Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

РАЗДЕЛ 2. РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

2.2.Структура религии, ее социальные функции

 

Религия - сложное социально-историческое явление, произведение человеческого познания и разума, почуттєвості и фантазии, свободы и неволи. Именно структурированность и целостность этого феномена и дает основания рассматривать его как религиозный комплекс.

Он представлен многими составляющими. Одним из них принадлежит ведущее место в религиозном комплексе, другие находятся на втором плане, а некоторые оказываются при определенных условиях совсем не обязательными. То есть выделяют основные и второстепенные составляющие (элементы, компоненты) религии.

Относительно определения основных элементов религиозной системы, то в религиоведов нет единого взгляда на эти феномены. Одни авторы причисляют к основных составляющих религии религиозное сознание, деятельность, религиозные институты (общества, управления, центры). Другие утверждают, что к элементам религии нужно в первую очередь относить доктрину, миф, эстетические ценности, ритуалы и разнообразные формы культовой практики. Ряд религиоведов, а их большинство, выделяют религиозное сознание (религиозные представления, взгляды и настроения), религиозный культ, религиозные организации. Мы разделяем взгляды последних, считая, такое разделение наиболее оптимальным. Заметим, что каждый из названных составляющих религии является динамическим, полифункциональным и также структурируется.

Учитывая, что второстепенные составляющие мало весомые для характеристики религиозной системы, в религиоведении принято прибегать к анализу основных элементов.

Основные составляющие религиозной системы объединяются в наружную и внутреннюю структуру (строение) религии.

К внешней структуре относятся: религиозные представления и взгляды, религиозные настроения, религиозные действия, религиозные институты.

Внутренняя структура охватывает религиозную картину мира и религиозную науку жизни.

Внешняя структура

1. Религиозные представления, взгляды, понятия, суждения - это целый комплекс идей, образов, связанных с верой в сверхъестественное. Они зафиксированы в мифах, легендах, догматах вероучения, содержании священных книг, молитв, теориях и концепциях. Стержнем этих представлений является человек - ее судьба, призвание, вопрос жизни и смерти, смысложизненные ориентации, современное и будущее, добро и зло, - и все это в контексте отношений со сверхъестественным как высшим, совершенным, справедливым, могущественным, благодатным и карающим. В религиозных взглядах удивительно сочетаются фантастическое и реалистическое, которые функционируют по единому плану.

Главная черта религиозных взглядов - вера в сверхъестественное. Религиозные взгляды как составляющая сознания существуют на обыденном и теоретическом уровнях. На обыденном уровне они существуют почти на протяжении всей истории религии. Это миросозерцания рядовых верующих. Они общие, аморфные, фрагментарные, разрозненные, часто недоказові и несистематизированы.

Теоретическое религиозное миропонимание формируется в процессе отделения умственного труда от физического в социально-дифференцированном обществе. Оно доказательное, последовательное, стройное, систематизированное. Завершающий вид имеет в религиозной литературе.

Специфической формой существования религиозных взглядов, понятий и представлений является богословие (теология) - учение о религии, церковь как дом Божий на Земле. Оно возникает в сравнительно поздние времена религиозной истории (в монотеистических религиях) и имеет четко выраженную конфессиональную принадлежность.

2. Религиозные настроения - это те чувства, эмоциональные состояния, которые вызывает вера в процессе осмысления религиозным человеком внешнего мира и собственного бытия. Это особый класс психических процессов, характеризующих отношение верующего к сверхъестественному и осознанных в религиозном плане бытийных состояний, процессов и явлений окружающей среды. Ведь человек не равнодушно отражает мир. Она ищет свое место в нем, пытается изменить мир согласно своим потребностям и интересам. И одновременно подвергается воздействию вселенной.

Религиозные чувства психологически, по способам проявления и формами протекания не отличаются от нерелигиозных. Специфика религиозных чувств в их направленности на сверхъестественное. Они могут быть позитивными и негативными. К первым относятся любовь, радость, благоволение, надежда, успокоение и т.п., ко вторым - страх, скорбь, отчаяние, отчаяние и другие.

Отдельное место в системе религиозных настроений занимает чувство любви к Богу - привязанность, тяга к сверхъестественному. Мотивация этого чувства своим подтекстом имеет также любовь Бога к человеку, что реализуется в форме любви к ближнему.

Чувство страха перед Богом тоже психологически не отличается от нерелигиозного страха. Последнее возникает от разных земных, жизненных обстоятельств, религиозное - от веры в Бога как грозную силу.

Чувство благоволения, умиление, религиозного утешения, радости, отчаяния, скорби тоже занимают важное место в сознании верующего. Каждое из них имеет для верующего далеко не иллюзорное значение, поскольку символизирует ответственность за свои поступки и замыслы.

