Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 1. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

УРОК 7. Характеристика ткани. Типы тканей

 

Образовательная цель: расширить знания о ткани, особенности строения соединительной, мышечной, эпителиальной и нервной тканей в зависимости от их функций; совершенствовать умение пользоваться микроскопом, мікропрепаратами.

Основные понятия и термины: ткань, міжклітинна вещество, эпителий (эпителиальная ткань), мышечная ткань, нервная ткань, соединительная ткань, нейрон, нейроглия, міофібрими.

Оборудование: таблицы «Ткани растений», «Ткани животных и человека», микроскопы, постоянные мікропрепарати тканей.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Проверка домашнего задания. (Тесты).

Из приведенной таблицы выберите функции, отвечающие органелам клеток, впишите в таблицу ответов соответствующую им букву.

 

Название органелл клеток и ее структур

Функция

1. Клеточная мембрана

2. Цитоплазма

3. Ядро

4. Каналы эндоплазматической сети

5. Митохондрии.

6. Рибосомы

7. Клеточный центр

A. Внутренняя среда клетки обеспечивает ее жизнедеятельность.

Б. Транспорт веществ между клеткой и внешней средой.

B. Обеспечение связи между органелами внутри клетки.

Г. Место синтеза АТФ.

Д. Контроль за клеточным делением.

Е. Место синтеза белка.

Ж. Сохранение и передача наследственной информации.

 

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Актуализация опорных знаний. (Беседа).

1. Вспомните из курса биологии 7-го и 8-го классов, что такое ткань. Какие ткани различают у растений и у животных?

2. Какие особенности строения тканей животных по сравнению с тканями растений?

3. Какие ткани растений и животных подобные между собой по функциям, которые они выполняют?

4. Какая взаимосвязь между строением и функцией различных тканей?

5. Какие типы тканей различают в организме человека?

III. Изучение нового материала.

1. Особенности строения и функции эпителиальной ткани. Типы эпителия. (Беседа с демонстрацией, самостоятельная работа учащихся).

Используя дополнительную литературу и учебник, заполните таблицу.

 

Типы тканей

Виды тканей

Строение ткани

Место нахождения

Функции

Эпителиальная

Плоский

Поверхность клеток гладкая. Клетки плотно прилегают друг к другу.

Поверхность кожи, ротовая полость, пищевод, альвеолы и т.д.

Покровная, защитная, выделительная

Железистый

Железистые клетки вырабатывают секрет.

Железы кожи, желудок, кишечник, железы внутренней секреции, слюнные железы

Выделительная (выделение пота, слез), секреторная (образование слюны, желудочного и кишечного сока)

Реснитчатый

Состоит из клеток с многочисленными волосками (ресничками)

Дыхательные пути

Защитная (реснички задерживают и удаляют частицы пыли)

 

 

 

 

 

 

2. Взаимосвязь между строением и функциями различных видов соединительных тканей. (Беседа с демонстрацией таблиц, микропрепаратов, самостоятельная работа учащихся - заполнение таблицы).

3. Особенности строения, функции и свойства мышечных тканей. (Самостоятельная работа учащихся, работа с микроскопом, заполнение таблицы).

4. Нервная ткань. Нейрон. Строение и функции. (Демонстрация мікропрепарату «Нервные клетки», заполнение таблицы).

IV. Закрепление знаний учащихся.

1. Укажите правильный ответ («да» или «нет»):

A. Эпителиальная ткань содержит межклеточное вещество.

Б. Структурной единицей нейрона аксон.

B. Мышечной ткани свойственна способность к сокращению.

Г. Кровь относится к эпителиальной ткани.

Д. Цитология - наука о строении и функции тканей.

Е. Для нервной ткани характерны свойства: возбудимость, проводимость и сократимость.

Есть. Міжклітинна вещество в соединительной ткани хорошо развита.

2. Сравните строение и свойства:

а) сердечной мышечной и нервной тканей;

б) исчерченной мышечной и мышечной непосмугованої тканей;

в) крови и костной ткани;

г) мышечной и нервной тканей.

Сделайте соответствующие выводы.

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника. Повторить о органы и системы органов животных.