Урок № 58
Тема. Формулы дополнения. Значения тригонометрических функций углов 30°, 45°, 60°. Решение задач
Цель: закрепить знания учащимися содержания формул дополнения и числовых значений тригонометрических функций углов 30°, 45°, 60°. Сформировать умения применять формулы к решению задач.
Тип урока: применение знаний, умений и навыков.
Наглядность и оборудование: конспект 22.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Проверка домашнего задания
Учащиеся выполняют работу с проверки домашнего задания в форме «Найди ошибку» (запись готового решения домашних задач с «ошибками» выполнено на доске заранее).
Усвоение содержания теоретического материала урока проверяется во время самостоятельного выполнения учащимися упражнений на вписывание.
Заполните пропуски записями так, чтобы равенства стали верными (α, β, χ - острые углы).
а) sin (90° - α) = ...;
б) cos ( ... - β) = sin β;
в) tg (90° - ...) = ctg χ;
г) ... (90° - ...) = tg β;
д) sin ... + cos 45° = + ... = ...;
есть) 3 tg ... + 5 ctg ... = 3 + 5;
ж) 2 ... 60° + 3 tg ... = 1 - 3 = ...;
с) sin ... - tg... = - = ...
III. Формулировка цели и задач урока
Общая цель урока - закрепление знаний учащихся по теме и освоения способов применения этих знаний, формирование умений оперировать приобретенными знаниями в стандартных и нестандартных ситуациях.
IV. Актуализация опорных знаний
Выполнение устных упражнений
1. Найдите: cos , tg A (рис. 1).
2. Найдите: sin Г, cos M (рис. 2).
3. Упростите выражение:
а) ;
б) sin2 α + sin2 (90° - α);
в) 1 - cos2 (90° - α).
4. Вычислите:
a) 2 sin 30° + 3 cos 60°;
б) 6 sin 30° - tg 45°;
в) cos 60° · sin 30°;
г) 4 cos 30° - tg 60°;
д) 2 cos 60° - 3 tg 45°;
есть) 1 - 2 cos2 45°;
ж) cos2 30° - 2 sin2 30°;
с) sin2 45° + sin 30°;
ы) .
5. Чему равен тангенс острого угла, если синус и косинус этого угла равны между собой?
6. В прямоугольном треугольнике ABC катет а больше катета b. Что больше: cos А cos В?
V. Применение знаний и умений
Применение знаний в стандартных ситуациях
1. Углы А и В - острые углы прямоугольного треугольника. Найдите:
a) tg А, если sin В = ;
б) sin В , если ctg A = ;
в) sin2 + sin2 В .
2. Вычислите без помощи таблиц:
a) cos2 30° - 2 sin2 30°;
б) 3 cos2 45° - 2 cos260°;
в) 4 sin 30° - cos 30°.
3. Вычислите без помощи таблиц:
а) (cos 30° + cos 45°)(cos 45° - sin 60°);
б) (sin 60° - sin 30°)(cos 60o + cos 30°);
в) (1 + sin 30° + sin 60°)(3 cos 60° - sin 60°).
4. Упростите выражение:
а) (1 + ctg(90° - α))2 + (1 - ctg(90° - α))2;
б) ;
в) (sin(90° - α) tg α) + .
Применение знаний в нестандартных ситуациях
1 (опорная). За рост острого угла синус и тангенс растут, а косинус и котангенс спадают. Докажите.
2. Вычислите значение выражения tg 15° tg 30° tg 45° tg 60° tg 75°.
3. Представьте выражение в виде суммы произведений синусов некоторых углов на числа:
а) + - ; б) - 0,25 + 2 - 3.
4. Запишите выражение в виде суммы произведений косинусов некоторых углов на числа:
а) - + 4; б) 1 - + 2 - .
5. Запишите выражение в виде суммы произведений тригонометрических функций угла 30° на некоторые числа:
а) 5 - 4+; б) + 4 - 2.
6. Расположите в порядке возрастания:
а) sin 12°, sin 65°, sin 38°, sin 25°;
б) cos 52°, cos 10°, cos 80°, cos 20°;
в) tg 37°, tg 87°, tg 77°, tg 27°, tg 57° .
7. Правильно ли, что:
a) sin2 28° + sin2 62° = 1;
б) tg 20° - tg 70° = 1 ;
в) sin3 α + cos3 α 1?
8. Что можно сказать об острый угол A (A = α), если известно, что:
а) sin α > sin 47°;
б) cos α > cos 31°;
в) tg α > tg 20°;
г) sin α 0,5;
д) tg α > 1 ;
e) cos α > ;
ж) sin α > cos α.
@ Под стандартными в этом случае понимают задачи, в условии которых есть указания на те утверждения, которые следует применять при решении.
Нестандартные ситуации как всегда представлены задачами, в которых следует применять дополнительный материал или вообще доказывать новые опорные факты, а также выявлять элементы творческого мышления.
VI. Итоги урока
Подводя итоги урока, необходимо описать виды задач на применение материала §20 и дать словесное описание схемы их решения.
VIII. Домашнее задание
Повторить содержание и доказательство теоремы о формулы дополнения и значения тригонометрических функций углов 30°, 45°, 60°; определение и свойства тригонометрических функций острого угла и тригонометрические, тождества.
Решить задачи.
1. Найдите острый угол х, если: a) ctg x = tg 14°; б) tg x = ctg x.
2. Найдите:
а) sin α, cos α и tgα, если tg(90° - α) = ;
б) cos2 α + cos2 (90° - α).
3. Сравните:
a) sin 23° и cos 65°;
б) tg 36° и ctg 64°.
4. Докажите, что tg 1° · tg 2° ·... · tg 88° · tg 89° = 1.