Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 1. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

УРОК 6. Понятие о биологические системы. Клеточное строение организма человека. Особенности строения клеток

 

Образовательная цель: сформировать понятие о клетку как биологическую систему, ее строение, химический состав и разнообразие; развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать знания о клетке.

Основные понятия и термины: биологическая система, клетки, органеллы, мембрана, цитоплазма, эндоплазматическая сетка, рибосомы, комплекс Голги, лизосомы, митохондрии, клеточный центр, ядро, ядрышко.

Оборудование: таблица «Строение животной клетки», аппликация-муляж клетки, видеофильм «Клетка, ее строение и функции».

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний учащихся. (Беседа).

1. Что такое система?

2. Чем отличаются между собой естественные и искусственные системы? Что в них общего?

3. Можно ли организм человека считать системой? Почему?

II. Изучение нового материала.

1. Понятие о биологические системы. (Рассказ учителя, записи учеников).

Биологическая система - совокупность взаимодействующих гетерогенных элементов, образующих целостный биологический объект.

К биологическим системам относятся: клетка, ткань, орган, организм, биологическая группировка и т.д.

Концепцию биологических систем сформулировал в 30-х pp. XX в. австрийский биолог Л. фон Берталанфи.

2. Основные свойства биологических систем. (Объяснение учителя, записи учеников).

Свойства:

а) обмен энергией и информацией с окружающей средой;

б) саморегуляция;

в) адаптация;

г) самовоспроизведение;

д) гомеостаз.

3. Биологическая система - открытая система, которая реализует необратимые процессы с помощью энергии окружающей среды. (Объяснение учителя).

4. Организм человека как биологическая система. Клеточное строение организма человека. (Рассказ, записи учеников).

5. Особенности строения клеток человека. (Беседа с использованием таблицы, записи учащихся, составление таблицы).

Заполнить таблицу в рабочих тетрадях.

 

Структурные элементы клетки

Строение

Функции

 

 

 

 

6. Единство химического состава клеток. Роль элементов и веществ в жизнедеятельности клеток. (Самостоятельная работа учащихся).

Заполнить таблицы.

 

Основные химические элементы клеток

 

Макроэлементы

Микроэлементы

 

 

 

Химический состав клеток

 

Неорганические вещества

Органические вещества

 

 

 

7. Разнообразие и типы клеток. (Беседа, записи в ученических тетрадях).

в) масса от 10-7 до 10-5 грамма.

III. Закрепление знаний учащихся. (Тесты).

И уровень

1. Укажите правильный ответ («да» или «нет»):

а) клетка является функциональной единицей живого организма;

б) лизосомы участвуют в разделении клеток;

в) рибосомы выполняют энергетическую функцию в клетке;

г) рибосомы участвуют в синтезе белка;

г) в неорганических веществ клетки относятся глюкоза и гликоген;

д) клетки человека, по сравнению с клетками других млекопитающих, не отличающиеся по строению и функциям;

е) увеличение размеров и массы клеток - это развитие;

есть) органеллы в клетке содержатся в ядре и цитоплазме.

2. Выберите правильную последовательность понятий, что отражает организм человека как единую систему:

а) органы - ткани - организм - клетки - молекулы - системы органов;

б) молекулы - ткани - клетки - органы - системы органов;

в) молекулы - клетки - ткани - органы - системы органов - организм;

г) системы органов - ткани - организм - клетки - молекулы.

3. Обобщите понятия:

а) митохондрии и рибосомы - это ...

б) ДНК и РНК - это ...

IV. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему из учебника. Повторить о растительные и животные ткани.