Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ

 

УРОК № 6

 

Тема. Размножение и развитие животных.

Цель: ознакомить учащихся с особенностями размножения и развития животных.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать размножение и развитие животных.

Базовые понятия и термины: развитие, размножение, половое размножение, бесполое размножение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Ход урока

I. Организационный этап

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности же

Обсуждение вопрос

Что вы помните о размножение и развитие растений? Как эти процессы могут происходить в животных?

III.Вивчення нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Развитие животных

В животных зародышевый период, как правило, довольно четко отграничен от післязародкового выходом зародыша из яйцевых и зародышевых оболочек, а в живородящим форм - рождением.

Зародышевый период состоит из трех этапов: деление яйца, обособление зародышевых листа и формирования отдельных органов - органогенеза. Все многоклеточные животные на ранних стадиях развития обнаруживают сходство. Начальный этап післязародкового развития (ювенильный) может протекать у животных или по типу прямого развития, или по типу метаморфоза - непрямого развития.

Прямой развитие проходит без стадий личинки, путем постепенного перехода животные, вышла из яичных оболочек, во взрослую форму. Среди беспозвоночных он наблюдается в гребешков, малощетинковых червей, пиявок, некоторых насекомых; среди позвоночных - у большинства рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.

Ряд особенностей имеет свойственный плацентарным млекопитающим и человеку внутриутробный развитие, при котором формирование зародыша, а затем плода происходит внутри материнского организма.

Для развития с метаморфозой характерно наличие одной или нескольких личиночных стадий. Личинки ведут свободный образ жизни, самостоятельно питаются и имеют специальные приспособления, так называемые личиночные органы (например, жабры личинок бабок; желточный мешок мальков рыб; жабры, хвост, органы прилипания головастиков), имеющих большое значение на данном этапе онтогенеза, но отсутствуют у взрослых форм.

Между прямым и непрямым развитием есть ряд переходов (например, развитие прямокрылых, клопов, тараканов).

Интенсивность развития и роста организмов зависит также от питания, температуры, влажности, освещения и многих других факторов среды.

Продолжительность жизнь колеблется у разных видов от нескольких часов или дней (некоторые насекомые, например, тли) до 200 лет (например, черепахи).

2. Размножение животных

Размножение или репродукция - это присуще всем живым существам функция воспроизведения себе подобных.

Всю разнообразие способов размножения можно разделить на два основных типа: бесполое (его вариант - вегетативное) и половое размножение.

Бесполое размножение

Бесполое размножение осуществляется путем простого деления клетки надвое. Оно свойственно прежде всего одноклеточным организмам. У некоторых простейших (например, фораминифер) происходит разделение на большее количество клеток. Во всех случаях клетки, которые образуются, полностью идентичные исходной. Крайняя простота этого способа размножения позволяет организмам размножаться очень быстро.

Другой вариант бесполого размножения осуществляется путем отделения от организма его части, состоящей из большего или меньшего числа клеток. Из них развивается взрослый организм. Примером может служить почкование у губок и кишечнополостных. Такая форма бесполого размножения обычно называется вегетативным размножением. В своей основе оно аналогично процессу регенерации.

Бесполое размножение, что воспроизводит идентичные исходному организму особи, не способствует появлению организмов с новыми вариантами признаков и тем самым ограничивает возможность приспособления видов к новым для них условиям среды. Средствами преодоления этой ограниченности стал переход к половому размножению.

Половое размножение

Принципиальная отличие полового размножения от бесполого состоит в том, что в нем участвуют, как правило, два родительских организмы, признаки которых по-новому комбинируются в потомстве.

Переход к этому типу размножения имел огромное значение для эволюции жизни на Земле. Половое размножение создает бесконечное разнообразие особей, в том числе и таких, которые успешно адаптируются к изменяющимся внешним условиям.

При половом размножении все потомки различаются между собой и отличаются от родителей.

Переход к половому размножению связан с появлением специализированных половых клеток - мужских и женских гамет, в результате слияния которых (оплодотворения) образуется зигота - клетка, из которой развивается новый организм, обладающий новой комбинацией исходных генетических признаков.

Половое размножение впервые появилось у простейших, но переход к нему не был связан с немедленной потерей способности к репродукции бесполым путем: ряд животных сохранили ее, конечно чередуя бесполое размножение с половым. Такое чередование поколений наблюдается у некоторых простейших, кишечнополостных и оболонників.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся ее

Работа с учебником

Школьники читают текст «Формы размножения» на с. 24, 25 и обсуждают его содержание. По необходимости ученики обращаются к рубрике «Если вы забыли» на с. 25.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 1-С на с. 26.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 7].

V.Самостійна работа учащихся

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 26, по необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 6, ответить на вопросы 4-6 после параграфа на стр. 26.

В тетради [3] выполнить задания на с. 7.