуйте схемы стержневой и мочковатой корневых систем, сделайте соответствующие цифровые обозначения типов корней (1 - главный, 2 - дополнительный, 3 - боковые). Запишите примеры растения, которые имеют стержневую и стержневую корневые системы (отдельно).

Задание 2. Ознакомление с видоизменениями корней.

Рассмотрите предложенные видоизменения корней. Установите, из каких корней они образовались (чтобы не допустить ошибок, вспомните, сколько у растения главных, боковых и дополнительных корней).

Выберите растения с бульбо-корнями. Запишите их названия.

Сделайте поперечные разрезы корнеплодов и сравните их между собой. Найдите различие в их строении. Зарисуйте внешний вид и поперечный разрез корнеплодов моркови и свеклы.

Вывод. Дайте ответы на вопрос: Какие корневые системы присущи растениям? В чем их существенная разница? Почему образуются корнеплоды и бульбо-корни? Как их использует человек?

6. Итоги урока, аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Проработать соответствующий материал в учебнике, дать ответы на вопросы после параграфа.