РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 1. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА
УРОК 6. Понятие о биологические системы.
Клеточное строение организма человека. Особенности строения клеток
Образовательная цель: сформировать понятие о
клетку как биологическую систему, ее строение, химический состав и разнообразие;
развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать знания о клетке.
Основные понятия и термины:
биологическая система, клетки, органеллы, мембрана, цитоплазма, эндоплазматическая
сетка, рибосомы, комплекс Голги, лизосомы, митохондрии, клеточный центр,
ядро, ядрышко.
Оборудование: таблица «Строение
животной клетки», аппликация-муляж клетки, видеофильм «Клетка, ее строение и
функции».
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация опорных знаний
учащихся. (Беседа).
1. Что такое система?
2. Чем отличаются между собой
естественные и искусственные системы? Что в них общего?
3. Можно ли организм человека считать
системой? Почему?
II. Изучение нового материала.
1. Понятие о биологические системы.
(Рассказ учителя, записи учеников).
Биологическая система - совокупность
взаимодействующих гетерогенных элементов, образующих целостный биологический объект.
К биологическим системам относятся:
клетка, ткань, орган, организм, биологическая группировка и т.д.
Концепцию биологических систем
сформулировал в 30-х pp. XX в. австрийский биолог Л. фон
Берталанфи.
2. Основные свойства биологических
систем. (Объяснение учителя, записи учеников).
Свойства:
а) обмен энергией и информацией с
окружающей средой;
б) саморегуляция;
в) адаптация;
г) самовоспроизведение;
д) гомеостаз.
3. Биологическая система - открытая
система, которая реализует необратимые процессы с помощью энергии окружающей
среды. (Объяснение учителя).
4. Организм человека как биологическая
система. Клеточное строение организма человека. (Рассказ, записи учеников).
5. Особенности строения клеток человека.
(Беседа с использованием таблицы, записи учащихся, составление таблицы).
Заполнить таблицу в рабочих тетрадях.
Структурные элементы клетки
|
Строение
|
Функции
|
|
|
|
6. Единство химического состава клеток.
Роль элементов и веществ в жизнедеятельности клеток. (Самостоятельная работа учащихся).
Заполнить таблицы.
Основные химические элементы клеток
Макроэлементы
|
Микроэлементы
|
|
|
Химический состав клеток
Неорганические вещества
|
Органические вещества
|
|
|
7. Разнообразие и типы клеток.
(Беседа, записи в ученических тетрадях).
в) масса от 10-7 до 10-5 грамма.
III. Закрепление знаний учащихся.
(Тесты).
И уровень
1. Укажите правильный ответ
(«да» или «нет»):
а) клетка является функциональной единицей
живого организма;
б) лизосомы участвуют в разделении
клеток;
в) рибосомы выполняют энергетическую
функцию в клетке;
г) рибосомы участвуют в синтезе
белка;
г) в неорганических веществ клетки
относятся глюкоза и гликоген;
д) клетки человека, по сравнению с
клетками других млекопитающих, не отличающиеся по строению и функциям;
е) увеличение размеров и массы клеток
- это развитие;
есть) органеллы в клетке содержатся в ядре
и цитоплазме.
2. Выберите правильную последовательность
понятий, что отражает организм человека как единую систему:
а) органы - ткани - организм -
клетки - молекулы - системы органов;
б) молекулы - ткани - клетки -
органы - системы органов;
в) молекулы - клетки - ткани -
органы - системы органов - организм;
г) системы органов - ткани -
организм - клетки - молекулы.
3. Обобщите понятия:
а) митохондрии и рибосомы - это ...
б) ДНК и РНК - это ...
IV. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему из учебника.
Повторить о растительные и животные ткани.