Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия мир человека

Антропологические идеи и тенденции развития в истории западноевропейской философии

Движение от философии природы до философии человека как закономерность развития философской антропологии на Западе

Такую общую периодизацию можно дополнить более частичной. Дело в том, что проблема человека не всегда стоит в центре философской мысли, она может быть или недостаточно разработанной для этого, или отходить на второй план по сравнению с другими проблемами - Бога, природы и т.д. Но в этих изменениях есть определенный закономерный ритм - движение от исследования природы или Бога к анализу человека. В. Дильтхей подчеркивал, что «взгляд философов направлен прежде всего на мировую и жизненную загадку, отсюда вытекают и понятия, которые они образуют о философии; любая позиция, на которой находится философский дух, сводится к этой основной проблемы». В истории европейской мысли первыми шагами были попытки выяснить первую загадку. На то время они не могли быть строго научными, Дильтхей называет их беспокойной мечтательной игрой метафизических гипотез. Сюда относится древнегреческая натурфилософия мілетців, пифагорейцев, олеатів т.д. их сменила сократо-платоновская школа с другим представлением о философии как «пытается поднять на уровень знания бытия, ценности, цели добропорядочности и имеет, таким образом, предметом своего знания истинное, прекрасное и доброе». Аристотель разрабатывает собственно метафизику - универсальную науку о бытии, за которой снова наблюдаем углубление в загадку жизни, человека. Оно начинается от скептиков, эпикурейцев и стоиков и переходит в духовную культуру Рима, становясь основным содержанием произведений Цицерона, Лукреция, Сенеки, Епіктета и Марка Аврелия.

Такой вид имеет античная философия - как движение от натурфилософии, метафизики к философии жизни, человека.

Несколько иного характера приобретает данная закономерность в эпоху Возрождения. Если основным принципом средневековья геоцентризм, то на смену ему приходит антропоцентризм, гуманизм: в центр Вселенной выдвигается человек. Это объясняется тем, что в религии, которая была доминирующей формой мировоззрения в средние века, наряду с проблемой Бога стоит проблема человека. Природа, которую Бог создал для человека, имеет здесь значение лишь как средство для познания человеком Божьего величия и мудрости. Природа не является самоценной реальностью, а производным и второстепенным; человек же стоит рангом выше. Без нее Бог теряет смысл своего существования. Ведь главное его назначение состоит в том, чтобы, с одной стороны, быть объектом любви для человека, а с другой - наказывать ее, если она не придерживается Божьих заповедей. В таком понимании человек приобретает даже первостепенное значение, несмотря на ее онтологическое ничтожество, даже благодаря последней. Эта интенция религиозного сознания становится реальностью в эпоху Возрождения. А различие между ними заключается не в том, что Бог отвергается (гуманисты были верующими людьми), а в том, что человек возвышается до уровня Бога, становится соизмеримой с ним благодаря познанию, которое теперь признается бесконечным, и благодаря ее деятельности, которая преобразует и украшает всю природу и самого человека.

Вот почему философия Возрождения, в отличие от античной, не начинается с натурфилософии, а скорее завершается ею. «В эволюции философской мысли эпохи Возрождения можно выделить три характерных периода: гуманистический, или антропонентричний, который противопоставляет средневековому геоцентризмові интерес к человеку в его отношении с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем; натурфілософський. Первый из них характеризует философскую мысль от середины XIV до середины XV в., второй - от середины XV до первой трети XVI в., третий - вторую половину XVI и начало XVII вв.»[1]. Это разделение, по Горфункелем, является не столько хронологическому, сколько типологическим, но он показывает преобладание той или иной предметной ориентации философии. По крайней мере натурфилософия присуща Возрождению не меньшей степени, чем гуманизм, а движение здесь в целом, по сравнению с началом античности, обратный: от философии человека к философии природы.

Последняя знаменует переход к научной революции Нового времени, которая состоялась благодаря усилиям Г. Галилея, Р. Декарта, других мыслителей. И наблюдения над эволюцией мировоззрения в это время показывает аналогию с соответствующим началом истории философии в Древней Греции. В названных и других философов и ученых проблема человека почти полностью отсутствует, все внимание сосредотачивается на природе и методе его познания. Но постепенно антропологические проблемы занимают должное место. Уже в Т. Гоббса (1588 - 1679) философская система состоит из трех частей: «О теле», «О человеке», «О гражданине». В БЫ. Спинозы (1632 - 1677) основное произведение - «Этика» - посвящен человеку. В XVIII веке возникает значительное количество произведений по данной проблеме: О. Ламетри (1709 - 1751) - «Человек - машина», «Человек - растение», К. А. Гельвеция (1715 - 1771) - «О человеке» и другие.

В немецкой классической философии, опять-таки, эволюция осуществляется по тем же ритмом. Если у ее родоначальника краеугольным является вопрос: «Как возможна чистая математика?», «Как возможно чистое естествознание?», то завершается этот этап истории философской мысли антропологізмом Л. Фейербаха.

Следующее, XIX век - это «век истории». В трудах А. Канта, К. Маркса, В. Дильтея и других именно история, «критика исторического разума» занимает видное место, а человек объясняется не терминами из механики или ботаники, как у Ламетри, не понятиями по физиологии и биологии, как у Фейербаха, а в историческом контексте. На смену философии природы приходят «положительные науки», и тот ритм, о котором писал Дильтхей, прерывается. Что касается XX века, то наиболее заметна его тенденция - единство природы и человека в произведениях В. И. Вернадского, П. Т. де Шардена и других. Особенно это касается практического аспекта этого вопроса, который обострился во второй половине прошлого века с появлением и осознанием глобальных проблем человечества, когда основным стал вопрос сохранения и природы, и человека. Даже беглый просмотр указанных закономерностей или тенденций развития философской антропологии показывает, что она меняла свое содержание и смысл. На этом следует остановиться более подробно.