1.4. Лингвистические основы обучения украинского языка
Основой школьного курса украинского языка является лингвистическая наука - разветвленная
система знаний о языке, ее структуру, основные единицы и способы сочетания этих
единиц в тексте. Существенными для обучения украинского языка есть такие ее признаки:
язык-знаковая система; в языковом знаке сочетаются идеальная и материальная
стороны; язык - явление полифункциональное и самая главная ее функция -
общения; язык функционирует в форме устной и письменной речи; язык - явление
нормативное; значения языковых единиц (слов) воспринимается в тексте. Эталоном
владение языком является умение строить диалог и монолог и пользоваться ими по
различных жизненных обстоятельств.
С материальной стороны в языке, который "живет" в речи есть звуки, которые
образуют слова, предложения, текст. За звуковыми комплексами стоит огромный
мир значений лексических, грамматических, стилистических. Именно в них отражены
духовное достояние народа, его знания о мире, его структуру, взаимоотношения между
людьми в обществе и т.п. Здесь следует вспомнить слова В. фон Гумбольдта:
"Язык народа - это его дух, и дух народа - это его язык". Форме
существование языка, свидетельством ее жизнеспособности является вещания. Это процесс использования
языка с целью общения. Речь - это язык "в работе". Переставая
быть средством общения, язык становится мертвым.
Обслуживая общество, язык выполняет ряд функций, жизненно необходимых для
этого общества, отдельных групп людей и каждого человека. Это функции общения,
мышления, накопления и сохранения знаний и др.
Для методики обучения родному языку важное учета всех ее функций. Одна к
начинать следует с основных - мислетворчої, коммуникативной, аккумулятивной
(накопления и хранения), познавательной, а через них - раскрытие
информативной, номинативных, экспрессивной и других функций.
Большинство из них реализуются в речи в процессе общения, что воспроизведено на
схеме:
Чтобы учащиеся усвоили язык как знаковую систему, они должны научиться соотносить
звуковые единицы языка (звуки) из смысловыми, единицами - морфемой, словом,
словосочетанием, предложением, что в свою очередь соотносятся с реальностью
(конкретными предметами, явлениями и т.д.). Понимание учащимися сущности языковых значений
требует от них активной интеллектуальной работы, определенных умственных усилий. Для
методики обучения родному языку важным является различение лингвистических понятий
"язык вещания".
Дети изучают язык, то есть усваивают сведения из фонетики, лексики, грамматики,
стилистики. Эти ведомости составляются из лингвистических понятий и правил. Следовательно, изучение
языка - это усвоение основ лингвистики - той совокупности языковых знаний,
обеспечивающих формирование речевых умений и навыков, необходимых каждому человеку
на протяжении всей жизни, это языковая компетенция.
В процессе изучения языка учащиеся приобретают знания о самой язык, его грамматическую
структуру и словарный состав, историю и законы ее развития; составляют представления
о роли языка в ментальности украинского народа, в его общественной жизни, в
развития интеллекта человека. Реализация языка в речи осуществляется в процессе
речевой деятельности как совокупности "психофизических действий организма человека,
направляемых па восприятия и понимания речи или порождение его в
устной или письменной форме", т.е. речевая компетенция.
Речевая
деятельность основывается па психической деятельности человека и зависит от ее
интеллектуального и эмоционального развития. Речевая деятельность зависит и от
языковых знаний. Овладение речевой деятельностью осуществляется в процессе обучения
языка на коммуникативной (речевой) основе, включающий слушание, говорение,
чтение и письмо. Результатом речевой деятельности является текст (высказывание). Как
считают С. Ермоленко и Л. Мацько, речевая деятельность должна быть положена в
основу изучения языка.
Опираясь
на знание языка, школьники развивают навыки употребления языка для мышления и
общение. Этот процесс тесно связан с усвоением норм литературного языка.
Современная методика большое внимание уделяет формированию навыков устной и письменной
речи, основанной на усвоении литературной нормы. Под нормой
следует понимать "исторически сложившийся, системно обусловленный, социально
стимулированный средство общения, обладающая воспроизводимостью и способностью
функционирования".
