Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ

 

Вопрос об истоках религии - одна из ключевых проблем религиоведения. Ведь речь идет не только о времени возникновения религии, о том, что считать ее “минимумом” и которые были ее ранние формы. Не менее важно выяснить, почему и как возникли верования и культ, как зародился образ сверхъестественного, представления о смысле бытия человека в религии. Проблемы эти сложные и мировоззренчески неоднозначные. Поэтому и определение истоков религии характеризуется концептуальным разнообразие.

На вопросы о прошлом религии, ее истоки есть много порой совершенно противоположных взглядов. Вообще говоря, они принадлежат к богословско-теологического или светского (научного) религиоведения, а разнообразные теории о происхождении религии можно условно свести к двум направлениям:

- теологические теории (традиціоналістська, теїстична, концепция врожденных идей, богословский рационализм, созерцательный теизм, мистические теории, православно-академическая);

- научные теории происхождения религии (политико-государственная, евгемеризм, натуралистическая, натурміфологічна, анимистическая концепция аніматизму, преанімізм, прамонотеїзм, магическая, психологическая, социологическая, марксистская).

 

3.1. Теологические теории происхождения религии

Большинство верующих и духовенства утверждает, что религию подарил человечеству Господь, она вечна и неизменна, именно их религия истинна и не требует знаний относительно ее происхождения. Эта идея является ведущей в ряде теологических теорий.

Традиціоналістська теория. Согласно с ней, религию открыл людям Бог. В христианстве это изложено в библейском сказании о общение первых людей Адама и Евы в раю с Богом, а также о сверхъестественные контакты с Богом Моисея, других библейских персонажей. Основываясь на безоговорочной вере, она не опирается ни на какие аргументы, не апеллирует к разуму.

Такой подход присущ древней философии. Так, древнегреческий философ Платон (428-348 гг. до н.э.) считал, что существует реальный мир вещей и мир идей, которые отражают эти вещи. Мир идей полон идеей Единого. Оно является особой субстанцией всего мира, его истоком и основой, не имеет ни начала, ни конца, никаких признаков, не требует пространства и движения, ибо для движения нужны изменения, а Единственное неизменное. Религия, по Платону, является следствием созерцания человеческой душой идей Единого, которое воплощает в себе Бога. Итак, преисполнена идеей Бога человеческая душа вспоминает о нем в материальном мире, что является основой религии. Эту теорию также развивали мыслители, которых церковная иерархия называла святыми отцами церкви. В православии это Афанасий Александрийский (ок. 295-373 гг.), Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.), Иоанн Дамаскин (ок. 675-753 гг.), в католицизме - Августин Блаженный (354-430 гг.), Фома Аквинский (1225-1274 гг.).эта теория проста, доступна для восприятия, не требует доказательства, поскольку основывается на вере. Поэтому получила широкое распространение в христианском богословии. Относительно происхождения других религий - христианство допускает любые объяснения.

Теїстична теория. Идейным источником ее является теизм: 1) форма верований и культа, связанных с представлениями о Боге как творце и вседержителе, 2) религиозное учение, которое исходит из существования личного Бога - творца мира и промислителя, который признает бытие Бога как существа, принципиально отличного от мира вещей и явлений, существа абсолютного, высшего человека и природу, то есть сверхчеловеческой и сверхъестественной. Бог является источником всего существующего, а следовательно, и религии. Религия является результатом умственного развития человечества. Эту теорию также исповедовало много выдающихся мыслителей, особенно в XVI-XIX вв.

Концепция врожденных идей. Согласно с ней, идея Бога у человека врожденная, она существует в ее сознании от рождения и проявляется как познание Бога. Представление о Боге, как самую совершенную существо, предусматривает его существования: человек мыслит о Боге, значит, он существует. А мыслит она о Боге потому, что идея Божества является ведущей врожденной идеей. Самым заметным представителем этого направления был французский философ, математик и естествоиспытатель Рене Декарт (1569-1650 гг.).

Богословский рационализм. По мнению основателя этого направления немецкого философа Г.В.Лейбніца (1646-1716 гг.), развертывание декартовых врожденных идей происходит под влиянием опыта, эмпирических знаний. Он считал, что благодаря этому человечество пришло к христианству - единой религии откровения.

Созерцательный теизм. Его основатель, немецкий философ

И. Г. Фихте (1797-1879 гг.), считал, что религия как отношение человека к Богу является комплексом определенных чувств, порожденных осознанием ею конечности своего бытия. Из этого и рождается благоговение перед высшей силой.

Мистические теорії. их объединяет признание сверхъестественного происхождения религии, которая является следствием откровения. Считается, что оно дано раз и навсегда первым людям непосредственно Богом, является результатом постоянного воздействия Божества на дух человека, действует вечно.

Ярким представителем этого направления был немецкий писатель, философ-ірраціоналіст Ф. И. Якоби (1743-1819 гг.). По его утверждению, знание Бога человеку дают лишь ее внутренние чувства. Они и являются источником религии. Человек созерцает Бога внутренним зрением, не телесными, а духовными глазами. Это созерцание возникает при определенных специфических условиях и требует не разума, а веры.

Православно-академическая теория сформировалась во второй половине xix в. в русском богословии. Основатель - профессор Московской духовной академии Федор Голубинский (1798-1854 гг.). Его ученик В. Кудрявцев-Платонов (1828-1891 гг.) считал, что возникновение религии обусловлено действием двух источников:

1) объективного, что существует вне человека и проявляется в воздействии Бога на дух человека;

2) субъективного, которое зависит от человека, от усвоения им этого влияния. Для обрушування своего взгляда он ссылался на теорию врожденного знания. Сознание содержит знание, которое существует, когда душа еще до рождения тела созерцает сущности вне физического мира, то есть Бога. Поскольку, считал В.Кудрявцев, врожденные идеи являются результатом Божественной воли, они должны содержать идею Бога. Эти идеи и являются религией. Но большое количество неверующих в мире тогда объясняется отсутствием в них врожденных идей о Боге. Чтобы устранить это противоречие, Кудрявцев утверждал, что не стоит предполагать, будто врожденная идея Бога с самого начала существует в сознании человека как представление или понятие. Она существует не как способность образовывать понятия о Боге, а как врожденное стремление к бесконечному, потребность получения знаний о Боге, которая может и не реализоваться. Поэтому он большую роль отводит откровению. Откровение, за Кудрявцевым, имеет две предпосылки: 1) безграничные способности Бога; 2) процесс человеческого познания. Религия создается под влиянием Откровения и человеческой умственной деятельности.

Академический теизм использует научные аргументы и поэтому в определенной степени совершенствует богословские теории. Однако, признавая абсолютный приоритет веры, он не переходит грани, за которой начинается настоящая наука, а просто стремится осовременить религию.