Лекция 2
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПЕРВОБЫТНЫХ ВЕРОВАНИЙ
2.2 Типология первобытной магии
Отголоски тотемизма встречаются и в более развитых религиях. В даосизме говорится о том, что мать императора Шеннуна забеременела от красного дракона, мать философа Лаоцзи - от падающей звезды. В японском синтоизме почитаются лисы, обезьяны, черепахи и змеи. В религии древнего Египта в каждом доме были свои почитаемые животные и местный бог, часто с напівтваринними чертами. В Греции реликты тотемизма сохранились в легендах о происхождении племени мирмидонян от муравьев, об оплодотворении женщин Зевсом в виде животного или птицы, про козу Амальтею, что вскормила верховного олимпийского бога. Одной из существенных частей ранних религиозных форм была уверенность в действенности различных магических ритуалов. Магия - вера в то, что с помощью определенного набора ритуальных действий можно достичь практического результата.
Искусство верхнего палеолита, ориньяксько-солютрейські (названные так по месту находки) изображения животных и женщин, пещерные рисунки рассматриваются практически всеми исследователями как памятники магических представлений указанных эпох. Такой выдающийся исследователь, как Фрезер видел в магии предшественницу религии, Фрейс и Фіркандт рассматривали ее как главный источник развития религиозных представлений, Рейнак и Штернберг считали магию следствием веры в духовную сущность всех явлений. Однако все исследователи сходились на том, что сознание архаичного человека была пропитана магическими представлениями.
Самый простой способ передачи магической силы - непосредственное соприкосновение источника или носителя этой силы с объектом, на который направлено магическое действие. Носителем магической силы при этом может быть амулет или талисман или сам колдун или шаман. Характер общения тоже разный - использование амулетов, талисманов, принятие магического зелья, прикосновение руки колдуна и др. При этом остается основное представление - идея непосредственного перенесения магической силы через прямой контакт. Этот тип магических действий называют контактной магией.
Более сложным является магический акт, направленный на объект или субъект, который находится на расстоянии, за пределами зрительного восприятия. Этот тип называется ініціальною магией. В ней реально производится только начало желаемого действия, окончание же его и появление ожидаемого результата предоставлено магической силе. К инициальной магии относится и «магия первого дня» - вера, за которой то, что происходит в первый день какого-то периода, будет повторяться в течение остального времени.
Следующие два типа магических ритуалов отличаются тем, что в них действие магической силы направлены не непосредственно на объект, а на его заменитель, а уже через него - на объект. Такими заменителями могут быть: кусок одежды человека, ее волосы, след ноги, что-то, что его касалось (остатки пищи). Другим заменителем объекта магических усилий есть его подобие или изображение. Это ритуалы, в которых имитируется желаемый результат: охотничьи и военные танцы, обряд вызывания дождя и др.
Названные типы магических ритуалов имеют общую черту: их цель - перенести магическую силу на объект. Все они проявляют агрессивный характер. В отличие от названных, другие типы магии имеют другую цель: предотвратить, отогнать, обезвредить вредные воздействия, защититься от злых ритуалов; им присущ оборонительный, защитный характер, поэтому один из исследователей метко назвал их «профилактическими».
Одну из групп таких действий составляют магические ритуалы, отгоняют злые влияния. Это прежде всего обычай носить амулеты и обереги, окружение себя магическими линиями (вспомним гоголевского Хому Брута, который отгонял нечисть, очерчивая вокруг себя магический круг).
К этому же типу принадлежит укрытие от вредоносных сил - ритуальное закрытие частей тела, избегание определенных мест, например, леса, ночью считался магически опасным, или бани, которая в темное время суток в славянских поверьях была местом убежища злых сил.
