5. Психология индивидуальности
5.2. Характер
В процессе познания и деятельности индивида в определенных социальных условиях жизни образуются специфические для него отношение к миру, способы действия и поведения. В своем единстве они образуют характер человека.
5.2.1 Сущность и общественная обусловленность характера
Индивидуальное своеобразие личности проявляется не только в особенностях протекания психических процессов (глубокая наблюдательность, хорошая память, богатое воображение) и чертах темперамента, но и в ее отношении к другим людям, труду и др., то есть в особенностях ее характера. При всей своей важности особенности темперамента не раскрывают того, чем руководствуется человек в своих действиях и поступках, как относится к своим обязанностям, другим людям и к себе. Но эти черты характеризуют ее как особистість. их охватывает понятие «характер».
Сущность характера.
Термин «характер» греческого происхождения и в переводе означает «черта», «признак», «особенность». В научное и бытовое использование его впервые ввел древнегреческий ученый, философ и друг Аристотеля Теофраст (IV-III вв. до н. э.). К нему для обозначения деятельного и практического аспекта личности использовали термин «этос». С самого начала слово «характер» означало совокупность различных признаков (чаще морального плана), которые отличают одного человека от другого. Охарактеризовать человека означало выявить существенные признаки, которые выделяют ее среди других людей. Постепенно смысл его менялся. В это понятие стали включать не все существенные признаки, а только такие, которые обозначают присущий определенному человеку способ поведения и взаимодействия с другими людьми.
В смысле приметного признаки слово «характер» используют и поныне в технических, естественных и гуманитарных науках. В этом смысле говорят «характер сплавов различных металлов», «характер сварки», «характер погоды», «характер заболевания» и др.
Когда речь идет о характере человека, то имеют в виду такие ее черты, как добросовестность или недобросовестность в работе, чуткое или безразличное отношение к людям, приветливость, скромность, эгоизм, смелость, аккуратность, бережливость. Много ученых считает отношение главным признаком характера. В нем выражено общественно-исторический опыт связи индивида с окружающим миром. Вместе с тем в характере конкретного человека отражаются общественно-исторические условия, в которых она живет, и направленность ее воспитания, поскольку и то, и другое определяют определенные черты характера личности.
Характер (гр. charakter - отличительная черта, признак) - сложное и индивидуально-своеобразное сочетание черт человека, которое формируется в процессе ее развития под влиянием условий жизни и воспитания и проявляется в ее поведении.
Характер является основой личности. От его особенностей значительно зависят стиль поведения и деятельности человека, его жизненные успехи и неудачи. Положительные характерологические черты помогают преодолевать серьезные трудности при достижении поставленных целей. Люди с такими чертами доброжелательно относятся к другим людям, устанавливают дружеские отношения, успешно сотрудничают, стимулируют деятельность коллектива, делают ее интересной и полнокровной. И наоборот, человек с тяжелым характером - мрачная, озлобленная, мешает жить всему коллективу, создает атмосферу напряженности, нервозности, является источником постоянных конфликтов.
Отношения между людьми устанавливаются и развиваются в обществе. При этом в пределах каждого этноса формируется так называемый типичный характер, что охватывает наиболее типичные черты. Типичные черты этноса по-разному проявляют себя в зависимости от интересов, способностей, чувств, мотивов человека, то есть тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, что и обусловливает индивидуальность человека и неповторимость его характера.
Проявляется характер человека в его действиях и поступках и накладывает на них определенный отпечаток. От него зависит поведение человека при разных обстоятельствах: решительность в принятии решений, настойчивость в достижении поставленной цели, изобретательность при избегании опасности и т.д.
Характер и темперамент.
Эти две индивидуально-психологические особенности человека тесно связаны между собой. Некоторые ученые утверждают, что темперамент является динамическим аспектом или даже основой характера. Против такого мнения решительно выступил В. Мерлин, который утверждал, что включать темперамент в характере не следует, тем более отождествлять эти две психологические категории. Он отмечал, что свойства темперамента, характеризуя особенности динамики отдельных психических процессов, имеют относительное постоянство, находятся в строго закономерном соотношении как тип и одновременно обусловлены общим типом нервной системы.
Точнее было бы вести речь о взаимосвязи между темпераментом и характером и их взаимовлияние, что может принимать различную форму. В одних случаях налицо качественное преобразование темперамента под влиянием характера, в других - характер может находиться под влиянием темперамента. Наблюдения над людьми показывают, что такие черты, как решительность и смелость, скорее можно обнаружить у сангвиников и холериков, чем у флегматиков. Наоборот, осторожность и выдержка больше свойственны флегматику, чем сангвинику. Но эти связи не являются закономерными, и на них не следует ориентироваться в познании человеческого характера.
Нельзя отрицать, что темперамент влияет на некоторые черты характера, предоставляя им своеобразного выражения. Но если темперамент может влиять на форму проявления характера, то характер значительно больше и глубже влияет на темперамент, на подчинение эмоциональной возбудимости смысловом аспекта личности, ее направленности и воле.
Способы формирования характера зависят от особенностей темперамента. При одинаковых условиях у холерика легче выработать решительность и смелость, чем у флегматика или меланхолика, а у флегматика легче воспитать выдержку, чем у холерика.
Характер и среда.
И. Павлов убеждал, что поведение человека обусловлено не только врожденными свойствами нервной системы, но и постоянными воздействиями среды на организм. Он доказывал наличие своеобразного «сплава» врожденных черт типа высшей нервной деятельности и тех изменений и достижений в ней, которые возникают в результате воздействия среды. В процессе развития человека в коре больших полушарий головного мозга образуется много сложных и прочных систем временных нервных связей (динамических стереотипов), которые являются физиологической основой привычных индивидуально-своеобразных форм поведения человека. Исключительную роль при этом играет вторая сигнальная система, которая является высшим регулятором человеческого поведения. Тип нервной системы не определяет ни отдельных черт, ни характера в целом. На основе любого типа можно сформировать все социально значимые свойства личности. Но формирование систем связей происходит неодинаково у представителей разных типов нервной системы. Для человека как общественного существа окружающую среду является прежде всего общественным средой (общественный строй, общественные организации, производственный коллектив, семья). Поэтому ее характер детерминирован общественным бытием - общественными условиями, в которых она живет и действует. Он не является врожденным, постоянным и неизменным. Ни один ребенок не бывает от рождения трудолюбивым или ленивым, честным или лицемерной, дисциплинированной или несдержанным. Эти качества не являются фатально обусловленными типом нервной системы.
Характер формируется в течение жизни под влиянием жизненных обстоятельств. Однако человек не пассивный объект их воздействия. Она активно взаимодействует со средой, изменяет его, преодолевает неблагоприятные условия. Не среда сама по себе, а деятельность человека в нем играет решающую роль в формировании характера. Окружение, в котором находится человек, условия его жизни и деятельности, жизненный путь - индивидуально-своеобразные и неповторимые. Следствием этого является бесконечное разнообразие человеческих характеров.