Литературный язык - это достояние украинского народа, результат его исторического
развития. Литературное вещание как ведущая форма ее существования является таким средством
общение, кодификуеться как нормы образцового речи. Они фиксируются в
словарях, учебных пособиях с украинского языка, прививаются школой,
театром, радио и телевидением и другими культурными институтами.
Система этих норм усваивается в процессе обучения, распространяется с помощью
учебных пособий, словарей, справочников и средств массовой коммуникации. Чтобы
удовлетворить разнообразные коммуникативные потребности современного общества, речи
(в устной и письменной формах) должно быть оптимально совершенным, с нормативным
словарем, общеупотребительными грамматическими формами и структурами, устоявшейся
произношением, ударением и правописанием. В связи с этим возникает необходимость нормирования
языка и речи, необходимых в литературном языке. Учащиеся должны осознать, что
языковая норма - "закрепленные в практике образцового использования языковых
варианты (в области произношения, словоупотребления, грамматических и других средств), которые
лучше всего и полнее всего из числа сосуществующих выполняют свою общественную роль".
Языковые нормы функционируют и воспроизводятся благодаря вещанию. Унормованість -
необходима признак литературного языка.
Соблюдение литературной нормы - один из важных критериев речевой культуры.
Нормой определяется степень правильности, точности, понятности, ясности,
логичности, выразительности, уместности речи. Признаками нормы литературного языка
считается общеупотребимость, устойчивость, распространенность, обязательность языковой
системы. Понятие "литературная норма" обозначает систему орфографических,
орфографических, лексических (словоупотребление), словотвірних, грамматических и
стилистических норм. Для литературного языка, которая реализуется в литературной речи,
присущие устная и письменная формы существования. Разграничение этих форм литературного
речи, ознакомление с их особенностями необходимое для научно правильной
методики обучения родному языку.
Устная и письменная речь - это формы реализации языка как средства общения,
воплощение во время коммуникативной деятельности ее системы в различные виды языковой
материи (речевые произведения, тексты, которые могут восприниматься на слух или
органами зрения).
Устная и письменная речь соотносятся между собой на уровне таких лингвистических
понятий и терминов, как: "устная речь - письменная речь",
"устный текст (высказывание) - письменный текст (высказывание)". Для
них характерны ряд общих признаков: содержательность, ясность, точность, логическая
последовательность, убедительность, литературная нормативность, правильность,
благозвучие и др. Однако каждая из этих форм речи имеет свои особенности.
Устная речь - это такая форма реализации языка, которая произносится, выражается
помощью звуков, является процессом говорения. Речевой акт - следствие
коммуникативной деятельности одного или нескольких говорящих (адресантов вещания),
обращенной к собеседников, слушателей (адресатов речи), призванный
реализовать коммуникативные потребности общественной практики. По происхождению устное
речь - это первичная форма существования языка. Оно, как правило, спонтанное, не
подготовлено и воспринимается сразу, непосредственно органами слуха. Устная речь
существует как процесс говорения с присущими ему интонационными и ритмомелодійними
средствами. Поскольку устное вещание ориентировано па непосредственное восприятие, в
нем отражено содержание того, что хочет выразить говорящий. Именно говорение как
процесс реализации языка многогранно: оно охватывает устная разговорная речь носителей
литературного языка и различные проявления разговорно-бытовой речи местных жителей,
социальных и производственных коллективов. В наше время устное литературное вещание
расширило свои границы. Появились возможности получать разнообразную информацию по
помощью радио и телевидения. Устная речь, богатый и полифункциональное, есть
средством приобретения знаний, формой общения людей во всех сферах их деятельности.
Письменная речь зафиксированное на бумаге с помощью специальных графических
знаков, обозначающих звуковые единицы языка. Письменная речь воспринимается как
вторичная форма существования языка. Оно ориентировано на зрительное многократное
восприятия, поэтому написанное можно осмысливать, понимать, перечитывать по несколько
раз.
