Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 117
Тема. Строение слова и орфография. Значимые части слова
Цель:
· обучающая: повторить, углубить, обобщить и систематизировать усвоенные в 5 классе знания учащихся по разделу «Строение слова и орфография»; совершенствовать умения и навыки пятиклассников относительно практического использования знаний по разделу «Строение слова и орфография»; закрепить сведения об значимые части слова, усовершенствовать орфографические навыки, умение подбирать однокоренные слова, различать формы слова и однокоренные слова, правильно использовать их в речи;
· развивающая: развивать продуктивную речь, логическое мышление, творческие способности относительно использования значимых частей слова в создании новых слов и их форм;
· воспитательная: с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала обратить внимание детей на красоту и богатство природы родного края.
Внутрішньопредметні связи: лексикология и фразеология, грамматика, культура речи и стилистика, текст (риторический аспект): усовершенствования.
Межпредметные связи: художественная литература.
Оборудование: раздаточные материалы.
Тип урока: урок повторения.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
► Прочитайте выразительно стихотворение. Выучите его наизусть. Какие зрительные образы возникают у вас во время чтения поэзии? Найдите слова с суффиксами ласковости. Какую роль они играют в стихотворении? Нарисуйте свой любимый уголок природы.
Голубизна мою душу обвіяла,
душа моя в солнца наміряла,
душа причастилась кротості трав.
- Добрый день! - я мира сказал.
Ручей среди рощи, как ленточка.
На цветке бабочка, как свечечка.
Волнуют, маюють, цветут поля,-
добрый день тебе, Украина моя!
П. Тычина
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Беседа
· Какие есть значимые части слова? Приведите примеры,
· Какая значимая часть слова выражает его грамматическое значение?
· Что такое основа слова? Какое значение она выражает?
· Как выделить в слове корень?
· Как отличить разные формы одного слова от однокоренных слов?
· Что общего и отличного между приставкой и суффиксом?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Работа с текстом
► Прочитайте текст. На какие праздники украинский народ прославляет иву? Как вы понимаете поговорку «Будь здоров, как вода, расти, как верба»? Продолжите текст, используя слова из справки. Выпишите слова с приставками, выделите их, объясните орфограми. Какую роль играет окончание в тексте?
ИВА
Еще только сошел снег, едва пригревает солнце, а верба уже спешит поздравить мир с весной, даря ему пушистые желтые котики. Дерево зацветало первым, издавна почиталось в Украине. Ива росла возле каждого двора. Для хозяйственных нужд - на корыто, чтобы ребенка купать, для корзины или плетня. И так, для души: сделать малом свирель, свисток (Г. Бондаренко).
Справка: Вербное воскресенье, украшена ива, ивовая веточка, символ Украины, освященная лоза, здоровье, сила, засушенный ива, красивая и нежная, неприхотливая и полезная.
Выборочная работа
► Прочитайте предложение. Запишите их, из скобок вставляя слова, которые соответствуют контексту и стилю высказывания. Аргументируйте свой выбор.
1. (Калина, калинка, калинка) - куст или (небольшое, небольшое, крошечное, маненьке) (деревище, дерево) высотой до трех метров (3 учебника). 2. В Вербное воскресенье мы с мамой освятили (веточки, ветки, ветви) вербы в церкви, а потом дома (легко, легонько, легонько) били родственников и желали (здоровья, здоровья), долгих лет жизни (3 журнала). 3. (Барвинок, барвиночок, ростев лесах, на склонах холмов и стелет свои (стебли, стебли) низко у самой (земли, матушки-земли) (3 учебника).
Словарный диктант
► Запишите под диктовку слова. Подчеркните орфограми. Растолкуйте подчеркнутые слова, выделенные разберите по строению.
Жюри, детства, голос, седьмой, прогонять, наперерез, ревень,преосвященство, преамбула, пожилой, прейскурант, претензия, по крайней мере, прекрасный, рассада, растительный.
