РАЗДЕЛ 2. РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
2.3. Классификация религий
Исчерпывающей информации о количестве религий в мире (около 5 тыс.), как и оптимальной их классификации, не существует. В первую очередь это связано с тем, что в религиоведении отсутствует четкая система критериев разделения религий на определенные группы и типы. История религиоведения знает много разных типологических схем периодизации истории религии. В основном при делении религий на группы и классы применяют этнические признаки, время возникновения, уровень организации, государственный статус. Такая модель классификации основывается на общих принципах.
По уровню развития религии разделяют на такие виды:
а) ранние формы религии первобытнообщинного строя (анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, культ предков, шаманизм);
б) политеистические - этнические (за исключением иудаизма и сикхизма);
в) монотеистические - христианство и ислам (мировые религии), иудаизм и сикхизм (национальные религии);
г) синкретические - те, что образовались в результате сращивания или слияния различных этнических и мировых религий: афро-христианские религии (церковь херувимов и серафимов) и исламо-христианские секты (алавиты, исмаилиты), суфо-китайские секты (цзэн-буддизм), иудео-христианские религии (мормоны);
д) новые религиозные течения и движения (НРТ): церковь унификации Муна, сознания Кришны (Харе Кришна), церковь сайентологии, неоязычестве и т.д.
Основные критерии, используемые для классификации религий, такие:
1. Статистические (по количеству верующих).
2. Время возникновения:
религии, которые имеют многолетнюю историю (буддизм, христианство, ислам);
религии, которые возникли на протяжении новейшей истории (современные религиозные течения).
3. Уровень организации: жестко централизованные (католицизм, Свидетели Иеговы); нежорстко централизованные (ислам); самовпорядковані (индуизм, даосизм, синтоизм); децентрализованные.
4. Государственный статус:
государственные религии (ислам в ряде арабских стран, иудаизм в Израиле, англиканство в Великобритании);
религии большинства населения, статус которых не закреплен соответствующими государственными документами (конфуцианство и даосизм в Китае, индуизм в Индии);
религии национальных меньшинств (иудаизм за пределами Израиля, сикхизм, джайнизм, зороастризм).
5. Правовой статус:
религии, которые поддерживает государство (индуизм, синтоизм, христианство, ислам);
религии, которые государство не только не поддерживает, но и преследует (Свидетели Иеговы, Армия спасения, сатанизм);
религии, отношение государства к которым нейтральное (джайнизм в Индии, даосизм в Китае).
6. Формы распространения:
континуальні (буддизм, христианство, ислам); дискретные или локальные (иудаизм, багаїзм, синтоизм, зороастризм); местные (культы народов Севера, Океании, Африки, Латинской Америки), назариняни, осташі, покутники.
7. Этносоциальные критерии:
автохтонные (отдельных народов) религии, что стали частью этнической самостоятельности, этнической культуры (иудаизм, сикхизм, синтоизм, конфуцианство); унифицированные религии, которые не имеют связи с определенными этносами и носят надетнічний характер (буддизм, ислам, христианство, неорелигии);
В истории религиоведения было немало попыток в процессе классификации охватить единой схеме все существующие религии, однако это ни к чему не привело. Оптимальной модели нет и сегодня.
Ниже мы приводим классификацию, которая является обобщенной и наиболее распространенной в современном религиоведении (А.М.Колодний, В.І.Лубський, С.А.Токарєв). Согласно ей, все исторические типы религии делятся на четыре группы.
1. Ранньоісторичні формы религии (первоначальные, родоплеменные: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, культ предков, шаманизм).
2. Этнические религии:
а) народные (религии Древнего Египта, народов Двуречья, Древней Индии (ведизм, брахманизм), религии античного мира, Малой Азии и Восточного Средиземноморья), давньоєвропейські, доколумбовой Америки, религии Австралии и Океании;
б) национальные (индуизм, конфуцианство, даосизм, джайнизм, сикхизм);
в) етнодержавні (иудаизм, синтоизм).
3. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.
4. Новые религиозные течения и движения (НРТ):
- неохристиянство и течения христианского корни (Церковь Полного Евангелия, Богородичная церковь, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Новоапостольская церковь, Церковь Христа, Церковь нового Иерусалима, харизматические церкви);
- религии ориенталистского направления или восточные религиозные течения (Общество сознания Кришны, Общество трансцендентальной медитации (ТМ), последователи Саи Бабы, центры Шри Чинмоя, Дзен-буддизм, Нитирэн, Вселенская чистая религия (сахаджа йога), Всемирная вера Бахаи, АУМ Синрике;
- синтетические неорелигии (Церковь объединения, Великое Белое Братство);
- эзотерические объединения (теософия, братство Грааля, ассоциация Живая этика (Агни-йога));
- неоязычестве (друидизм, ведизм, арийское движение, тенгрианство, Родная вера, Рунвера, Собор родной веры, Ладовірство, Большой огонь);
- сайентологические (наукологічні) движения - Дианетика, Наука разума, Христианская наука;
- дьявольские культы (сатанизм).
Ключевые понятия: религия, богословие, теология, догматика, вероучение, религиозность, религиозное возрождение, элементы религиозной системы (религиозные представления, религиозные настроения, религиозные действия, религиозные институты), религиозный комплекс, религиозное сознание, религиозный культ, религиозная картина мира, религиозная наука жизни, религиозные нормы, сверхъестественное, Бог, духовность, бытие, дух, миропонимание, фантазия, харизма, идеология, толерантность, ценностно-жизненные ориентации.