1.5. Основные аспекты обучения украинского языка
Язык существует в обществе - в своем национальном среде - как сложное и
многогранное явление. Отсюда - изучать ее надо всесторонне, целостно, в совокупности
всех ее граней, проявлений, на доступном уровне для учащихся различных возрастных групп и
типов школ.
Традиционно в методике украинского языка определяют такие аспекты ее обучения:
лингвистический, педагогический, психологический, нравственный, эстетический.
Каждый из этих аспектов требует новой трактовки. Лингвистический подход
предполагает всестороннее изучение языка как системы: звучание и значение слов,
словосочетаний, предложений и целого текста, их грамматической формы, графическое и
нормирование оформления, стилистические особенности. Учащиеся должны ознакомиться с
основными разделами науки о языке, обогатить свой словарный запас, усвоить
систему лингвистических единиц и научиться пользоваться ими в устных и письменных
высказываниях. Знакомясь со структурой языковой системы, они учатся
различать язык и речь, устную и письменную формы литературного языка, понимать
роль речевой деятельности в жизни индивида; опираясь на знания норм
литературного языка, приобретают умений и навыков общаться на нем. Лингвистический
аспект обучения родному языку предполагает понимание общественной роли языка, тех ее
функций, реализуемых в речи каждого человека. Осознание необходимости
усвоение языковой материи обеспечивает формирование речевых умений и навыков:
правильно и выразительно говорить, читать и писать, целесообразно пользоваться лексикой,
уметь строить предложения, различать стили речи. Только при таких условиях можно
осмыслить сущность языка, усвоить ее законы іі правила, овладеть ее
литературными нормами и средствами.
Педагогический аспект обучения родному языку требует учитывать ее значение для
познавательной деятельности индивида, воспитания и развития учащихся, подготовки их к
жизни. Школьники должны понять, что речь развивает мышление, а речевая
деятельность тренирует разум человека. Владение родным языком формирует языковую
личность. Человек, не знающий родного языка, не владеет ее богатствами,
остается духовно убогим существом, потому что она лишена возможности познать
историю, устное народное творчество, традиции и обычаи своего народа. Педагогический
подход предполагает образцовое владение родным языком, раскрывает качества
литературного языка, развивает чувство прекрасного, воспитывает эстетический вкус. Новым
в трактовке этого аспекта является воспитание языковой личности, что продуцирует родную
язык, проявляя знания языка, языковое чутье и умение пользоваться словом.
Психологический аспект учитывает те психические факторы, которые обеспечивают качественное
усвоения языка и формирования речевых умений и навыков. При этом следует
учитывать то, что речь индивида не рождается вместе с ним, а приобретается в
процессе его развития, в условиях жизни в семье и обществе, в определенном национально-языковом
среде. Усвоения языка человеком зависит от семьи, материнского воспитания,
детского сада, школы, от языковой среды и самого человека.
Язык усваивается каждым новым поколением заново, хоть получаем его в наследство от
предыдущих поколений. Для успешного овладения родным языком необходимы благоприятные
условия в семье и в обществе, ибо, как известно, язык живет и развивается только
тогда, когда ею пользуются, думают, говорят, читают, пишут, общаются.
Поэтому усвоение родного языка требует пристального внимания семьи и школы. Учитывая, что
новые типы школ появляются преимущественно в городах Украины, где проживает наиболее
зрусифіковане населения, изучения здесь родного языка требует особого внимания.
Ведь большинство учащиеся этих школ не владеют родным языком или уровень их
речевых навыков очень низкий. В орбиту сознания этих учеников должно войти
понимание необходимости овладеть языком своих дедов и прадедов как средством
общение, возродить ее в повседневной жизни. Процесс этот чрезвычайно
складини. С одной стороны, речевое общение требует говорения, восприятия и
понимание. А это возможно лишь при условии, когда говорящий и слушатель находятся на
"одной языковой волны", когда услышаны учеником слова соотносятся с
відчуттєвим источником и тем самым с миром вещей, когда понятийное познание
связано с его чувственной стороной. С другой стороны, возникает проблема преодоления
психологического барьера в сознании учащихся о необходимости владения родным
языке. Ведь как повседневной русском языке им удобнее общаться.
