Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия мир человека

Антропологические идеи и тенденции развития в истории западноевропейской философии

Периодизация западноевропейской философской антропологии

В предыдущей лекции уже говорилось о том, что основоположником философской антропологии считается Макс Шелер. Его основной труд по этой проблеме имеет название «Сущность человека, новый опыт с философской антропологии», из которой видно, что такие опыты он признавал и в прошлом. Вообще Г. Шелер выделял три вида антропологии - теологическую, философскую, естественно-научную. Последняя была основана трудами Ч. Дарвина, она имела биологический характер, и чтобы отделить от нее свое учение, Шелер и ввел термин «философская антропология».

Учение о человеке - составная часть размышлений на протяжении всей европейской философии. Впервые они сознательно и отчетливо обозначены в сократо-платоновской школе, и поэтому с Сократа, который отверг натурфілософію и обратился к исследованию человека, это учение берет начало.

В истории европейской философии можно выделить три этапа формирования представлений о человеке. Первый этап занимает время от античности до середины XIX века: это - философия разума, сознания, познания. С этого времени начинается второй этап - философия жизни, действительности, практической деятельности (сюда относятся учения. Дильтея, Г. Зиммеля, позитивизм О. Канта, марксизм). В 20-х годах XX века появляется так называемая философская антропология. Создателями ее, наряду с Шелером, были Г. Плеснер, А. Гелен. Первый этап - то классическая философия, второй и третий - післякласична. Немецкая философия в лице Гегеля завершает всю европейскую классическую философию и преимущественно философию познания. Ее резюме - в «Логике» Гегеля. Начиная с Л. Фейербаха, происходит поворот к человеку. Фейербах - то своего рода мостик между классической и післякласичною философией.