Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ

 

УРОК № 4

 

Тема. Органы и системы органов животных.

Цель: ознакомить учащихся со строением органов и систем органов животных.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяют иллюстрировать органы и системы органов животных.

Базовые понятия и термины: органы, системы органов

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

І.Організаційний этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопроса

Что вы помните об органах растений? Могут ли такие же органы могут быть у животных?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Органы и системы органов животных

Описывая органы и системы органов, не стоит углубляться в детали, которые будут изучаться в следующих темах. Надо дать общий обзор систем, связав их с основными жизненными функциями животных. Фактически это разговор о взаимосвязи структур и функций,

Разные ткани образуют органы. Орган - это часть тела организма, что занимает в нем постоянное положение, имеет определенное строение, форму и выполняет специфические функции. Органы находятся в тесном взаимодействии. Совокупность органов, выполняющих общие функции, называется системой органов. Например, сердце и кровеносные сосуды выполняют функцию кровообращения и поэтому образуют кровеносную систему.

В животных различают; опорно-двигательную, пищеварительную, дыхательную, кровеносную, выделительную, нервную и половую системы.

Опорно-двигательная система у разных типов животных может быть представлена: кожно-мускульным мешком (кишковопорожнинні, черви), внешним скелетом и пучками поперечнополосатых мышц (членистоногие), хордовим костяком и мышцами (ланцетник), костным скелетом и мышцами (костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Основные функции опорно-двигательной системы - опора тела, его движение и защита внутренних органов.

В большинства животных имеются специальные органы для принятия и переваривания пищи. Пищеварительная система начинается ротовым отверстием, который у многих животных имеет челюстной аппарат. У моллюсков и некоторых видов червей это ороговевшие выросты. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие имеют в ротовой полости зубы, которыми они захватывают, удерживают или механически перерабатывают пищу. Далее пища перемещается по пищеварительному каналу, состоит из глотки, пищевода, желудка, кишечника и заканчивается анальным отверстием. Уже у моллюсков появляются пищеварительные железы: слюнные, печень, поджелудочная. Основные функции пищеварительной системы - переваривание пищи и всасывания питательных веществ.

По посредством нервной системы организм реагирует на изменения окружающей среды. Эти реакции называют рефлексами. Рефлексы бывают врожденные (безусловные) и приобретенные (условные).

В животных кроме обычных безусловных рефлексов наблюдаются сложные формы поведения - инстинкты (постоянная последовательность безусловных рефлексов), которые связанные с поиском пищи, строительством гнезд, защитой от врагов, заботой о потомство и т. д.

Основные функции нервной системы - объединение и согласование работы всех органов и систем организма, регуляция функций, связь с окружающей средой, а также быстрая реакция организма на раздражитель.

Центральная нервная система является неотделимой от органов чувств, которые развиты в различных типов животных неодинаково. Например, органы осязания и равновесия есть в кишечнополостных; органы зрения, вкуса, обоняния, слуха, равновесия, осязания - в моллюсков, членистоногих и хордовых.

Основные функции органов чувств - восприятие определенного раздражителя, который действует на организм. По помощью органов чувств животные приспосабливаются к условиям окружающей среды, которые постоянно меняются.

Основная функция мочевыделительной системы - выведение из организма продуктов обмена веществ и избытка воды.

Половая система обеспечивает размножение животных. Она состоит из половых желез, которые производят половые клетки (гаметы). Яйцеклетки (женские гаметы) образуются в половых железах - яичниках. Сперматозоиды (мужские гаметы) образуются в половых железах - семенниках. Если животное образует гаметы только одного типа, то ее причисляют к роздільностатевих организмов. Особи, у которых формируются и мужские, и женские половые клетки, называются гермафродитами. К ним зачисляются кишковопорожнинні, плоские и кольчатые черви, ракообразные, моллюски (улитки), некоторые виды рыб и пресмыкающихся.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники работают с рисунками на с. 18, 19, знакомясь с опорно-двигательной, пищеварительной и нервной системами. Затем они читают текст про эти системы на с. 18, 19.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 1-4 на с. 20.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 6, 7].

V.Самостійна работа учащихся

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 20, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 4, ответить на вопросы 5-7 после параграфа на стр. 20.

В тетради [3, с. 6, 7] выполнить задание.