Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Психические состояния личности в различных ситуациях жизнедеятельности

Психическое состояние конкретной личности зависит от многих факторов. Практика показывает, что когда личность глубоко осознает свой гражданский и человеческий долг, а также ответственность, у него возникают положительные состояния. В свою очередь, чувство долга формируется и закрепляется через определенные психические состояния. Это имеет большое значение для воспитания чувства долга и ответственности личности.

Факторы социальной действительности влияют на психические состояния личности непосредственно, прямо и опосредованно, через систему конкретных жизненных микросоциальных условий. В совокупности конкретных обстоятельств особое место занимают условия жизнедеятельности: степень удовлетворения личных потребностей, система устойчивых взаимоотношений и т.д.

Значительно влияет на психические состояния человека организация ее быта, отдыха и досуга.

Психические состояния человека максимально зависят от морально-деловой атмосферы в коллективе, группе.

В возникновении психических состояний немалую роль играют привычки.

На психические состояния человека влияют ее предыдущие состояния. Связь между имеющимся психическим состоянием и тем, что ему предшествовало, может быть двояким. В одних случаях предыдущее состояние сменяется противоположным. Например, высокое напряжение, бдительность, мобилизация всех своих физических и духовных сил, присущие моряку в период пребывания на вахте, меняются расслабленностью, разрядкой, когда вахту сдано. При других обстоятельствах между предыдущим и последующим психическим состоянием устанавливается отношение не противоположности, а сходства.

Психические состояния человека изменяются в связи с воздействием на организм климатических условий во время выполнения различных задач, а также специфических особенностей деятельности (качание корабля, влияние высотного полета, длительная недвижимость и односторонняя физическое напряжение, избыток или недостаток информации, ограниченное пространство и сенсорный голод, ограниченность социальных контактов и т.д.).

Непідготованість человека к действиям в условиях водной стихии, например, иногда вызывала у моряков во время выполнения задач по обеспечению живучести корабля в море - в морском десанте, у танкистов - при подводном вождении танков, мотострелков - во время форсирования водных преград, вызывает водобоязнь - специфическую форму страха, что сковывает психическую и двигательную активность человека.

Длительная недвижимость и статическая физическая напряженность предопределяют состояние апатии, повышенную утомляемость, снижают психическую активность.

Успешному решению профессиональных задач способствуют определенные психические состояния человека. Важнейшим из них является состояние постоянной готовности, состояние готовности к решению конкретных задач. Это состояние способствует немедленной перестройке всей психики человека и быстрому его включению в решение задач без затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

Уровни психологической готовности разные: от делового, боевого настроя к ситуационной готовности (временного психического состояния, который проявляется лишь в ситуации и действий в отношении конкретного вида деятельности) к постоянной внутренней готовности (устойчивого личностного состояния, что проявляется в любое время, в любых условиях).



Указанные ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ формируются в результате:

• предварительной психологической подготовки;

• непосредственной морально-психической и психологической подготовки к выполнению предстоящего задания, в процессе которого активизируются воспитанные мотивы поведения и необходимые в этих условиях психические состояния, преодолеваются негативные ситуативные мотивы и психические состояния. Непосредственная психологическая подготовка занимает важное место в общей подготовке человека к решению профессиональных задач.

Поддержание положительных психических состояний связана с преодолением ряда негативных психических состояний человека на различных этапах ее деятельности.

Существует определенная закономерность в динамике психических состояний людей. Известно, что даже наиболее подготовленная личность (которая обладает нужными знаниями, опытом, навыками, качествами, нравственными мотивами и т.д.) может быть готова или не готова к конкретным действиям или действиям в экстремальных ситуациях.



За динамикой психических состояний человека можно выделить три существенные периоды:

• подготовка к решению задач;

• процесс решения задачи;

• завершение решения задач.

Накануне соревнования (или боя), выполнение ответственного служебного задания человек может переживать состояние тревожного ожидания. В этом состоянии происходит заблаговременное настройки человека на будущие условия. Ожидание может быть разным по психическим содержанием. Оно проявляется в виде подъема, энтузиазма, апатии, перед стартовой «лихорадки», неуверенности, страха за свою жизнь, тревоги за исход боя и за личную судьбу. Состояние личности в момент тревожного ожидания характеризуется повышенной напряженностью (стрессом).