Другим типом магических процедур, имели защитное назначение, были очистительные обряды (окуривание, пост, употребление зелья и др.). Такие элементы проникали в более поздние и более развитые религиозные системы, например, в православие. В славянской традиционной культуре считались причастными к общению с нечистой силой те, кто принимал участие в связанных с ритуальным переодеванием рождественских действах. Поэтому после традиционного обхода усадеб они должны были «очиститься» с помощью освященной воды.
Особо следует отметить магию слова (вербальную магию), к которой принадлежали заклинания, примовляння, патентование. Знаменитый этнограф Бронислав Малиновский отмечал превосходстве слова во всяком магическом акте. По его мнению, физические действия в каждом ритуале являются вторичными, они лишь помогают перенести магическое заклинание на необходимый объект; однако кое-кто из исследователей склонен видеть в вербальной магии отдельный тип.
Указанные типы магических действий в целом исчерпывают все разнообразие магических обрядов, если рассматривать их со стороны «механизма действия». Однако следует подчеркнуть, что часто в пределах одного ритуала оказывается сочетание двух и более магических типов и способов влияния на окружающий мир. Такого типа обряды относятся к смешанным.
Религиовед и этнограф Токарев предложил классификацию магических ритуалов не только по психологическим признакам, но и по социальной направленностью: магия вредоносная, военная, любовно-половая, лечебная и предохранительная, метеорологическая.
Рассмотрим некоторые из типов подробнее. Вредоносная магия («черная» или «зла»), заключается в том, что с помощью специальных действий каким-то людям или конкретному человеку сверхъестественным образом причиняется вред. Например, в самых ранних человеческих сообществах распространен был такой тип вредоносной магии, в котором исполнитель обряда нацеливает особое орудие - заостренную палочку или кость - в ту сторону, где должен находиться объект. По описанию английского этнографа Г. Кордінгтона, у меланезийцев колдун клал в бамбуковую трубу магическое зелье и, увидев врага, целился в него из этого оружия. Считалось, что человек, против которого было направлено это оружие, должна была погибнуть. Российский колдун XVII столетия Яшка Салаутін раскрыл секрет своей «техники» таким образом: «Портил-потому что я изо рта, пускал по ветру на дымом, кого увижу в лицо, хотя и издалека». Часто с целью причинения вреда применялась імітативна магия, например, австралийцы-варанда. Наблюдая за ними, этнографы Спенсер и Гиллен описывают такой ритуал. Желая отомстить женщине, которая убежала, мужчина начертил на почве ее схематическое изображение и начал колоть его копьем, уверен, что подобные удары и получает, так сказать, оригинал. К подобной процедуре прибегали и герои американского фильма «Ведьмы из Іствіку» по роману Джона Апдайка, и героиня «Сердец трех» Джека Лондона и др. В фильме, например, было изготовлено изображение колдуна, которое кололи иглами; герой Джека Николсона весьма правдоподобно страдал от этой імітативно-магической процедуры.
Цель военной магии - обеспечить победу в предстоящем военном столкновении. С этой целью выполнялись воинственные танцы, которые, с одной стороны, должны были обеспечить успех военной операции, с другой - создать безопасность для воинов своего племени. Много подобных ритуалов описано Дж. Фрезером. Вот один из них. Перед боем женщины африканского Золотого Берега бегали с палками, которые имитировали ножи, и отрезали ними плоды пальмы, символизирующие головы побежденных врагов. Среди славянских заговоров, собранных фольклористом Л. Майковым в XIX веке, много формул предназначалось для предотвращения смерти или ранению пулей: «Заказывается раб божий... от пулевого железа». Медленно военные ритуалы теряют магический характер, превращаясь в традицию демонстрации военной мощи - парады, массовые праздничные процессии и др. (особенно это свойственно тоталитарным режимам).