3. Религиозные действия - это действия верующих и их сообществ, обусловленные религиозной верой. Существует два вида религиозных действий: культовые и позакультові. Культ - важнейший вид религиозной деятельности. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Он представляет собой систему действий, средств воздействия на сверхъестественное с целью изменения его отношения к себе. К культовым действиям относятся молитвы, таинства, обряды, праздники, традиции, ритуалы, богослужения, запреты, жертвоприношения и т.д. Средства религиозного культа - культовые строения, кресты, священные облачения, свечи, религиозная живопись, скульптура, музыка.

История не знает ни одной религии без культового элемента. Культ - это одежда религии, который нельзя снять или просто поменять; он - способ существования религиозных представлений и чувств, а все они вместе являются сторонами одного целого - религиозного, практически-духовного вхождения человека в мир.

Можно сказать, что культ - это язык религии, где предмет, действия, слова имеют символическое значение. Культ удовлетворяет религиозные потребности верующих, возбуждая психологически-волевые процессы в таком направлении, которого требуют обстоятельства жизнедеятельности верующего.

Особое место в религиозном культе принадлежит молитве, которая является важнейшим средством общения верующего со сверхъестественным, на которое вроде бы можно повлиять с помощью слова. Молитва - простая и наиболее доступная форма религиозной деятельности.

Позакультова религиозная деятельность реализуется в духовной и практической сферах. Духовная позакультова деятельность охватывает разработку религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, написание богословских произведений и т.д.

Практическая позакультова деятельность включает производство предметов религиозного культа, миссионерство, участие в работе соборов, преподавание богословских дисциплин, управленческая деятельность в религиозных институтах, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение и т.д. В позакультову деятельность иногда в определенной степени проникают элементы культа (молитвы на лекциях и др.).

4. Религиозные институты - это организации, учреждения, заведения, которые действуют на религиозной основе и призваны в первую очередь создавать нормальные условия для единоличного или коллективного удовлетворения религиозных потребностей верующих. их принадлежность определяется религиозными интересами, потребностями, установками.

К ним, в первую очередь, относятся религиозные организации. Они являются объединениями последователей определенного вероисповедания. Одни из них формируются для совместного удовлетворения религиозных потребностей; другие - в процессе деятельности верующих в позарелігійних сферах. В первом случае религиозные организации могут быть 3-х типов: секта, деноминация, церковь.

Секта может иметь два уровня организации:

- небольшая религиозная группа, начальное звено формирования религиозной организации;

- объеденение, что отделилось от одного из религиозных направлений и находится с ним в конфликте. В секте отсутствует институт священства, лидерство принадлежит верующим, которые считаются носителями харизмы (от греч. charisma - дар). В ней существует контролируемое членство и строгая дисциплина, претензии на исключительность установок и ценностей, элитаризм, богоизбранность.

Деноминация - переходный тип религиозной организации, которому присущи черты секты и церкви. Она не имеет профессионального священства, разделения на клир и мирян. ей присущи учтенное членство, руководство осуществляют органы, избранные верующими.

Церковь - самоуправляющееся объединение верующих, которое сложилось на основе общности религиозных представлений и особенностей культовой деятельности. Тут налицо профессиональное священство, централизованное иерархическое управление, четкое разделение на клир и мирян, отсутствует контролируемое членство.

Важнейшими задачами религиозных организаций является донесения до верующих соответствующих норм и правил поведения, смысложизненных ценностей и идеалов. Эта цель достигается посредством выполнения ряда функций:

1) выработка систематизированного учения (системы идей);

2) разработка системы защиты и утверждения „чистоты веры”;

3) организация и управление культовой деятельностью;

4) контроль и осуществление санкций (мер наказания) в случае несоблюдения религиозных норм;

5) поддержка связей с социальным окружением.

Другие религиозные организации представлены позацерковними объединениями: миссии, братства, партии, профсоюзы, объединения молодежи, студентов, женщин, которые создаются по конфессиональным признакам.

К религиозным институтам также относятся учебные заведения (духовные академии, институты, семинарии и т.п.), где готовят кадры служителей культа; издательства и типографии, которые обеспечивают верующих религиозной литературой; предприятия, на которых изготавливаются предметы религиозного культа и церковной утвари.

Внутренняя структура

Основными ее составляющими являются религиозная картина мира и религиозная наука жизни.

1. Религиозная картина мира - представление верующих о происхождении и строении мира, прежде всего о его двойственность. То есть, в соответствии с религиозными концепциями, рядом с природным миром существует сверхъестественный, абсолютным воплощением которого является Бог. Эта двойственность находит свое отражение в богословских толкованиях строения и перспективы мира, живой и неживой природы. Так, христианская картина мира представляется в первых двух книгах Библии, в религиях Древнего Египта и Японии, в легендах о возникновении мира из хаоса, появление в нем первых богов и т. д.

