Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

5. Психология индивидуальности

5.2. Характер

5.2.2 Структура характера

Повседневная жизнь свидетельствует чрезвычайно большую сложность и многогранность характера. Ученые, которые его исследуют, насчитали у человека более 1500 различных черт характера. Однако эти черты не изолированы друг от друга, а взаимосвязаны и образуют целостную структуру. Структурность характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Так, скромность и застенчивость, как правило, сочетаются с тактичностью и уступчивостью, а высокомерие и напыщенность - с недоброжелательным, невнимательным и пренебрежительным отношением к людям. Такие системы взаимосвязанных свойств называют симптомокомплексами.

Выделить структуру характера означает выявить его основные компоненты в их взаимоотношениях и взаимодействии. Б. Теплов предложил выделять в структуре характера четыре симптомокомплексы, которые выражают отношение личности:

- к обществу, коллективу, отдельным людям, общительность, коллективизм, вежливость, чуткость, тактичность, доброжелательность, искренность, уважение, замкнутость, бестактность, грубость, жестокость, лживость, бесцеремонность и др.;

- к себе, самокритичность, самоуважение, требовательность, строгость, высокомерие, гордость, хвастливість и др.;

- к труду: работоспособность, трудолюбие, исполнительность, добросовестность, упрямство, лень, безответственность и др.;

- к вещам: аккуратность, бережливость, неряшливость, нерадивость и др.

Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и свойствами, присущими характера в целом. Таких структурных свойств характера выделяют четыре:

1) степень их глубины. Более глубокими являются те свойства, которые обусловлены важнейшими, главными отношением личности и поэтому связаны с широкой системой других свойств. В связи с различиями в степени глубины свойств характера нельзя свести характеристику человека к перечню всех системокомплексів;

2) активность. Определяется степенью противодействия внешним обстоятельствам. Одни люди при встрече с неблагоприятными обстоятельствами усиливают свою активность, преодолевают трудности и достигают цели, другие пасуют перед ними. Поэтому различают людей с сильным и слабым характерами;

3) уровень устойчивости (изменчивости).

Первая - третья свойства характера являются необходимыми условиями пристосувальної деятельности;

4) пластичность. Чтобы действия и поступки человека были целесообразными, нужно со сменой среды соответственно изменять и индивидуально-своеобразные способы действий. Все свойства характера является необходимым условием обучения и воспитания. Благодаря пластичности характер можно воспитывать и перевоспитывать.

Структура характера не дается от природы, а формируется в процессе развития личности. Она обусловлена жизненным опытом человека. В зависимости от условий жизни могут развиваться и по-разному проявляться различные качества характера.