Лекция 2
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПЕРВОБЫТНЫХ ВЕРОВАНИЙ
2.3 Шаманство
Определений понятия шаманство существует более полусотни. Разногласия связаны с различными подходами к изучению данного феномена. Название этой формы религии происходит из евенкійської языка, где «шаман», «саман» означает «возбуждена, неистовая человек».
Шаманство - одна из наиболее ранних форм религии. Ученые не могут назвать точную дату зарождения шаманизма, но следы наскальных рисунков, изображающих какие-то культовые действия, позволяют отнести его возникновение к палеолиту. Шаманство сохранилось у многих народов мира, в первую очередь в тех обществах, которые менее всего затронуты современной индустриальной цивилизацией - в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев Америки, аборигенов Австралии - на разных стадиях развития. Так, в Сибири, шаманство еще в середине XX века существовало в ярких сложившихся формах; в культурах некоторых европейских народов, например у венгров, были обнаружены лишь его пережитки, а у аборигенов Австралии ученые смогли найти даже его зачатки. На основании изучения предклассовых обществ и роли шаманства в их жизни ученые думают, что шаманство можно рассматривать как этап развития религиозных представлений, на определенном этапе присущ всему человечеству.
Дать характеристику представлений шаманов о происхождении мира, божеств и людей сложно через большое разнообразие взглядов разных народов, но существует общее убеждение в том, что порядковые этого мира предшествует хаос.
Космология шаманства представлена тремя сферами: подземного мира, мира людей и небесного мира. Но сквозь этот трехчастинний распределение проглядывает более древний - двохчастинний (например, на некоторых бубнах хакасских и алтайских шаманов изображены два мира). Охарактеризуем шаманство на примере наиболее развитых его форм, которые сохранились до наших дней у ряда народов Сибири (нганасанів - жителей самого северного региона Евразии - полуострова Таймыр; кетів, населяющих бассейн Среднего Енисея; эвенков - обитателей сибирской тайги; тувинцев, кочевавших в горных степях Центральной Азии и других). Для их мировоззрения характерно представление о том, что Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, где обитают только духи, Среднего, где наряду с духами живут люди, животные, растения, а также Нижнего, куда уходят души умерших.
Космос и все явления природы соотносятся либо с верхним, либо с нижним мирами. Символами верхнего мира являются: солнце, птица, олень, а, нижнего: месяц, рыба, медведь. Представление о верхний и нижний миры не связано с противостоянием добра и зла. Просто мир так устроен. Представление об устройстве мира у разных народов, что хранили в своей культуре элементы шаманства, отличаются в деталях, но имеют много общего.
Вся вселенная заключена в сферическую оболочку - это видимое небо. В нем есть отверстие, называется «небесным ртом». Через него шаман может попасть в «другой мир». В представлениях многих народов верхний мир многослойный. На каждом уровне живут божества и духи. По такому же принципу устроен нижний мир, который ассоциируется с холодом, что находит свое отражение в погребальных обрядах (покойника везут к месту погребения на санях, потому что в загробном мире вечная зима).
В представлениях практически всех народов, знавших шаманство, важнейшим элементом картины мира является Мировое Дерево. Оно символизирует ось мир, соединяющий верхнюю и нижнюю части сферы и удерживает небо от возможного падения на землю. Мировое Дерево связано с зарождением шамана, с его становлением и с его ритуальной практикой.
Мировоззрения шампаністів свойственен анимизм - одухотворение всего, что окружает человека - предметов, растений, животных; вера в многочисленных злых и добрых духов, способных влиять на жизнь и смерть человека, вызывать у него болезни, обеспечивать удачу и обрекать на несчастья. Сторонники этой формы религии убеждены, что влиять на духов, быть посредником между миром духов и миром людей может шаман, который, находясь в состоянии экстаза, совершает особый обряд общения с духами. Во многих более поздних религиях тоже существуют посредники (жрецы, священники), но шаман отличается тем, что он священнодействует с помощью духов, и его выбирают сами духи.
Причины, по которым человек намерен стать шаманом, могут быть такими:
• в результате спонтанного призвания («призыв», «избранность»);
• вследствие передачи «профессии» шамана в наследство;
• по личному решению или, реже, по воле клана.