2. Религиозная наука жизни - определенный образ жизни, которого должен придерживаться верующий и нарушение которого - большой грех перед Богом. Соблюдение его - обязательно ’обязательное условие Божьей любви и гарантия личного бессмертия и вечной жизни. Этот образ жизни возможен лишь при выполнении определенных моральных норм и правил, установок (заповедей, принципов). их провозглашают священные книги разных религий - Библия (иудаизм, христианство), Сунна (ислам), Трипитака (буддизм), Дао дэ цзин (даосизм) и др. Большое количество различных наставлений, в частности, содержится в Ветхом и Новом Заветах Библии (заповеди Моисея - Исх., 20, 1-17; Нагорная проповедь - Мф., 5, 3-12 и т.д.).

Социальные функции религии

Религия - явление общественно-историческое. Она появляется как средство (инструментарий) регулирования поведения человека после того, когда она выделилась из рода и осознала свою самостоятельность. Поэтому религию можно рассматривать еще и как действенный общественный фактор. Способы, уровень, направление воздействия религии на социальную систему и отдельного индивида проявляется в его различных функциях (от лат. functio - исполнение, завершение). Основные из них следующие: мировоззренческая, компенсаторно-терапевтическая, регулятивная, коммуникативная, культурно-формирующая, легітимізуюча, інтегруючо-дезінтегруюча.

Мировоззренческая функция. Она проявляется через способность религии формировать у верующего человека систему взглядов и представлений, что позволяет определить свое место в мире, сформировать цель и смысл жизни, ценностные ориентиры, перспективы посмертного существования.

Компенсаторно-терапевтическая функция. Выполняет две задачи:

- как средство духовного утешения (через катарсис - очищение, успокоение, молитву, медитацию, духовное наслаждение, общение с высшим) помогает человеку психологически снимать негативные последствия стрессовых ситуаций (жизненные невзгоды, страдания, горе), сохранять внутренний покой, душевное равновесие на индивидуальном уровне ее бытия;

- обещает посмертном воздаянии как компенсацию утраченного.

Подобная компенсация имела место еще в древних религиях, что отражало бессилие, зависимость человека от объективных условий ее существования.

Регулятивная, ограничительно-узаконююча функция реализуется как способность религии через систему норм, ценностей, примусов, установок, канонов, институтов управлять поведением, поступками верующих, деятельностью отдельных организаций, формировать и корректировать межличностные и межгрупповые отношения. Наиболее деятельными в системе регуляции являются религиозные нормы (религиозное право, мораль, заповеди) - система требований, правил, предписаний, направленных на воплощение в жизнь ценностей религии; а также образцы (идеалы, примеры для подражания), поощрения и наказания.

Коммуникативная функция проявляется в общении верующих с сверхъестественным Богом (вертикальные связи) и между собой (горизонтальные связи).

Культурно-формирующая функция является фактором влияния религии на развитие письменности, книгопечатания, искусства, сохранения ценностей религиозной культуры, передачи исторического опыта от поколения к поколению.

Легітимізуюча функция (от лат. legitimus - законный, узаконенный)

- способность религии воспитывать в верующих гражданскую позицию, уважительное отношение к общественным нормам).

Інтегруючо-дезінтегруюча функция. С одной стороны, она проявляется как способность религии способствовать бесконфликтном связи, согласии, солидарности, сплоченности религиозного сообщества или общества в целом. Во времена различных кризисов общество использует этот фактор, учитывая, что религия помогает людям осознать себя как моральную общность, объединенную общими ценностями и целями. С другой стороны, в определенных исторических и социальных условиях религия может дезинтегрированным, разъединять людей, вызвать межэтническое, религиозное противостояние. Дезинтеграция может выступать в форме внутріконфесійних и межконфессиональных конфликтов, между крупными религиозными объединениями (христиане и мусульмане) в форме борьбы с „чужим” (например, „джихад” - война против неверных в исламе).

Отдельные религиоведы выделяют еще ряд функций, которые выполняют религиозные общины и организации в обществе: богослужебная (удовлетворение религиозных потребностей верующих через культовую практику), миссионерская (распространение вероучения среди населения), пропагандистская (идеологическая) функция - распространение через средства массовой информации религиозного учения, политическая (участие церкви в политической жизни страны), хозяйственно-экономическая (ведение хозяйства, производственной деятельности по выпуску религиозной атрибутики и проведения реставрационно-строительных работ), благотворительная (оказание материальной помощи), филантропическая (содержание приютов, больниц, детских учреждений), просветительская (распространение знаний о культуре, морали и т.д.).