Главными источниками и причинами напряженности являются:

• опасность, которая создает угрозу жизни;

• ответственность за решение задачи;

• краткость и неопределенность поступающей информации;

• дефицит времени на принятие решений и действий;

• чрезмерная эмоциональная возбудимость, впечатлительность и низкая эмоциональная устойчивость отдельных людей;

• несоответствие уровня развития профессиональных качеств требованиям, которые выдвинуты к этой деятельности;

• психическая неподготовленность к выполнению конкретной задачи человека;

• неуверенность в надежности товарищей;

• социальная изоляция (действия в отрыве от коллектива, пребывания в изолированных местах) и т.п.

Это может привести к возникновению состояния фрустрации, ригидности, страха и т.д. А это состояние включает в себя апатию, безнадежность, навязчивость мыслей о неизбежной неудаче, увечье, ранение, гибель и т.д. Главными признаками состояния фрустрации являются: несдержанность в оценке причин неудачного выполнения задач, соответствующий степень агрессивности, отсутствие интереса ко всему окружающему, раздражительность, пессимистические взгляды на действительность, мысли об обреченности и неизбежности гибели и т.д. Причем раздражение, например, проявляется в отношении к самому себе, к своего бессилия, беспомощности в ситуации, которая сложилась, неуверенности в себе и в окружающих.

Виды и формы напряженности разные. Существует напряженность, которая тонизирует деятельность человека, обостряет его восприятие, мобилизует мышление, повышает активность.

Предотвращения и преодоления чрезмерной напряженности (гіперстресу) достигают через ознакомление человека с особенностями выполнения предстоящего задания и с возможными трудностями, целенаправленной воспитательной работой. Целесообразно проводить мероприятия по «оживлению» опыта эмоционально-волевого поведения, накопленного в прошлом, а также отработкой до автоматизма основных компонентов будущей деятельности, отвлечение мысли от негативных размышлений и т.д.

Переход от подготовительного этапа к выполнению нового задания связан с преодолением у человека состояния ригидности, в котором проявляется инертность психики личности, которая возникает в результате стереотипности его поведения, тяготение к заученных операций, форм и способов действий. Итак, ригидность проявляется в нарушении протекания психических процессов, в возникновении трудностей в адекватной оценке ситуации или задания и порядка его выполнения.

Главным условием преодоления ригидности у человека есть тренировки их в сложных условиях, которые должны меняться. Однако при этом стоит учитывать, что такие тренировки, осуществляемые без постепенного усложнения, могут дать не только положительный, но и отрицательный эффект.

Однообразные действия начинают обременять человека, обусловливают утомление, раздражение и другие негативные эмоции и состояния. Нужно придерживаться таких правил:

• вводить сложные ситуации не только в условия деятельности, но и в ее компоненты (операции, действия);

• перед началом тренировок максимально активизировать положительные мотивы у человека, своевременным поощрением помочь ей подавить в себе негативные эмоции;

• побудить человека набраться терпения и с полной отдачей снова и снова совершенствовать свои действия.

На этапе выполнения сложной задачи важное значение имеет поддержание в человека состояния активности и высокого уровня ответственности.

Люди также переживают такие психические состояния: глубокая удовлетворенность успешным решением задачи, самоуверенность, самоуспокоенность, снижение бдительности и боеспособности, усталость, апатия, эйфория (чрезмерная радость победы, которая притупляет разум и бдительность человека) и т.д.

Психически неустойчивые люди в случае неудачного исхода могут находиться в течение длительного времени в состоянии глубокой фрустрации, которая является сложным психическим состоянием, которое сочетает в себе тревогу, безнадежность и апатию, обреченность и депрессию, которые возникают, как правило, в связи с неудачами в достижении запланированного. Такое состояние влечет за собой потерю способности к сопротивлению.

Наиболее негативным в чрезвычайных условиях является психическое состояние страха. Он обусловлен чрезвычайно сильными, опасными для жизни внешними раздражителями и может нарушить психическую устойчивость человека, побудить к негативных действий и поступков, ослабить ее боеспособность. По степени интенсивности и глубиной переживаний страх переживают в виде беспокойства, волнения, тревоги и испуга, страха и ужаса. Состояние ужаса оказывается в астенічній и стенічній формах. В первом случае под влиянием опасности личность цепенеет и оказывается неспособной к движению и действиям; для стенічної реакции характерно, наоборот, резкое двигательное возбуждение, суетливость, стремление убежать от угрозы жизни, без способности учитывать особенности ситуации. Это положение дезориентирует личность, вызывает в ней глубокое потрясение.