Учебное редактирования
► Прочитайте предложение. Найдите лексические и орфографические ошибки, исправьте их и запишите предложения. Объясните свой выбор.
1. Когда в лесу расцвели весенние цветы подснежники, лесник начал оберегать их от «бизнесменов». 2. Удивительный сирень удивляет не только большими груздями белых и лиловых цветов, но и запахом. 3. Весной, когда наступила уже полная весна, появляется желтый козелец. 4. Нежность лилии использовали греческие и римские красавицы, от этого цветка нежной становилась кожа. 5. Любисток очень давно приобрел права общественности на Украине.
Поисковая работа
► Вспомните и запишите фразеологические обороты, в строении которых входят названия растений-символов. Подберите к ним формы слова и однокоренные слова.
Справка: дуба паленого править; дуля с маком; зацвести маком; как Кузьма из мака; как маков цвет; на маковое зерно не понимать; ободрать как липку; плакучая ива; сесть в лужу; как за грош мака.
Распределительный диктант
► Прослушайте. Распределите слова в два столбика: а) с нулевым окончанием; б) с префиксами. Объясните значение выделенных слов. Составьте с ними предложения.
Сентябрь, прогностик, осенний, праздник, подснежник, выход, листок, холод, зозуля, прекрасный, сделал, гладиолус, дикий, урожай, связать снопы.
Языковой анализ
► Сделайте фонетический разбор слова праздник.
Работа с текстом
► Прочитайте выразительно поэзии Александра Олеся. Какие чувства вызывает это стихотворение? Выпишите выделенные слова, выдели в них корень, приставку, основу и окончание.
Гроза прошла... Вздохнули травы,
Цветки головки подняли,
И солнце, теплое и ласковое,
Остановило взгляд на земле.
Летает радость, счастье светит,
Звенят птицы в садах обильных,
Смеются снова травы, цветы...
А слезы еще дрожат на них.
Александр Олесь
Конструирование монологического высказывания
► Представьте ситуацию, что шестеро детей (мальчики и девочки) в весеннем парке, где появляется молоденькое листочки на деревьях и кустах, занимаются разными делами: разговаривают, поют, рассматривают весенний парк и т.д. Составьте небольшой рассказ об отдыхе школьников в весеннем парке, используя предложения с однородными членами.
Пригодятся словосочетание из справки.
Справка: великолепная природа, прекрасный парк, молоденькое листочки, голубое небо, отдых в парке, хорошая погода, ласковое солнышко, яркий цвет, веселый гомон детворы, верхушки деревьев.
► Выпишите из составленного рассказа слова с префиксами и суффиксами.
Моделирование новых слов
► От указанных слов с помощью суффиксов и приставок образуйте новые слова. Выделите основу и окончание.
Товарищ, играть, гореть, брат, ткач, казак, синий, молодежь, кравец, птица, трус, убогий, садовник, бег, смех, пух.
► Выясните лексическое значение выделенных слов. В случае необходимости воспользуйтесь толковым словарем.
V. ИТОГ УРОКА
► Рассудите.
Дети получили задание, добавляя пропущенные буквы, записать слова: пр..красный, пр..красота, пр..святой, пр..праздники.
Наталочка написала все слова с приставкой пре-, Аленка - с при-, Марина - первое и третье - с пре-, а второе и четвертое - с при-, Галя же, наоборот, первое и третье из при-, а второе и четвертое - с пре-.
► Кто правильно выполнил задание?
«Снежный шар»
► Составьте классом, по очереди дополняя друг друга, связное высказывание «Я - украинец (украинка)», используя текст урока. Какую основную мысль будет иметь ваш текст?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
► Выполните упражнение по учебнику.
► Составьте диалог с товарищем на тему «Значимые части слова и их роль в высказываниях людей».
► Подготовьте информацию «Интересное об значимые части слова».