Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Физиологические основы и внешние проявления психических состояний

Психические состояния имеют рефлекторную природу. При этом одни из них, безусловно-рефлекторного происхождения, например, состояние голода, жажды, сытости, а другие (большинство) - условно-рефлекторного. Например, у человека, который привык начинать работу в то же время, перед ее началом возникает состояние оптимальной готовности к деятельности, она с первой же минуты входит в ритм работы.

Основу психических состояний составляет определенное соотношение нервных процессов (от эпизодического к устойчивому типичного для этого человека) в коре головного мозга. Под влиянием совокупности внешних и внутренних раздражителей возникает определенный общий тонус коры, ее функциональный уровень. Физиологические состояния коры получили в И. П. Павлова название фазовых состояний. «На одном конце, - писал он, - является возбужденное состояние, чрезвычайное повышение тонуса раздражения, когда делается невозможным или очень затруднен тормозной процесс. За ним идет нормальное, бодрое состояние, состояние равновесия между раздражительным и тормозным процессами. Потом - длинная, но тоже последовательная, ряд переходных состояний к тормозного состояния. Из них особенно характерны: уравнительный состояние, когда все раздражители, независимо от их интенсивности, в противоположность бодрому состоянию, действуют совершенно одинаково; парадоксальное состояние, когда действуют только слабые или сильные раздражители, но только едва, и, наконец, ультрапарадоксальні состояния, когда действуют положительно только ранее выработанные тормозные агенты - состояние, за которым следует полный тормозное состояние». Ученики И. П. Павлова дифференцировали и разделили некоторые фазы на ряд дополнительных фаз.

После действия раздражителей, которые обусловили то или иное психическое состояние, он сохраняется еще некоторое время и влияет на образование новых или актуализации старых условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий. Эти состояния коры, в свою очередь, могут быть условными раздражителями, которые сигнализируют о каких-либо изменениях, важные для приспособления (адаптации) организма к среде.

Психические состояния внешне проявляются в изменении дыхания и кровообращения, в мимике, пантоміміці, движениях, ходьбе, жестах, интонационных особенностях речи и т.п. Так, в состоянии удовольствия наблюдаем увеличение частоты и амплитуды дыхания, а недовольство вызывает уменьшение частоты и амплитуды дыхания. Дыхание в возбужденном состоянии становится частым и глубоким, в напряженном - замедленным и слабым, в тревожном - ускоренным и слабым. В случае неожиданного удивления дыхание становится более частым, но сохраняет нормальную амплитуду.

В возбужденном состоянии или в состоянии напряженного ожидания может повышаться частота и сила пульса, величина кровяного давления в очень широком диапазоне (в зависимости от значимости для человека этой ситуации). Изменение кровообращения обычно сопровождается побледнением или покраснением кожи человека.

Индикатором психического состояния человека нередко служат ее руш и действия (за неуверенными или вялыми движениями мы судим об утомлении, за резкими - о бодрость).

Мимика (движение мышц лица, глаз, бровей, губ, носа) также способна выразить очень тонкие оттенки переживаний. Не случайно опытные воспитатели уделяют особое внимание наблюдению за мимическими движениями воспитанников. Голос также может дать существенные сведения о психические состояния.