Основы философских знаний
Раздел первый ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ВТОРАЯ РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ В УКРАИНЕ
1. Источники и национальные особенности философии
Корни философии Украины уходит корнями в седую древность Киевской Руси. Определение источников философии обосновывается исследователями. Правда, еще в первой половине XIX в. архимандрит Гавриил предложил считать начало истории философии России, Украины не в XVIII, а в XI - XII вв., заметив практичность стародавньоруської мудрости, ее тяготение к художественному отражение идей. Итак, философия имеет не только научную, но и духовно-практическую форму - национальные традиции, характер, мировоззрение. Однако в условиях господства Просвещения утверджувалося понимание философии как только научного знания, духовно-практическая форма философии отрицалось. Это мешало определению истинного характера, начала и периодизации украинской философии, ее национальных особенностей, традиций. Исследуя развитие философской мысли в Украине в культуре от Киевской Руси до современности, историки раскрывают ее особенности, самобытность, национальные традиции, подчеркивая, что история философии может объективно выглядеть лишь как составляющая истории национальной культуры, как история способу осознания содержательных жизненных проблем: жизни и смерти человека, сущности человека и его отношение к окружающему миру, свободы и необходимости, добра и зла и т.д.
В историю философии как науки входят, во-первых, исследования истории философской мысли в Украине как неотъемлемой составной части мировой культуры. Функционирования философских идей создает почву философского мировоззрения той культуры, что объединяет людей, которые живут в Украине и формируют ее народ. Во-вторых, история философии в Украине охватывает философские проблемы и теории, сформированные именно философами - выходцами из Украины и отдаленные от чисто украинских национально-культурных проблем. Наконец, к истории философии в Украине входят исследования ее специфики, национальных особенностей, традиций. В истории философии Украины выделяются периоды: во-первых, период становления и развития философской мысли в Киевской Руси; во-вторых, период философии украинского Ренессанса; в-третьих, период Просвещения и развития философии в Киево-Могилянской академии; в-четвертых, период развития философии доромантизму (XVIII - начало XIX вв.); в-пятых, период украинского романтизма (от Гоголя до Юркевича), а также период, когда параллельно с романтизмом возникает философия позитивизма и рационализма (университетская философия Иоганна Шада, Александра Потебни, Владимира Вернадского, Михаила Драгоманова, Ивана Франко); в-шестых, период формирования философских идей в лоне модернизма XX века и философия украинской диаспоры. И ряд философов в развитии и становлении философии в Украине выделяют три периода: во-первых, период докласичної философии, охватывающий историю украинской философии от Киевской Руси до Просвещения, включая развитие философии в Киево-Могилянской академии; во-вторых, классический период - от философии Григория Сковороды к университетской философии конца XIX ст.; в-третьих, период новейшей украинской философии XX в., включая философию украинской диаспоры. Причем особенностью периода считается экзистенциально-романтический характер философии.
Своеобразие каждого из периодов истории философии заключается в том, что первый период истории философии в Украине охватывает существования Киевской Руси. Тогда философия еще не выделилась в самостоятельную сферу теоретического осмысления мира. Это практическая философия, которая составляла неотъемлемую часть культуры X - XI вв. Основная ее проблема: Человек - Бог. Второй период истории философии в Украине охватывает XVI - XVIII в. и связан с деятельностью братств, Острожского культурно-образовательного центра и Киево-Могилянской академии - период культуры украинского барокко, что обусловило выделение характерных черт философии в Украине. В ее центре проблема: Человек - Вселенная. Формируется профессиональная философия как специфическая сфера теоретического мышление. ее вершина - философия Григория Сковороды. Третий период - XIX - первая треть XX вв. - философия культуры романтизма с основной проблемой: Человек Нация, включающая профессионально-философское знание (Памфіл Юркевич) и непрофессиональную философию, совмещенную с художественной литературой. Возникнув на востоке Украины, в Харькове, философия распространяется на запад до Киева и Львова. Три типа украинской культуры: греко-славянский, барокко и романтизм - обусловили своеобразие отдельных периодов истории философии в Украине. Соглашаясь с такой концепцией периодизации истории философии в Украине, пожалуй, стоит дополнить ее четвертым периодом - от 30-х годов XX в. до начала XXI в. Это философия в Украине советского и постсоветского периодов. При всей общности с особенностями философии других народов философия в Украине имеет, собственно, свои национально-ментальные особенности: характер мышления, выдвижение и обоснование проблем, важнейшей из которых является проблема индивидуальности исторического процесса, рождение культуры независимой Украины и формирования современной философии.
История праславян и славян полна столкновениями с различными племенами, которые проникали на их территорию: гунны, готы, тюркские болгары, авары и др. На славянской территории пересекались культуры Востока, Юга, Запада. На духовную жизнь славян И в. н. э. особенно значительное влияние оказали греки, поселения которых появились в Северном Причерноморье в VII в. до н. э. и распались в III в. н. э. Тысячелетний период античной цивилизации в Северном Причерноморье глубоко отразился на общественном укладе и мировоззрении многих поколений соседних племен с греками, имел непосредственное влияние на развитие экономики, политики, культуры. Прогрессивная роль античных северо-черноморских городов заключалась в том, что длительный период славянские племена постоянно общались с самой передовой тогда античной культурой: литературой, театром, живописью, архитектурой, философией, религией. Античные традиции, влившись в византийской и болгарской культур, достигших Киевской Руси. И на славянскую культуру влияние античной, византийской и других культур не абсолютный. Славянство, переплавивши воздействия, создавало и развивало новую оригинальную культуру, которая стала основой культуры Киевской Руси. Способность философской культуры Киевской Руси творчески синтезировать различные идеи мировой философской мысли, ее «всемирная открытость» является одной из ее особенностей.