Одиночество как предмет Изучения психологии и экзистенциальной антропологии
Выше мы очертили формы проявления одиночества, назвав их внешней и внутренней одиночеством. Теперь возникает потребность прояснить, какие из наук исследуют эти проявления и чем будут отличаться аспекты, а также способы их рассмотрения феномена одиночества. На первый взгляд, кажется подходящим выдвинуть такую гипотезу: если исследованием внешней одиночества занята психология, то внутренняя одиночество выступает философской проблемой. Попробуем доказать или опровергнуть ее.
Прежде всего следует отметить, что, изучая феномен одиночества, психология, как правило, стремится соединиться с социологией, стать социально-психологическим дискурсом. В этом плане характерной является название исследования Ю. М. Швалба и О. В. Данчевої, посвященного феномену одиночества: "Одиночество: социально-психологические проблемы". Действительно, если феномена одиночества противостоит феномен коммуникации, то естественным является привлечение социологии для описания и анализа проблемы.
В своем исследовании Ю. М. Швалб и О. В. Данчева дают лаконичное определение одиночества. «Отсутствие духовного единения, - пишут они, - переживается как одиночество». Таким образом, речь идет не просто о внешней и случайной одиночество - обособленность, а об одиночестве, которое может быть и в коммуникации, и как следствие коммуникации. Авторы четко осознают это, говоря о многомерности одиночества.
Таким образом, мы приходим к выводу, что наша предварительная гипотеза должна быть дополнена - психология исследует прежде всего внешнюю одиночество, но, как и философия, может обратиться и к феномену внутреннего одиночества. Однако, наверное, психология и философия рассматривают различные аспекты внутреннего одиночества. Психология исследует проявления внутреннего одиночества в психической жизни человека, тогда как философия рассматривает их в человеческой экзистенции.
Для того, чтобы доказать справедливость такого разделения, надо понять, чем отличаются понятия "психика" и "экзистенция" и те реальности, стоящие за ними. Понятие психики отражает наши внутренние состояния (переживания и реакции, связанные с взаимодействием сознания и бессознательного. Понятие экзистенции значительно шире, оно выражает единство переживания реальности и жизнь в реальности - выражает полноту человеческого бытия.
С другой стороны, в экзистенции постоянно ставится и решается вопрос о смысле своего бытия и бытия вообще. Это происходит потому, что экзистенция является результатом предельного усилия человека, когда ей открывается ее неповторимая присутствие в бытии.
Понятие экзистенции выражает полноту человеческого бытия в его предельных состояниях, в тех состояниях, когда оно становится личностным существованием, бытием во мне, самобытностью. Более того, понятие экзистенции выражает принципиальную способность человека быть на пределе своих возможностей и желать выйти за эту грань. Однако такой выход может означать отделение и отчуждение от социума. Именно поэтому проблема одиночества бездна связана с природой экзистенции, а внутренняя одиночество выныривает из глубин человеческой экзистенции.
Бесспорно, понятие психики также может описывать предельные состояния человеческого "Я", а реальность психики включаться в них. Однако это является включением в состоянии экстаза и транса, тогда как экзистенция является метаморфозой, что приводит к предельного бытия, освобождая от обыденности. Можно даже предположить, что в определенной степени экзистенциальное является метаморфозой психического, цель - психическим состоянием человеческого "Я". Ведь психика выступает характеристикой внутреннего мира человека преимущественно в обыденном бытии. Или не через это обстоятельство выход за пределы обыденного бытия человека для психологии выступает чем-то парапсихічним, а для целого ряда психологических направлений - и пато-психическим? Поэтому не удивительно, что исследования возможностей трансцендування человека за пределы обыденного бытия трансформирует психологию или в парапсихологію, или в патопсихологію.
Философское же понимание бытия человека за пределами обыденности становится цель - психологическим феноменом, цель - психологией. Говоря о философии экзистенции как мета - психологию, мы используем это понятие в несколько ином смысле, чем это делал 3. Фрейд. Речь идет не о методологии психологического знания, а о выходе этого знания на принципиально новый уровень как по своей внутренней форме, так и по предмету.
Философия экзистенции является учением о смысле бытия и обретение смысла. Как учение о смысле бытия она становится философией человеческого бытия, ведь только в человеческом бытии возникает вопрос о смысле; именно осмысленность человеческого бытия выступает его фундаментальной признаку. Таким образом, философия экзистенции с необходимостью становится экзистенциальной антропологией (этот термин был использован современным украинским исследователем Б. А. Главком для обозначения позиции А. Ф. Больнова; как признак тенденции отечественных философско-антропологических исследований используется В. Г. Табачковським). Экзистенциальная антропология есть такой онтологией человека, в которой центральным является учение о смысле человеческого бытия и возможности его постижения и достижения; именно поэтому философия экзистенции выходит за пределы обыденности - вопрос о смысле всегда является слишком фундаментальным, поэтому - вне обыденным. В этом плане очень показательны слова М. Хайдеггера: "Любая онтология, имеющая любую богатую и прочно соединенную категориальную систему, остается в основе слепой и извращением самого своего назначения, если она перед тем достаточно не прояснила смысл бытия и не восприняла это прояснение как свою фундаментальную задачу.
Таким образом, внутренняя одиночество предстает прежде всего как категория экзистенциальной антропологии.