Страх не является врожденным, а вытекает из особенности психики человека и тех окружающих условий и ситуаций, в которых она находится в данный момент. Из учения И. М. Сеченова и И. П. Павлова следует, что физиологической основой состояния страха является сложная рефлекторная реакция организма на внутренние и внешние раздражители, которые вызывают мнимую или реальную опасность. Это дает возможность рассматривать состояние страха с позиции его социальной обусловленности, сложного взаимосвязи с другими психическими состояниями, процессами и свойствами личности, со всеми аспектами сознательной жизни человека.

СТРАХ - это сложное психическое состояние, которое складывается из восприятия, оценки и понимания той мнимой или реальной опасности, что предопределяет изменения в функционировании психики, которые по своей направленности являются отрицательными, расшатывают и дестабилизируют течение всех психических процессов.

Переживания страха влияет на течение в нервных клетках и коре головного мозга основных нервных процессов - возбуждения и торможения, их динамику и соотношение. Нервные клетки переходят в так называемый фазовый состояние, вследствие чего их реакция на раздражители перестает быть адекватной.

Страх влияет на все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, чувства, волю. В состоянии страха они могут быть парализованными или деформированными. Человек перестает владеть своим вниманием, забывает простые вещи, не может правильно оценить привычную ситуацию, ее действия и движения выходят из-под сознательного контроля и становятся неуверенными, импульсивными. Кроме этого, состояние страха одного человека может вызвать страх у других людей. Чаще всего люди сталкиваются с такой его разновидностью, как состояние испуга, возникающее на основе инстинкта самосохранения при столкновении с опасностью, резкой или неожиданном изменении среды.

Страх, однако, может перейти границу и вступить патологической формы. Например, во время тревожного невроза мы сталкиваемся с его непомерно высоким уровнем проявления, продолжительностью.

Другим видом невротического страха является фобия, которая связана с конкретным объектом или ситуацией. Субъективно фобия очень неприятная. Хотя человек и осознает ее необоснованность и нелепость, но избавиться, преодолеть фобию, как правило, не может. Когда фобия овладевает человека, ее нельзя подавить усилием воли. А что сильнее она стремится преодолеть фобию, то больше его укрепляет.

ФОБИЯ - это патологический страх, определенная установка реагировать в форме акцентированного страха на некоторые ситуации и объекты, для нее характерны длительность, интенсивность и невозможности самостоятельно преодолеть этот страх усилием воли.

Установлено, что в возникновении нервного страха или фобии важное значение имеет не так психическая травма, как устойчивая фиксация первичной реакции испуга и широкая генерализация (распространение) страха. Когда фобия не очень выражена, то невротический страх возникает лишь в ситуации, которая похожа на травмирующее ситуацию, что стала причиной этой фобии. Когда же фобический страх возникает в ситуации ожидания или представления опасности, то это свидетельствует о его более высокий и опасный (патологический) развитие.

Страх может вызвать панику (групповой состояние) - мучительный аффект, который развивается внезапно в случае неожиданного впечатления угрожающего характера и быстро распространяется через психическое воздействие на других людей. Паника охватывает почти внезапно целую массу людей, заражает их чувством неминуемой опасности.



Выделяют следующие два вида ПАНИКИ:

• паника, которая развивается в случае внезапного возникновения угрожающей атмосферы, при отсутствии периода ожидания опасности (например, в случае внезапного разлива реки);

• паника, которая возникает в атмосфере длительного ожидания опасности, нарастание тревоги и групповой напряженности, которые способствуют истощению нервной энергии людей, и они начинают на обычные раздражители реагировать паническими реакциями. Возникновению такой паники способствуют: негативные слухи и недостаток информации; незанятость личности; отсутствие ответственности за какую-то часть работы. Влияет на возникновение паники также окружающая обстановка: разрушение, вид обезображенных людей, трупов и т.д.

Страх, как правило, ослабевает или исчезает), когда человек сталкивается с опасностью; тогда наступает активное действие - борьба или бегство, и для страха не остается места. Чувство страха увеличивается по мере приближения угрожающей ситуации. Если же человек уже непосредственно соприкасалась с ней, то страх ослабевает. И это состояние можно считать разрядки эмоционального напряжения в действии.

Напряжение страха возрастает, когда нет возможности его разрядить в действии, потому что личность в таком состоянии чувствует себя совершенно беспомощно. Человек, возможности которого ограничены, тяжелее переживает такое напряжение.

Когда угрожающая ситуация развивается так быстро, что защита происходит почти автоматически и не остается времени на переживания страха, тогда эта эмоция появляется в третьей фазе, когда опасность уже миновала. Тогда страх смешивается с чувством облегчения, типичным для этой фазы.

Страх имеет тенденцию к иррадиации (распространения) на новые, другие предметы (источники страха).