РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 1. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА
УРОК 7. Характеристика ткани. Типы тканей
Образовательная цель: расширить знания о
ткани, особенности строения соединительной, мышечной, эпителиальной и нервной
тканей в зависимости от их функций; совершенствовать умение пользоваться
микроскопом, мікропрепаратами.
Основные понятия и термины: ткань,
міжклітинна вещество, эпителий (эпителиальная ткань), мышечная ткань,
нервная ткань, соединительная ткань, нейрон, нейроглия, міофібрими.
Оборудование: таблицы «Ткани растений»,
«Ткани животных и человека», микроскопы, постоянные мікропрепарати тканей.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Проверка домашнего задания.
(Тесты).
Из приведенной таблицы выберите
функции, отвечающие органелам клеток, впишите в таблицу ответов
соответствующую им букву.
Название органелл клеток и ее
структур
|
Функция
|
1. Клеточная мембрана
2. Цитоплазма
3. Ядро
4. Каналы эндоплазматической сети
5. Митохондрии.
6. Рибосомы
7. Клеточный центр
|
A. Внутренняя среда клетки
обеспечивает ее жизнедеятельность.
Б. Транспорт веществ между клеткой
и внешней средой.
B. Обеспечение связи между
органелами внутри клетки.
Г. Место синтеза АТФ.
Д. Контроль за клеточным делением.
Е. Место синтеза белка.
Ж. Сохранение и передача наследственной
информации.
|
Ответы:
II. Актуализация опорных знаний.
(Беседа).
1. Вспомните из курса биологии 7-го
и 8-го классов, что такое ткань. Какие ткани различают у растений и у животных?
2. Какие особенности строения тканей
животных по сравнению с тканями растений?
3. Какие ткани растений и животных
подобные между собой по функциям, которые они выполняют?
4. Какая взаимосвязь между строением и
функцией различных тканей?
5. Какие типы тканей различают в
организме человека?
III. Изучение
нового материала.
1. Особенности строения и функции
эпителиальной ткани. Типы эпителия. (Беседа с демонстрацией, самостоятельная
работа учащихся).
Используя дополнительную литературу
и учебник, заполните таблицу.
Типы тканей
|
Виды тканей
|
Строение ткани
|
Место нахождения
|
Функции
|
Эпителиальная
|
Плоский
|
Поверхность
клеток гладкая. Клетки плотно прилегают друг к другу.
|
Поверхность
кожи, ротовая полость, пищевод, альвеолы и т.д.
|
Покровная,
защитная, выделительная
|
Железистый
|
Железистые
клетки вырабатывают секрет.
|
Железы
кожи, желудок, кишечник, железы внутренней секреции, слюнные железы
|
Выделительная
(выделение пота, слез), секреторная (образование слюны, желудочного и
кишечного сока)
|
Реснитчатый
|
Состоит
из клеток с многочисленными волосками (ресничками)
|
Дыхательные пути
|
Защитная
(реснички задерживают и удаляют частицы пыли)
|
|
|
|
|
|
2. Взаимосвязь между строением и
функциями различных видов соединительных тканей. (Беседа с демонстрацией таблиц,
микропрепаратов, самостоятельная работа учащихся - заполнение таблицы).
3. Особенности строения, функции и
свойства мышечных тканей. (Самостоятельная работа учащихся, работа с микроскопом,
заполнение таблицы).
4. Нервная ткань. Нейрон. Строение
и функции. (Демонстрация мікропрепарату «Нервные клетки», заполнение таблицы).
IV. Закрепление
знаний учащихся.
1. Укажите правильный ответ
(«да» или «нет»):
A. Эпителиальная
ткань содержит межклеточное вещество.
Б. Структурной единицей нейрона
аксон.
B. Мышечной
ткани свойственна способность к сокращению.
Г. Кровь относится к эпителиальной
ткани.
Д. Цитология - наука о строении и
функции тканей.
Е. Для нервной ткани характерны
свойства: возбудимость, проводимость и сократимость.
Есть. Міжклітинна вещество в соединительной
ткани хорошо развита.
2. Сравните строение и свойства:
а) сердечной мышечной и нервной
тканей;
б) исчерченной мышечной и
мышечной непосмугованої тканей;
в) крови и костной ткани;
г) мышечной и нервной тканей.
Сделайте соответствующие выводы.
V. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника. Повторить о органы и системы органов животных.