Но, какими бы не были причины, шаманом становится тот, кто прошел особое посвящение, кто получил двойное наставление: первое - экстатического порядка (сны, видения, транс и т. д.) и второе - традиционного порядка, переданное старыми шаманами (шаманская техника, имена и специализация духов, мифология и генеалогия клана, тайный язык и т. д.). Посвящение может происходить публично, но возможна посвящение во сне или во время экстатического переживания лица, проходит посвящение. Внешними признаками как мистического, так и наследственного призвание является изменение поведения. Будущий шаман ищет одиночества, у него возникают видения, он становится задумчивым, рассеянным и молчаливым, он может видеть пророческие сны и быть подверженным приступам, что лишают сознания.
Шаманство, как правило, наследственное. Считается, что после смерти шамана его дух переходит к потомкам, причем духи сами выбирают людей, в которых они переселяются; как правило, это родственники умершего шамана.
Начало шаманской деятельности связан с загадочным «психическим заболеванием», что проявляется в период полового созревания будущего шамана. Человек неожиданно для окружающих начинает прятаться от людей, нередко убегая в тайгу. В это время он почти ничего не ест и даже может забыть свое имя. Другой шаман, приглашаемый родственниками больного, устанавливает причину болезни и приходит к выводу, что в его пациента вселился дух умершего предка - шамана. В таких случаях больной, даже не желая того, становится шаманом. Родственники готовят ему одежду и бубен. Получив их, шаман начинает свою ритуальную деятельность. Самое удивительное то, что, начав камлати, в процессе лечения своих пациентов восстанавливается и психическое здоровье шамана, исчезают все явные проявления тяжелого психического заболевания».
Еще в XIX веке ученые и путешественники, наблюдавшие шаманов, пришли к единодушному выводу, что это нервовохворі люди с особым складом психики. Такая точка зрения впоследствии получила широкое распространение среди исследователей этой формы религии. Однако в последние десятилетия ряд ученых, изучавших феномен шаманизма, утверждают, что так называемая шаманская болезнь - это всего лишь своеобразная инициация, в которой будущий шаман сознательно выполняет обряды, которые предлагаются ему, и играет заданную роль традиции. В связи с этим доктором исторических наук, профессором института этнологии и антропологии РАН Севьяном Вайнштейном были проведены специальные исследования с участием психиатров, которые подтвердили справедливость прежнего взгляда на шаманов как на людей с особым складом психики. Результаты его исследований опубликованы в научных изданиях и получили поддержку видных специалистов.
Среди определенного круга ученых существует мнение, что наследственная природа шаманизма - результат процесса багатопоколінного отбора родовым коллективом людей с определенными особенностями психики и, прежде всего, способностью вызывать регулируемое состояние транса, сопровождаемый глубокими галлюцинациями. Именно это привело к наследованию шаманами некоторых необходимых особенностей психики, позволяющие выполнять действия, рассмотрены родственниками как возможность общения с духами в интересах коллектива и отдельных его членов.
Схема посвящения шамана примерно одинаковая для всех народов, важнейшими моментами ее являются: попытки расчленения тела, скобління плоти до превращения тела на скелет, замена сосудов и восстановление крови, достаточно долгое пребывание в нижнем мире, во время которого будущего шамана обучают души умерших шаманов и «демоны», подъем в верхний мир для прохождения посвящения. Будущий шаман несколько раз подвергается радикальным экзаменам, сопровождаемым мистической смертью, в результате он переходит к новой жизни, совершенно отличного от повседневного существования.
После того как человек становится шаманом, ее должен признать коллектив. Люди должны убедиться в истинности шамана, что проверяется его действиями и их результатами.
Общение шамана с духами - это ритуал. Он называется камлание (тюрк, «кам» - шаман). Но камланням принято называть не каждый ритуал общения, а только тот, в ходе которого шаман впадает в транс или экстаз (сейчас употребляется более точное научное название - измененное состояние сознания).
В среде шаманства мистический опыт означает транс шамана - действительный или мнимый. На уровне первобытных религий экстаз представляется полетом души на Небо или ее странствиями по земле, или ее спуском в подземный мир и странствиями среди мертвых. Цели шаманских путешествий могут быть такими:
• встреча с Небесными Богами и передача им подношений от членов рода или клана;
• розыск души больного, что, как считается, заблудилась или была похищена демонами;
• проведение душе умершего в его новое жилье;
• совершенствование своих знаний, благодаря общению с Высшими Существами.
