Для преодоления, преодоления человеком страха в экстремальной ситуации необходимо использовать адекватные меры.
Уже было подчеркнуто, что состояние страха опосредуется социальной, нравственной сущности личности и зависит от уровня развития ее морально-психического стереотипа, в котором отражается нравственная зрелость и социальный опыт. Люди оценивают и переживают не только опасность для своей жизни ситуации, но и значение решения или не решения в этих условиях поставленной задачи для себя лично, своего коллектива, государства и общества.
Для преодоления человеком различных видов страха прежде всего необходимо сформировать у нее сильный, устойчивый и прочный морально-психический стереотип, что характеризует силу, устойчивость, прочность и надежность их взглядов, позиций, чувств, убеждений, отношений, ценностей и интересов, а также определяет духовно-психологическое и морально-практическое отношение к миру, народа, себя, долга, достоинства, чести, выполнение задач профессиональной деятельности и т.д.
Мотивационное ядро морально-психического стереотипа создает соответствующий морально-психический потенциал, который помогает человеку в сложных и тяжелых ситуациях (в бою, под действием огня противника, в экстремальных условиях и т.п.) противостоять страху, проявлять избирательность действий и воли.
Вторым важным направлением предотвращения возникновения у человека страха в экстремальных ситуациях есть соответствующая морально-психическая подготовка, суть которой - в целенаправленном формировании морально-психической устойчивости и надежности в условиях экстремальных факторов, повышение активности всех психических функций.
В период ожидания какого-либо неприятного события, связанного с риском для жизни, достаточно эффективным является применение метода барражирование.
МЕТОД БАРРАЖИРОВАНИЕ - способ отвлечения внимания от страха и направленности людей от анализа и синтеза удручающих факторов боевой (экстремальной) ситуации, переживаний, тревоги, размышлений о предстоящем наступлении, выполнение задания по видение по этим риска для своей жизни, возможных неудач, его провала и т.д.
Этот метод применяют с помощью системы разработанных мероприятий с обычным содержанием, которые направлены на снятие напряжения, психическое «разгрузки», расслабления и просто отдых. С этой целью проводят просмотр легких (тех, которые не заставляют человека глубоко задумываться, анализировать) кинофильмов, сатирических журналов, мультфильмов и т.д.
Важное место в совокупности методов расслабления принадлежит музыке, которую специально подбирают.
Широкое признание по снятию или ослаблению страха приобрел метод автогенной тренировки, который служит действенным средством психогигиены и профилактики, средством управления состояниями человека в экстремальных условиях.
В автогенному тренировке используют три основных пути воздействия на состояние нервной системы: полное расслабление, воображение и словесное внушение.
Также можно использовать метод образов, суть которого - в осуществлении психического воздействия на комплекс «подсознание-сознание» человека через формирование у них системы образов поведения в чрезвычайной ситуации.
Определенные положительные результаты воздействия на психику с целью предотвратить возникновение страха дает метод демонстрации.
С помощью метода психической концентрации формируются конкретные психологические установки. Его сутью является образование соответствующих нервных связей в коре головного мозга и поддержания их в постоянном возбуждении до начала ответственной деятельности или наступления ожидаемых событий.
Кроме этих методов, применяют ряд специальных. Среди них важное место занимает метод психических нагрузок, суть которого - в создании соответствующих искусственных нагрузок на психику людей с целью выявления их индивидуально-психологических особенностей, степени реактивности психики, ригидности и т.д. Нагрузка на психику достигают с помощью различных средств, в частности звуковых, экранных, имитации и т.п. Этот метод эффективен для выявления лиц с различными психическими травмами.
При определенных условиях можно использовать парадоксальную интенцию как психотерапевтическую технику преодоления страха.
Сущность парадоксальной интенции (парадоксального намерения) в том, чтобы человек захотел осуществить то, чего она так боится. Парадоксальная интенция - это замена того намерения, которое характеризует патогенный способ реагирования, на противоположный. Вместо избежания ситуаций страха субъект должен захотеть сделать то, чего он избегает и боится.
Применяя эту психотерапевтическую технику, личность имеет не избегать страха и ситуаций, которые его обусловливают, а наоборот, стремиться к этому. Прибегая к «юмористического преувеличения» и собственного страха, и страха других людей, можно избавиться от его.
Метод системной десенситизації («знечутливлення» до стимулов страха) является одним из самых распространенных в помощи людям с выраженным фобічним синдромом.
Отдельными составляющими метода «знечутливлення» есть такие приемы:
• расслабление в форме автогенной тренировки Шульца;
• собственно десенситизація с представлением отдельных моментов страха в ситуации расслабления.
Постепенная подача ситуаций, которые вызывают страх и расслабление в форме автогенной тренировки, являются необходимыми компонентами метода. Сначала человеку подают ситуацию, которая частично напоминает ему ту, которая повлекла фобию или невроз страха (например, могут демонстрировать картинки, фотографии, кинофильмы и т.д.). Постепенно ей подают такие ситуации, которые все больше похожи на ту, в которой она испытывает болезненный страх или тревогу. Это все происходит в состоянии релаксации (расслабления). Итак, человека постепенно вводят в ситуацию, которая все больше похожа на ту, что ее травмирует.
Четкость представлений является очень важным условием применения систематической десенситизації (ДС). Способность вызывать четкие представления может срабатывать и без вспомогательных средств, однако их четкость улучшается во время автогенной тренировки: для лучшей четкости можно воспользоваться фильмами или діапозитивами.
Кроме указанных путей, методов и способов преодоления и преодоление страха человека и в различных чрезвычайных ситуациях используют также другие.
Контрольные вопросы:
• Что понимают под психическим состоянием человека?
• Как психическое состояние связан с психическими процессами и свойствами личности?
• Каким образом классифицируют психические состояния?
• Какие особенности психических состояний?
• Охарактеризуйте положительные психические состояния личности.
• Охарактеризуйте негативные психические состояния личности.
• Что является физиологической основой психического состояния?
• Каким образом психическое состояние влияет на поведение личности?
• Каким образом определенное психическое состояние проявляется по внешним признакам?
• Какие способы борьбы со страхом?
Литература:
Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М.: Изд - во МГУ, 1984. Варій М. И. Морально-психологическое состояние войск: Учеб. пособие. - П.: Л П, 2000. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явленный. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. Джемс В. Психология: Пер. с анг. - М.: Педагогика, 1991.
Занюк С. С. Психология мотивации и эмоций: Учеб. пособие. - Луцк: Волынский гос. ун-т, им. Л. Украинки, 1997.
Изард Э. К. Эмоции человека. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
Левитов Н. Д. Психические состояния человека. - М.: Просвещение, 1964.
Психология состояний. Хрестоматия / Сост. Т.Н.Васильева и др. Под ред. А.О.Прохорова.