СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СТИЛИСТИКИ
Урок № 59
УРОК РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ № 22. ПИСЬМЕННЫЙ ОТЗЫВ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА
Цель: оценить уровень сформованоеті умений и навыков грамотного письма; совершенствовать умение составлять текст в публицистическом стиле, навыки составления собственного монологического высказывания, умение проводить содержательно-композиционный анализ текста публицистического стиля, расширять кругозор учащихся; воспитывать интерес к произведениям искусства.
Тип урока: урок развития речевых умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока
III. Введение учащихся в понятийно-терминологический пространство урока
Работа с текстом
► Прослушайте внимательно отзыв на картину А. Куинджи. Выполните задание по вариантам:
Вариант 1 - выделите микротема приведенного текста.
Вариант 2 - составьте план текста.
Вариант 3 - запишите в тетрадь словосочетания, которые характерны для отзыва, составленного в публицистическом стиле.
МАСТЕР ЛИРИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА
Архип Иванович Куинджи - известный художник-пейзажист. В мариупольском предместье Карасу зародйлася у Куинджи любовь к пространству, световых эффектов на белых домах. Здесь же он удивлявся в краски южного утра или заходящего солнца над рекой.
В 1880 году Куинджи написал «Лунную ночь на Днепре». Ради этой картины художник устроил свою персональную выставку и показал на ней только одну эту картину.
«Знаете ли вы украинскую ночь? - писал М. Гоголь.- Всмотритесь в нее. С середины неба глядит мест. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся, стал еще недосяжніше... Земля вся в серебряном свете... Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно...»
Образ, созданный Куинджи, перекликается с этой волнующей поэтической картиной природы. Он так же проницателен и лирично пережитый художником.
На картине изображена ночь. Вся природа погрузилась в сон. Широкий Днепр распластался лентой по равнине. Серебристый свет луны льется с небес на землю. Художник очарован красотой бархатной ночи. Куинджи писал пейзаж будто с высоты птичьего полета.
«Лунная ночь на Днепре» поразила публику в Петербурге. До картины началось паломничество. На выставку стояли длинные очереди зрителей, которые жаждали увидеть прославленное полотно. В газетах и журналах появилось множество отзывов. О пейзаж писали не только критики и рецензенты, но и философы, поэты. Художник получил полное признание.
Проверка выполненных работ
Материал для учителя. Во время проверки учитель еще раз подчеркивает основных стилевых признаках публицистического произведения, дает советы учащимся по составлению собственного отклика.
Опрацюваняя приложении к уроку
► Прочитайте дополнительные сведения о художнике Куинджи и его творчество. Какие факты для вас были новыми, что поразило? Эта информация будет вам необходима при составлении собственного высказывания.
IV. Написание отклика в публицистическом стиле на произведение искусства
► Составьте сочинение-отзыв в публицистическом стиле на картину (для школьной стенгазеты).
Материал для учителя. Можно предложить учащимся ознакомиться с репродукциями картин А. Куинджи и написать отзыв на одну из них.
V. Итог урока
VI. Домашнее задание
► Завершить написания отзыва.
Приложение
Архип Иванович Куинджи - известный пейзажист, родился 15 января 1841 г. в бедной семье. Рано остался без родителей, сам зарабатывал себе на хлеб. Увлекался живописью, рисовал с детства.
Учился у К. Айвазовского в Академии искусств. Позже стал членом совета этого престижного заведения и был избран профессором - руководителем пейзажной мастерской.
Первые его картины: «Татарское селение в лунном сиянии», «Исаковский храм в лунном сиянии». Большую популярность принесли картины «Оставлено деревня», «Лунная ночь на Украине», которые сейчас находятся в Третьяковской галерее в Москве.
За картину «Снег» получил бронзовую медаль в Лондоне. Большой успех имела картина «Березовая роща».
В 1882 году Куинджи сделал последнюю выставку, на которой были выставлены уже известные картины - «Ночь на Днепре», «Березовая роща», «Днепр утром». После этого уже картин не выставлял.
Несколько раз в течение жизни Куинджи вносил значительные пожертвования для назначения стипендий бедным студентам Академии искусств. Умер в 1910 г.
За целостностью впечатления Куинджи напоминает Айвазовского. В своих картинах Куинджи представляет удивительные градации полутонами, чем достигает оптической иллюзии.