Урок № 59
Тема. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника
Цель: добиться усвоения учащимися содержания правил нахождения неизвестных сторон прямоугольного треугольника, вытекающие из определений тригонометрических функций острого угла; формировать умение воспроизводить содержание этих правил, а также применять правила для нахождения неизвестных сторон прямоугольного треугольника. Закреплять знания числовых значений тригонометрических функций углов 30°, 45°, 60°, а также определение и свойства тригонометрических функций, изученных на предыдущих уроках.
Тип урока: усвоение умений и навыков.
Наглядность и оборудование: конспект 23.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Проверка домашнего задания
Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Вычислите: .
2. Упростите выражение .
Вариант 2
1. Вычислите: .
2. Упростите выражение cos2 x tg2 x + cos2 х.
Вариант 3
1. Вычислите: 2 · (sin 60° - tg 30°).
2. Упростите выражение .
Вариант 4
1. Вычислите: 2 · (tg 30° - cos 30°).
2. Упростите выражение .
III. Формулировка цели и задач урока
Прежде чем сформулировать цель урока, учитель приводит известные учащимся примеры соотношений между величинами, записанных в виде формул, и напоминает о возможности математического преобразования формул (то есть выражение из формул одних величин через другие). Наиболее тривиальный пример - закон равномерного прямолинейного движения: s = vt, из которого можно выразить каждую из величин, с помощью которых этот закон записан. Проводя аналогию с материалом, который изучается на уроках геометрии, несложно прийти к выводу, что и для геометрических соотношений возможно выразить одну величину через другие.
Итак, цель урока - изучение таких соотношений между элементами прямоугольного треугольника, которые являются следствиями преобразований известных соотношений в прямоугольном треугольнике.
IV. Актуализация опорных знаний
Выполнение устных упражнений
1. Дайте определение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника.
2. Докажите основную тригонометричну тождество.
3. Докажите формулы дополнения.
4. Назовите значения тригонометрических функций углов 30°, 45°, 60°.
5. Опишите решение прямоугольного треугольника:
а) по гипотенузой и острым углом;
б) катетом и острым углом;
в) по гипотенузой и катетом;
г) за двумя катетами.
6. Из равенства выразите а, b. Прочитайте исходную и полученные равенства, используя понятие «произведение», «отношение».
7. a, b - катеты, с - гипотенуза прямоугольного треугольника. Сравните записи: a = c sin α, b = c cos α. Что в них общего? Что отличного? На какой из этих записей больше похож запись b = c sin α ? Почему?
V. Усвоение знаний
План изучения нового материала
1. Правило нахождения катета, противоположной острому углу прямоугольного треугольника.
2. Правило нахождения катета, прилежащего к острому углу прямоугольного треугольника.
3. Правило нахождения гипотенузы.
4. Примеры применения.
@ Содержание материала п. 21.1 нового учебника существенно отличается от соответствующего материала предыдущего учебника тем, что в нем дается обоснование различных способов нахождения неизвестных сторон прямоугольного треугольника, а также описано общую схему действий для нахождения сторон прямоугольного треугольника с использованием обозначения тригонометрических функций.
Работу по изучению нового материала можно провести либо по учебнику, либо предложив учащимся выполнить следующее задание:
1. Для треугольника рис. 1 запишите в виде формул определения всех тригонометрических функций.
2. Из каждого записанного равенства выразите все возможные стороны прямоугольного треугольника.
3. Прочитайте полученные равенства, используя понятие «произведение», «отношение», и названия сторон прямоугольного треугольника.
4. Сравните полученные равенства, разбейте их на группы с похожими элементами.
5. Обобщите результаты (для каждой из образованных групп составить общее правильно).
6. Сравните выведены правила поданным в учебнике. Составьте конспект.
Конспект 23 |
Нахождения неизвестных сторон прямоугольного треугольника.
Решение прямоугольных треугольников |
Нахождения неизвестных сторон прямоугольного треугольника |
|
Искомая сторона |
Правило нахождения |
Формула |
Противоположный катет |
Катет, противоположный угол а, равен:
• произведению гипотенузы на sin α;
• произведения прилегающего катета на tg α |
а = c sin α
a = b tg α |
Прилегающий катет |
Катет, прилегающий к углу a, равна:
• произведению гипотенузы на cos α;
• отношению противоположного кадета до tg α |
b = c cos α
|
Гипотенуза |
Гипотенуза равна:
• отношению противоположного катета к sin α;
• отношению прилежащего катета к cos α |
|
Решение прямоугольных треугольников |
|
α = 90° - β |
|
α = 90° - β |
|
а = c sin α
b = c cosα
β = 90° - α |
|
b = c cos α
β = 90° - α |
|
|
|
|
|
|
VI. Формирование первичных умений
Выполнение устных упражнений
1. Как найти гипотенузу прямоугольного треугольника, если известны катет и острый угол?
2. Как найти острый угол прямоугольного треугольника, когда известны противоположный этому углу катет и гипотенуза?
3. Как найти острый угол прямоугольного треугольника, когда известны прилежащий к этому углу катет и гипотенуза?
4. В прямоугольном треугольнике KMN (рис. 2) известны катет MN и угол К. Выразите через них второй катет и гипотенузу треугольника.
Выполнение письменных упражнений
1. В прямоугольном треугольнике катет длиной 7 см является примыкающим к углу 60°. Найдите гипотенузу треугольника.
2. В прямоугольном треугольнике гипотенуза равна 20 см, а синус одного из углов - 0,6. Найдите катеты треугольника.
3. Определите неизвестные стороны прямоугольного треугольника ABC (C = 90°), если:
1) АВ = с, A = α; 2) AC = b, B = β; 3) ВС = а, B = β.
4. По рис. 3 определите длины отрезков AD и CD.
5. В прямоугольном треугольнике ABC (рис. 4) АВ = с, BAC = α, KAC = β. Найдите длину отрезка ВК.
6. Найдите боковую сторону равнобедренного треугольника, если его основание равно 24 см, а медиана, проведенная к боковой стороне, равна 30 см.
7. В рівнобічній трапеции диагональ равна 17 см, а высота трапеции - 8 см. Найдите среднюю линию трапеции.
8. Основа AD рівнобічної трапеции ABCD делится высотой BE на отрезки длиной 5 см и 16 см, а длина боковой стороны трапеции равна 13 см. Найдите диагонали трапеции.
9. Стороны треугольника равны 13 см, 14 см и 15 см. Найдите высоту треугольника, проведенную к его средней стороны.
@ В зависимости от уровня интеллектуальной активности учащихся, решения предложенных задач ведется с использованием или правил нахождения неизвестных сторон прямоугольных треугольников (конспект 23), или с использованием схемы действий, описанной в учебнике. Однако за любого способа решения, поиск неизвестной стороны треугольника следует начинать с анализа условия (известное, что - неизвестно) и только после этого воспроизводить соответствующее утверждение, чтобы использовать его для выполнения вычислений.
VII. Итоги урока
Пользуясь рисунком 5, определите, какие из данных утверждений верны:
а) ;
б) MK = KN sin α;
в) KN = MN tg α;
г) .
VIII. Домашнее задание
Изучить содержание соотношений между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Решить задачу.
В прямоугольном треугольнике гипотенуза равна 8 см, а один из катетов - 4 см. Найдите острые углы треугольника.
Повторить свойства параллелограммов и трапеций.