Раздел IV
Культура Украины в ХVII-ХVIII вв.
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Истоки театрального искусства Украины
достигают княжеской эпохи, когда странствующие актеры-скоморохи развлекали народ своими
действами - танцами, песнями, всегда уместными и актуальными.
В середине XVI в. появляется
вертеп - народный кукольный театр. Вертепом называлась пещера, где
родился Иисус Христос. Для спектакля использовалась шкатулка в виде
двухэтажного домика, а куклы приводились в движение при помощи нитей. В
верхней части разыгрывались сцены на библейские сюжеты, в нижней -
народно-бытовые. Вертепные представления устраивались на торговых площадях, в
домах зажиточных казаков и мещан. Действующими лицами вертепных спектаклей были
крестьяне, казаки, “москали”, “ляхи”, евреи, попы и другие герои, широко
отображались народный быт и обычаи. Остроумные сцены из жизни власть имущих,
господ и священников часто включали сатиру, за что их авторы преследовались
чиновниками.
В XVI-XVII вв. появляется школьная
драма. Она берет начало из стихотворных диалогов, которые начинались в братских
школах, наподобие западноевропейских и польских театров. Это были так называемые
мистерии и міраклі - религиозные драмы на темы жития святых. Особенность
украинской школьной драмы заключалась в том, что между стихотворных диалогов
религиозного содержания ученики братских школ вставляли для развлечения зрителей веселые,
насыщенные национальным юмором бытовые сценки. Особой популярности
театральные действа получили в Киево-Могилянской академии, где, собственно говоря,
формируется театр с актерами, сценой, костюмами. Появляются драматические произведения,
написанные специально для театра, - “Владимир” Ф. Прокоповича и “Комическое
действо” М. Довгалевського.
Со временем театральные представления вышли
вне школьные стены. Этому способствовали студенты, которые, зарабатывая на хлеб и обучение
и странствуя по городам и селам, показывали спектакли, сами готовили интермедии,
разучивали канты и песни, изготовляли все необходимое для вертепа. Выходцы из
Академии распространяли театральное дело не лишь в Украине, но и за ее пределами. Именно
украинцы стали учредителями театров в Москве (С.Полоцький), Санкт-Петербурге
(Ф. Прокопович), Тобольске (Ф.Лещинський), Могилеве (Г. Конисский), Сербии
(М. Козачинский).