Помочь детям преодолеть этот барьер призваны учителя, работающие в школах
различных типов.
Моральный аспект обучения родному языку предполагает формирование национальной
сознания учащихся. Язык имеет не только важное значение для образования, развития
личности, формирование речевых умений и навыков. Огромная роль родного языка
в национально-патриотическом, нравственном воспитании. Учащиеся должны осознать, что
для патриота дорогие все достояние Украины: материальные и духовные, природные и
социальные, исторические и современные. Среди этих сокровищ - родной язык как нетленное
орудия духовной культуры. Родное слово через отраженные в нем понятия и образы
показывает миру всю жизнь народа, что им мыслит и говорит. В родном слове
живет прошлое, настоящее и будущее нашего народа, оно призвано служить своим
создателям. И поэтому актуально звучат слова К. Ушинского: "Не условным звукам
только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из
родной груди родного слова".1 А для учащихся, изучающих
украинский язык как государственный, это еще и приобщение к культурным ценностям
украинского народа, формирования гражданственности, патриотизма.
Моральный аспект изучения родного языка тесно связан с эстетическим. Известно, что
речь занимает ведущее место в эстетическом воспитании учащихся. Усваивая родной язык,
они убеждаются в богатстве и красоте ее выразительных средств, учатся мыслить
и высказываться не только правильно, но и красиво, приятно. Различают
мышление научное, художественное и смешанное - научно-художественное или художественно-научное.
Каждый разновидность мышление реализуется в речи, в ее стилях. Учащиеся должны
осознать, что эстетическая ценность родного языка проявляется в богатстве
выразительных средств, которые функционируют в том или ином стиле. Да, красота и
богатство научного стиля измеряется точностью понятий, краткостью определений,
полнотой содержания и соответствием его фразе, отсутствием лишних слов и т.д.
Художественный стиль привлекает пластичным, живописным изображением фактов, явлений в
динамике, активным использованием образно-поэтических языковых средств. Эстетичность
языка проявляется в качествах речи, которые учащиеся усваивают вместе с нормами
литературного языка.
Чувство прекрасного возбуждает гармоничность в самой структуре языка: в ее
звучании, в организованности, взаимосвязях ее элементов. Так, равномерное
чередование гласных и согласных звуков создает благозвучие, или
евфонічність, украинского языка. Наличие вариантных форм, синонимов обеспечивает
удачный выбор слова для точного или образного выражения мысли.
Эстетически влияет на нас ритмомелодика родной речи, ее синтаксическая организация,
логическое акцентирование, эмоционально-экспрессивный окрас высказывания и т.д.
Научить детей понимать красоту родного языка, правильно выражать свои мысли -
оды из главных задач учителя-словесника. Нельзя здесь не вспомнить слова В.
Сухомлинского: "Сделать родное слово достоянием духовного мира ребенка - это
значит лазом со звучанием родного слова влить в молодую душу ощущение ее красоты
эмоций, которые вложил народ в слово, создавая и отрабатывая его в течение
веков."
Вместе с традиционными формируются и новые подходы к обучению родному языку,
вызванные изменениями в общественной и духовной жизни, концепцией национальной
школы в Украине. Это такие аспекты, как народоведческий (украиноведческий),
етнопедагогічний, культурологический, деятельностно-ориентированный и др.
Народоведческий (украиноведческий) аспект определяется как основной
учебно-воспитательный в концепции изучения украинского языка. Суть его сводится
к тому, что именно родной язык является средством познания самого себя как представителя
украинской нации, своего народа, его истории, культуры и т.д. "Новый аспект
учебной дисциплины "украинский язык" в общей концепции
украиноведения связан, в частности, с ломостями о происхождении, истории,
специфику развития украинского языка в связи с историей народа". Такое
направления в преподавании родного языка обеспечит формирование национальной
сознания, мировоззрения учащихся.