Любовно-половая магия имеет двойную направленность, ее цель - привлечь человека, вызвать в ней любовь или же, наоборот, такое чувство уничтожить. Это то, что на украинском языке называется «приворожить» или «відворожити». Например, в племени семангів полуострова Малакки человек, желающий приворожить женщину, должен был подослать к ней во время сна человека, который бы измазала той грудь и лоб особой колдовской мазью, изготовленной именно для таких нужд. То же самое должна была сделать со своим избранником влюбленная женщина, которой не удалось достичь успехов в другой способ привлечения внимания. Благодаря инициальной магии должно было быть перенесено на дальнее расстояние любовное колдовство. В австралийском племени аранда мужчина или женщина, желающие привлечь к себе внимание, надевали на голову «чилару» - повязку, сплетенную из смуха опоссума и беленую глиной, над которой предварительно читалось заклятие. В этом головном уборе надо было попасть на глаза предмета любви, который должен был почувствовать в ответ любовное влечение. Надо отметить, что любовно-половые ритуалы являются одними из самых стойких и продолжают существовать в разных формах.
Лечебная и предохранительная магия имеет огромный диапазон бытования. Провести грань между народной медициной и магическими лечебными действиями очень непросто. Очевидно, они носят субъективный характер. Действие одних средств в сознании больного человека носит естественный характер, других - сверхъестественный. Природные средства, как правило, являются общедоступными, сверхъестественные же составляют прерогативу знахарей. Этнограф Браун, исследуя племена андаманців, отметил, что знахарь - «окоджуму» - знает совершеннейшее качества различных веществ, и эти знания он получает от духов. «Однако такие знания, - пишет он, - имеет каждый. Каждый может, не советуясь с колдуном, попробовать на себе действие известных ему минералов, трав и подобных веществ».
Под промышленной магией подразумевают разнообразные магические обряды, имеющие отношение не только к охоты, рыболовства, но и к любой другой хозяйственной деятельности. Б. Малиновский отмечал, что магические ритуалы встречаются не во всех подряд формах хозяйственной деятельности, а лишь в тех, где значительную роль играет случай, удачное стечение обстоятельств, связанных с риском для жизни (охота), или тех, что зависят от объективных обстоятельств (земледелие). В аграрной деятельности каждая фаза земледельческого труда дублируется магическим ритуалом, в котором главную роль в основном играет женщина. Это связано с отождествлением способности женщины к рождению детей и производительными силами природы, плодовитостью земли. Например, у индейского племени в Ориноко считалось, что засевать поле могут только женщины, которые умеют рожать, умеют оплодотворять зерно, которое сеют. В Уганде еще и до сих пор кое-где считается, что бесплодная женщина делает неплодородными поля и сады мужа. Божества, связанные с идеей плодородия, в большинстве религий имеют женскую подобие: Деметра и Персефона в Греции, у римлян Церера, Иштар у вавилонян, Кибела во Фригии.
Приближается к промышленной метеорологическая магия, или магия погоды. Это, собственно, единственный вид магии, объект которого никак не зависит от воли и действий человека. Здесь невозможно выделить смысл, аналогичный тому, что его можно найти в других магических ритуалах. Иначе говоря, эта магия никак не связана с любой деятельностью человека. К магии природы относится, например, вызывание дождя. У австралийского племени вонконгуру два колдуны ночвами набирали воду, «розсіваючи» ее вокруг; в Украине с такой же целью откапывали тело самоубийцы или человека, который умер от пьянки, и бросали их в реку - то есть метеорологические ритуалы сохраняются и в развитых культурах.
Второстепенные разновидности магии трудно классифицировать по причине их разнообразия, а также отсутствия систематизации. Это, например, заговор «на получения неразменного рубля», «от лихого человека», заказ лавочников и торгашей для красоты покупателя, игроков в карты (чтобы «шла карта») и др. Такие виды магической деятельности, представлены в основном словесными формулами, по происхождению является найпізнішими. их существование свидетельствует о том, что магические представления перешли на новые формы человеческой деятельности: ведь есть, к примеру, заговор «от злого начальника». Это доказывает, что магия является неотъемлемым аспектом человеческого существования.