Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ

 

УРОК № 5

 

Тема. Обмен веществ. Основные процессы жизнедеятельности животных.

Цель: ознакомить учащихся с обменом веществ и основными процессами жизнедеятельности животных.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать процессы жизнедеятельности животных.

Базовые понятия и термины: типы питания, автотрофний и гетеротрофний типы питания, проявления жизнедеятельности животных, раздражимость, движение, питание, дыхание, выделение, размножение, рост и развитие.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Ход урока

Iэтап .Організаційний

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Что вы помните о основные процессы жизнедеятельности растительного организма? Можете ли вы сравнить эти процессы с теми, что происходят в организме животного?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Типы питание: автотрофний и гетеротрофний

Сравнивая процессы жизнедеятельности растений и животных, школьники уже обратили внимание на то, что эти организмы по-разному питаются. Надо расширить их представление о типах питания живых организмов и более подробно обсудить отличия автотрофного и гетеротрофного питания.

Автотрофні организмы могут сами для себя синтезировать органические вещества, используя или энергию солнца (фототрофи), или энергию неорганических соединений (хемотрофи). О хемотрофи в курсе биологии для 8 класса речь не идет. Но в понятиях автотрофи и фототрофи школьники могут путаться. Поскольку оба термина включены в школьного курса, то следует пояснить, что понятие автотрофи шире, чем фототрофи. Первое означает, что организм сам синтезирует себе органические вещества (авто - сам), а фототрофами называют те организмы, которые используют для этого синтеза солнечный свет (фото - свет). Гетеротрофы не могут сами синтезировать органику. Они забирают ее у других организмов (это могут быть и фототрофи, и другие гетеротрофы).

Понятие гетеротрофності лучше подать в противопоставлении этого способа питания фототрофному, опираясь на знания школьников об особенностях жизнедеятельности растений. Необходимо обратить внимание на то, что гетеротрофы зависят от тех организмов, которые поставляют им органику, то есть пищу, поэтому гетеротрофы есть консументами (потребителями) и могут существовать только при наличии продуцентов (автотрофів).

Следует отметить, что гетеротрофно питаются животные, грибы, насекомоядные растения и большинство бактерий.

Существует два типа гетеротрофного питания:

- Голозойний. При этом типе питания благодаря сложному комплексу пищеварительных ферментов организм может употреблять в пищу сложные, чаще всего твердые, органические соединения.

- Сапротрофний. При этом типе питания организм питается растворами простых органических веществ. Иногда организм выделяет ферменты непосредственно на субстрат, а затем всасывает питательные вещества, образовавшиеся. Уничтожая мертвые растения и животных, сапротрофи играют важную роль в кругообороте веществ.

Кроме того, животные, которые питаются голозойно, делятся на мікрофагів, что поглощают пищу мелкими частицами, и макрофагов, которые поглощают пищу большими кусками.

По образом жизни гетеротрофів можно разделить на такие группы, как вольноживущие (среди них могут быть хищные, травоядные, плотоядные и т.д.), симбиотические и паразитические. Можно обратить внимание на самые распространенные способы захвата пищи животные: с помощью псевдоподий (амебы), с помощью ресничек (инфузории), с помощью щупалец (каракатицы), зішкрябування (садовый улитка), заглатывание, всасывание.

2. Проявления жизнедеятельности животных

Жизнедеятельность животных также лучше показать в сравнении с процессами жизнедеятельности растений. Сначала раскрыть общие характеристики. Для животных, как и для растений, характерны все признаки живого: обмен веществ (связанный с питанием, дыханием, выделением), раздражимость, наследственность, изменчивость, размножение, рост, развитие, цикличность, дискретность, целостность.