Письменная речь заранее продумывается, обрабатывается, поэтому оно синтаксически
более благоустроенное, богаче лексически и грамматически, точнее и последовательнее в
оформлении и передачи мыслей и чувств. Письменная речь в основном
монологическая. Оно не зависит от адресата, поскольку чаще всего этот адресат
обобщенный, неконкретный. Письменная речь характеризуется еще и тем, что в
самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель
общения, и это отражается на выборе выразительных средств, с помощью которых
создается тот или иной тип литературного вещания.
В писемному речи нужны навыки углубленной работы над словом, Умение
анализировать написанное, работать над усовершенствованием мысли и формы ее выражения.
Устная и письменная речь как две формы реализации языка, формы ее существования
включают и элементы качественной характеристики на разных уровнях - грамматическом,
лексико-семантическом, эмоционально-экспрессивном, стилистическом и т.д. Отличные
особенности этих форм речи неоднократно отмечались исследователями. Так,
Н.Шведова писала: "Письменная речь - это всегда так или иначе обработана и
обдуманная фиксация языка с целью последующего воспроизведения написанного. Разговорное
речь - это сама вимовлювана, звучащая речь, непосредственно обращенная к слушателю
или слушателей, которая не подвергается предварительной обработке и не рассчитана на
фиксацию."' Эти особенности отражены в таблице:
ЛИТЕРАТУРНОЕ
ВЕЩАНИЕ
________ УСТНОЕ_____________________ ПИСЬМЕННАЯ______
1. Первичное
1. Вторичное
2. Диалогическая (полілогічне) и монологическую
2. Монологическая
3. Рассчитано на определенных слушателей, что вы - 3.
Графически оформленное
ступают собеседниками говорящего
4. Связано с предварительным обдумыванием
4. Спонтанное, неподготовленное 5.
Старательный отбор фактов в их языковом
5. Реализуется в живом общении оформлении
6. Сопровождается интонацией, мимикой, жестами 6.
Отбор языковых средств, четко подчиненные- кованый стиля и
типа вещания
7. Импровизированное
7 Полный и обстоятельный изложение мыслей
8. Четко индивидуализировано
8. Углубленная работа над словом и текстом
9. Эмоциональное и
экспрессивное 9. Самоанализ (редактирование)
Учащиеся должны усвоить, что устная и письменная речь имеет широкое применение в
различных сферах общественной и повседневной жизни. Формы их существования можно
показать следующей таблицей:
ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
УСТНАЯ ПИСЬМЕННАЯ
Диалог Монолог Перевод
Дискуссия Рассказ Произведения (описание, рассказ,
размышление)
Диспут Перевода Деловые бумаги
Отчет Газетные жанры
Доклад План, тезисы, конспект, реферат
Эти формы речи обрабатываются на специальных уроках связной речи. Не
следует смешивать понятия "устная речь" и "письменная речь"
с понятием "разговорная речь" и "книжное речи". Последние
является отражением качественной стороны литературного вещания и соотносятся с
языковыми стилями. Разговорная речь является реализацией разговорного стиля, а книжное
реализует кодифицированное Литературное вещание и соотносится с книжными стилями
- научным, художественным, публицистическим, официально-деловым. Если разговорная речь
осуществляется преимущественно в устной форме, то для книжного речи характерна
в основном письменная форма. А некоторые жанры книжных стилей функционируют исключительно в
письменной форме, например: дипломатическая почта, коммюнике, научные статьи, тезисы,
аннотация, заявление, акт и др. Однако некоторые из них могут быть выражены и в устном
форме: доклад, лекция, выступления па митинге, на конференции, радио,
телевидении, ответ на уроке, на экзамене и т.д.
Таким образом, разграничивая эти понятия, выясняем ученикам, что сроки
"разговорная речь" - "книжное речи", "устное
вещание" "письменная речь" - формы существования речи (языка) и
смешивание их недопустимо.
Литературное речи как одна из основных форм существования украинского языка
используется в устном и писемному общении. Чтобы добиться качественного
усвоение родного языка учащимися, необходимо углубить их знания о языке и формы
реализации в речи. Это обеспечит понимание сути языка, роли ее в
обществе, станет важным условием формирования языковой личности.