Одиночества как во внешней, так и внутренней формах, противостоит коммуникация. Но если внешняя одиночество практически всегда преодолевается коммуникацией как таковой, то внутреннее одиночество может быть преодолена лишь внутренней коммуникацией.
Внутренней коммуникацией можно считать такую коммуникацию, что касается глубинных смысложизненных ориентаций и имеет свободный характер. Внутренняя коммуникация близка к той реальности, которую Карл Ясперс назвал "экзистенциальной коммуникацией". Внутренняя коммуникация преодолевает все высокомерное и прагматичное в человеческом общении, приводит к действительной уважения во взаимоотношениях людей. Именно поэтому внутренняя коммуникация - это морально ориентированная коммуникация.
В результате мы приходим к весьма характерный для экзистенциализма противопоставление различных типов коммуникации. Сквозным мотивом экзистенциализма являются размышления о "настоящее" и "ненастоящее" существования человека, а следовательно, о "настоящую" и "ненастоящую" коммуникацию. Эту особенность философии экзистенциализма хорошо очертил В. Ф. Больнов. "В теории экзистенциализма, - пишет он, - человеческая жизнь характеризуется глубоким дуализмом между подлинной экзистенцией и ложным наличным бытием".
Однако насколько противопоставление "истинной" и "ложной" коммуникации является методологически значимым для современной философии? Не является ли оно анахронизмом? Здесь надо отметить, что попытки создать типологию коммуникации являются характерными и для современных концепций коммуникативной философии. Другое дело, что у авторов этих типологий ослабевает желание выделять "настоящую" коммуникацию. Это означает переход от линейно-вертикальных типологий, где высшую ступень обязательно "снимает" ниже, к собственно коммуникативных типологий коммуникации. В данном случае речь идет о поиске возможностей согласования различных типов коммуникации, о поиске возможностей их взаимодействия.
Такая постановка проблемы представляется более продуктивной, ведь она снимает иерархическую настановленість на тот или другой единственно возможный тип коммуникации. Именно поэтому разделение на "внешнюю" и "внутреннюю" коммуникации представляется более корректным, чем типичная для экзистенциализма контроверза "настоящий" - "ненастоящий".
Примечательно, что, выходя за пределы последней контроверзы, современная коммуникативная философия смогла очертить те "положительные" екзистенціалії, которые оставались за пределами внимания классического экзистенциализма. Это ярко проявляется в творчестве А. Ф. Больнова, который стремится развить подходы экзистенциализма в направлении философии коммуникации. В результате происходит своеобразная оптимистическая переориентация экзистенциализма.
Внутренняя одиночество в значительной степени предопределяет внутреннюю коммуникацию. Это очевидно, когда речь идет о коммуникации с собой как акт самопознания и самовоспроизводства, процесс диалога с собственным "Я". Но внутреннее одиночество становится основой и той внутренней коммуникации, которая является коммуникацией с Другим. Именно человек, приобрела опыт самоуглубления для создания личности, через такое самоуглубление может действительно открыться миру.
Открыться миру, прежде всего, означает открыться себе. И открытость себе может восприниматься извне как замкнутость. Это ошибка, которая присуща немалому количеству людей. Однако открытость себе действительно становится замкнутостью, если не развивается в направлении открытости Другому. В этом случае внутреннее одиночество как открытость себе становится открытостью для себя и открытостью в себе. Она навсегда становится лишь эмбрионом открытости.