Потом надо обратить внимание на то, что для животных не характерны такие проявления жизнедеятельности растений, как фотосинтез, минеральное питание и транспирация. Главное отличие в способе питания приводит к появлению других различий. Автотрофність требует наличия больших питательных поверхностей, соответственно, ограничивает подвижность растительного организма, а гетеротрофність животных приводит к достаточно высокой подвижности, потому что еду надо искать. Растения имеют неограниченный рост, а для животных это не свойственно - их рост ограничен. Растения построены по модулярним принципу (количество побегов, листьев, корней не определяются генетически, растение будто строится из них, как из отдельных модулей), а животные имеют унитарный принцип строения (целостный), количество тех или иных частей тела в них закреплена генетически.

Главное, показать, что отличия растений от животных не сводятся только к тому, что первые из них неподвижны, на что часто обращают внимание школьники. Главное - отличие в способе получения энергии для жизни, отличие в способе питания. А способ питания определяет строение и основные биологические функции организма.

3. Способы добывания пищи животные

Несмотря на то, что почти все животные гетеротрофы, они могут по-разному добывать себе еду, поэтому можно остановиться на основных способах добывания пищи животными.

Зоологи различают четыре главных способа добывания пищи животными:

- простое добывания пищи;

- коменсалізм;

- симбиоз;

- паразитизм.

Простой способ добывания пищи самый распространенный в царстве животных. Большинство животных добывает себе еду прямо, без каких-либо особых приспособлений и ухищрений. Одни животные кормятся растениями, другие поедают различных животных и делают это самыми разнообразными способами, согласно своей организации, но при этом не вступают ни в какие отношения с животными или растениями, которые служат им пищей.

Есть очень много животных, которые ищут покровительства другого, более могучего животного, чтобы под ее защитой добывать себе пищу или же с целью пользоваться крохами со стола своего заместителя. Такой способ добывания пищи называется коменсалізмом.

В простейшем случае этого способа между некоторыми животными устанавливается что-то подобное союза для общей пользы или полезного только для слабого члена, но совсем нейтрального для заместителя. Коменсалізм вида приобретает еще более тесного союза усталость случае, когда более слабый член поселяется внутри самого тела своего заместителя или на поверхности его, но это еще не паразит, коменсал в этом случае питается не телом и не соком своего заместителя, а лишь захватывает для себя часть его пищи.

Заслуживают на внимание явления коменсалізму между растениями и животными. Например, муравьи, поселяясь на каком-нибудь растении, защищают ее от насекомых, которые повреждают листья.

Симбиоз представляет особую форму коменсалізму, когда союз между двумя различными существами становится настолько тесным, что они представляют собой как бы части одного организма. Но многие ученые понимают явление симбиоза в более широком смысле. Симбиозом называют всякого рода сожительства двух различных организмов, в котором оба сожителей приносят друг другу взаимную пользу. С этой точки зрения сожительство муравьев и растения также должно считаться случаем симбиоза.

Известно, что в тканях некоторых водных животных, как морских, так и пресноводных (полипов, медуз, гидр, сонцевиків), откладываются зерна хлорофилла. Вещество это, как известно, свойственна растениям. Долгое время предполагали, что этот хлорофилл является достоянием самого животного, но впоследствии было доказано, что в тканях этих животных поселяются живые водоросли, которые могут вести самостоятельный образ жизни. Располагаясь в тканях и клетках животных, водоросли эти не причиняют им ни малейшего вреда и приносят им пользу.

Паразитизм очень распространен как в животном, так и в растительном царстве. Существуют роды и семьи животных, которые ведут исключительно паразитический образ жизни, питаясь за счет своего хозяина, и очень часто является причиной различных его болезней, нередко причиняя даже смерть пораженной существу.

Одни паразиты живут внутри тела своего хозяина и называются внутренними, или ендопаразитами, другие поселяются на теле снаружи и называются внешними, или эктопаразитами. Хозяевами им могут служить самые разнообразные животные, начиная от низших беспозвоночных до млекопитающих.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники читают текст на с. 21, 22 и знакомятся со способами добывания пищи животные.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 1-4 на с. 23.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 4].

V.Самостійна работа учащихся

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 23, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 5, ответить на вопросы 5, 6 после

параграфа на с. 23.

В тетради [3] выполнить задания на с. 4.