Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лекция 2

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПЕРВОБЫТНЫХ ВЕРОВАНИЙ

 

2.1 Фетишизм и тотемизм как ранние формы религиозных верований

Первобытные племена, что жили в разных регионах, в своем развитии прошли через одинаковые или похожие условия бытия, что обусловило общий характер их религиозных представлений.

Одной из особенностей первобытного мышления была предметность, т.е. конкретный характер. Свое воплощение она получила в архаических языках, где доминируют слова, обозначающие отдельные или небольшие по объему понятия. Религиозные представления также имели поначалу конкретно-предметный характер.

Другая особенность мышления раннего типа человека - то, что его объектами были явления и предметы, которые принадлежали к окружению племени и имевшие для него жизненное значение. И, наконец, человек первобытной эпохи не выделяла себя из окружающей среды, перенося на него свои собственные качества, отождествляя собственное «я» с миром.

Из сказанного выше можно прийти к выводу, что наиболее ранней формой первобытных религиозных верований был фетишизм. Трактовка этого термина не является устоявшимся. В некоторых изданиях фетишизм трактовано как религиозное почитание предметов, животных и растений. В понятие фетишизма иногда входит обожествление Солнца и других небесных тел, явлений природы. При такой трактовке фетишизма теряется его специфика. В первобытном фетишизме предметам, кроме их природных качеств, которые воспринимаются чувственно, приписываются еще и качества, что человек чувственно не воспринимает. Такая «гипотеза» первобытного сознания лишено логической связи, она формируется случайно. Сначала вещь, которой суждено было превратиться в фетиш, вызывает лякливе отношение к себе. Это - первый шаг к предоставлению ей сверхъестественных качеств. На этой стадии дело лишь особым образом выделяется среди других. Такой вещью может быть, например, оружие, из которого убиты больше животных, чем с другой; естественная преграда, что не дала убежать животному во время преследования ее охотниками; дерево, плодами которого путник утолил голод, и др.

В сознании первобытного человека отсутствует категория случайного. Все, что с ней случалось, воспринималось как закономерное. Если во время выстрела под ногу охотнику попадал камень или ветка и выстрел оказывался неудачным, человек объясняла это ложным логическим выводом: «После этого - значит, по этой причине». А это означало, что конкретный предмет плохо относится к этому человеку, поэтому надо ему отблагодарить или задобрить его любым способом. Так формируется понятие фетиша, внутренняя жизнь которого представлялось на образец человеческого.

С совершенствованием человеческого интеллекта в фетиши начинали видеть что-то иное, кроме видимого. Он приобретает форму двойника. Такой этап английский этнограф Э. Тайлор назвал спиритуализмом, от слова spiritus - «дух». Двойник не имеет видимой телесной природы. У австралийских аборигенов этнографами было обнаружено чуринги - двойники человека, что по форме напоминали стилизованное изображение человеческой фигуры. По убеждению аборигенов, чуринга является носителем жизненной потенции своего владельца. Причиненное ей зло непременно достигнет реального человека. Двойники вроде чуринги найдено и среди других архаичных этносов. Между ними и человеком могут возникать сложные взаимоотношения, которые человек может предвидеть, но их суть остается для него скрытой, поскольку человек способен воспринять только то, что произошло с материальной формой двойника, но не с его духовной сущностью. Именно в этом нужно искать истоки веры в то, что смерть является следствием развода, когда двойник покидает тело Значит, существует мир, недосягаемый для человеческого восприятия - мир, где живут двойники. Этот мир представляет собой «кальку» реального, но его перенесли далеко от ареала расселения племени. Это мир, который находится за рекой, полем, лесом - привычными местами, что их освоено людьми. Это чужой мир, которому присущи сверхъестественные качества.

Одной из особенностей архаического мышления была вера в общее взаємоперевтілення. Все вокруг может менять свой облик, превращаться во что угодно. Это - одна из важнейших предпосылок тотемизма - веры в сверхъестественный связь и кровное родство племени или рода с определенным животным, растением или иным природным объектом или явлением (дождем, ветром, скала, небо и др.). Другими словами, тотемные верования построены на представлении о происхождении определенной группы людей от конкретного объекта окружающего мира. Тотемистические верования порождали зоолатріі - почитание животных и теротеїзм - обожествление представителей фауны. Но тотемизм не ограничивался почитанием зверя и поклонением ему. Отношения между животным - предком и человеком или ее родом строятся на принципах взаимности, когда каждая сторона выполняет определенные обязанности по отношению друг к другу. Тотем является покровителем людей, люди почитают его, приносят жертвы и др. Остатки тотемістичних представлений сохранились в сказках народов Австралии и Океании, стран Африки, для которых традиционное начало сказки является таким «Это произошло, когда люди и животные говорили на одном языке...», что является аналогом славянской фольклорно-сказочном «давным-давно...»

В научно-популярной литературе часто встречается утверждение, что тотемное животное оберегалась и охота на нее была запрещена. Это утверждение ложное, поскольку тотемное животное одновременно была животным промышленной, жила в ареале расселения племени. Недаром тотемами северных народов чаще всего бывают медведь и олень, которые вместе с тем являются важнейшими объектами охоты. Одна польза, что ее люди получали от животного, становилась причиной сакрализации этого животного в древней сознания. Один из первых этнографов, которые исследовали быт аборигенов Австралии - Ларимар Фэйсон, писал в 1880 году, что тотем почитает какая-то группа людей не потому, что он «мясо» той телесной корпорации, членами которой являются они - тотемное животное представляет собой буквально «кость от кости и плоть от их плоти».

Классической территорией тотемизма является Австралия. Не было ни одного племени, что населяло территорию континента, которое не имело бы комплекса тотемістичних верований. Например, много племен провинции Виктория имели представление об основателе племенных обычаев и норм - небесное божество Бунджил. У одних племен Бунджил - это «длиннохвостый орел», в других - ворон. В этом случае мы сталкиваемся с ситуацией преобразования тотема на культурного героя. В западно-австралийских племен рассказывается о борьбе этих птиц, результатом которой стало разделение людей на две группы. В более чем 20 австралийских племен зафиксировано половой тотемизм, в общем, встречается очень редко. Смысл его заключается в том, что все мужчины племени верили в свое особое родство с одним видом животных, а женщины - с другим. Чаще всего половыми тотемами австралийцев были птицы и летучие мыши. Отмечен интересный обычай, когда мужчины племени умышленно убивали женский тотем - сову - и дразнили этим женщин, а женщины в ответ убивали летучую мышь - мужской тотем. На этой почве зчинялися нешуточные ссоры и даже драки. Некоторые исследователи (В. Шмидт) считали половой тотемизм древнейшей формой тотемістичних верований.