Етнопедагогічний аспект предполагает обучение родного языка на основе народной
педагогики и дидактики. - Этнопедагогика - сокровищница учебно-воспитательной
мудрости нашего народа, созданные им на протяжении веков. Она служила основой
воспитание многих поколений украинцев. "Украинская-этнопедагогика - это
система народных знаний, принципов и средств, а также опыта украинского
народа в области обучения и воспитания детей и молодежи". Родной язык в украинской
етнопедагогіці выступает как самый главный ее элемент. На основе етнопедагогічній
украинского народа творили свои педагогические системы Г.Сковорода, К.Ушинський,
Огиенко, Г.Ваїценко. В.сухомлинский. Этой проблеме посвящен ряд работ
М.Стельмаховнча. По мнению ученого, самым естественным и оптимально выраженным для
ребенка является обучение и воспитание на родном языке (материнской) в атмосфере культуры
родного народа, его духовности и менталитета. Обеспечивает этот процесс
национальная школа - образовательное учреждение с украинским языком обучения. Одним из
важных достижений этнопедагогики является языковая этика, основы которой дети усваивают в
семье, детском садике, а затем в школе. Правила речевой этики представлены
целой системой готовых выражений, которые должны стать основой формирования речевых
умений и павичок.
Етнопедагогічний подход к обучению родному языку имеет наибольшие возможности для
координации (а возможно, и интеграции таких предметов, как родной язык,
литература, народоведение. В этом сочетании методика языка выступает носителем и
создателем педагогики украиноведения.
Культурологический аспект в обучении родному языку предполагает тесную ее связь с
национальной и общечеловеческой культурой. Ведь знание языка обеспечивают доступ
к источникам украинской и мировой культуры. В широком понимании культура это
хорошо и благородно, духовно щедрое богатство, что сближает и объединяет людей,
очеловечивает знания, оберегает человеческое достоинство, честь и совесть. Дети приобщаются к
культуре своего и других народов через книгу, радио и телевидения.
Ознакомление с шедеврами мировой литературы происходит благодаря замечательным
переводам на украинском языке. Известно, что общая культура народа зависит от
уровня культуры отдельных людей и прежде всего от культуры их речи. Поэтому
в круг обязанностей учителя-словесника входит научить детей выразительно читать,
грамотно писать, красиво говорить, быть вежливым и воспитанным во время
общения, владеть устным и письменным вещанием во всех его формах, типах и
стилях. Учитель призван научить общения, что соответствовало бы нормам
литературного языка и речевой этики.
Деятельностно-ориентированный подход к обучению языку базируется на речевой
деятельности, учитывает когнитивные (познавательные), эмоциональные, волевые способности
ученика. Он предполагает формирование системы компетенций. Исходя из того, что
компетенции является системой знаний, умений и навыков, которые позволяют личности
выполнять определенные действия этот подход ориентирует на развитие общих и коммуникативных
речевых компетенций. Сформированные компетенции используются по необходимости
в различных контекстах в зависимости от различных условий и потребностей речевой деятельности, к
которых относятся речевые процессы продуцирования или восприятие текстов,
связанных с определенными темами в специфических сферах общения.
Деятельностно-ориентированный подход к обучению языку включает:
□ виды
речевой деятельности, реализуемые в коммуникативной, речевой
компетенции личности;
□ психические
и физиологические процессы речи, что происходят во время восприятия или
продуцирование устной и письменной речи;
□ текст
является продуктом высказывания в той или иной форме:
□ сферу
общение (образовательную, профессиональную, общественную и личностную );
□ стратегию
общения (речевую поведение в различных речевых ситуациях);
□ задачи
как определенные целенаправленные действия, которые говорящий решает во время общения.
Перечисленные аспекты обучения языку подчиняются главному -
коммуникативному аспекту.