У шаманского ритуала есть свой сценарий. Камлание имеет свой порядок, определенный последовательностью событий в воображаемой поездке шамана в другой мир. Шаман изображает эту поездку в процессе обряда и движениями, и співомовками, так что участники ритуала имеют возможность следить за ходом событий.
Каждый шаман имеет духов - помощников и духов - покровителей, к которым он обращается во время камлания. Духи - помощники выступают в образе преимущественно диких зверей, рыб и птиц, а духи - покровители, как правило, духи умерших предков шамана. Каждый шаман имел их изображения - вместилища.
Большинство шаманов используют во время камлания бубен, который после особого обряда оживления считается ездовым животным - конем или оленем. На нем шаман совершает путешествие в Верхний мир, подгоняя «животное» стукалкою, что осмысливается как кнут. В некоторых шаманов нет бубна, - его заменяет специальный жезл, варган (специфический музыкальный инструмент), лук. Шаманы, как правило, имеют специальный ритуальный костюм, включающий особым образом изготовленные головной убор, плащ и обувь.
Во время камлания, если оно происходит с лечебными целями в присутствии больного и его родственников, шаман, войдя в состояние транса, созывает духов - помощников и бьет в бубен, совершая на нем - своем «ездовой животному» - путешествие в мир духов, чтобы заставить злых духов покинуть больного и тем самым вылечить его. Духи-помощники и духи - покровители помогают ему в этом. О перипетиях своего путешествия и борьбы со злыми духами шаман сообщает присутствующим, эмоционально изображая схватки со злыми духами, напевая заклинания, нередко очень поэтические.
Хотя шаманы иногда пользуются средствами народной медицины, они не являются знахарями и целителями. Последние существовали в родовых коллективах наряду с шаманами и независимо от них.
За пределами Сибири шаманство имеет немного другие формы. Так, например, на Северном Борнео существуют шаманы, которые называются дайонг. У них нет бубна, а во время своих ритуальных действий они используют устрашающие маски. Но, совершая свой ритуал, так же как и сибирские шаманы, они впадают в состояние транса, призывают духов, которые помогают им найти похищенную душу больного и вылечить его.
Труд шамана бескорыстная. Такой идеал шаманского служения людям отраженный в моральных заповедях, которые передаются из поколения в поколение. Профессиональная этика требовала от шаманов помощи всем, кто в ней нуждается. Якутский шаман во время посвящения провозглашал: «Обіцяюся быть заместителем несчастливых, отцом бедных, матерью сирот...».
Со временем шаманство претерпевал изменений. Фигура шамана отодвигается на периферию религиозной жизни общества. Историческое развитие вел к сужению сферы деятельности шамана, но шаманство наложило заметный отпечаток на более поздние верования. С ним, например, генетически связанная фигура пророка.
Первыми пророками были шаманы. Иудейские пророки ветхозаветных времен и пророки других народов сохраняют отдельные черты шамана. Например, легенды, повествующие о жизни исламского пророка Мухаммада, указывают на пересоздания человека, в результате которого он становится пророком: ангелы разрезали Мухаммада, очистили его тело, только после этого он получил дар пророка.
Шамана следует считать первым мистиком. Мистицизм - это форма религиозной практики, при которой человек сливается с божеством. Шаманский экстаз - это мистический акт - соединение шамана со своими духами.
Сегодня нельзя утверждать, что шаманство как форма религиозной деятельности подходит к концу. Шаманство находит место в сложном современном мире. В США, например, за последнюю половину XX века произошел заметный поворот в отношении к культурному наследию североамериканских індіанців. в американском обществе растет интерес к индейских шаманов. Довольно часто можно встретить практикующих шаманов в Азии. У народов России, в прошлом знавших шаманство, интерес к нему возрос, особенно после распада Союза. Современные шаманы освоились в условиях города, они впитывают идеи, далекие их традиционной системе верований. В связи с происходящими процессами, многие исследователи считают, что сегодня заявляет о себе «неошаманізм».