УРОК № 59
Тема. Тематическая контрольная работа № 6
Цель урока: проверка знаний учащихся по теме «Начальные сведения из стереометрии».
Тип урока: контроль учебных достижений учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся: применяют определения и свойства геометрических фигур при решении задач.
Ход урока
И. Тематическое оценивание № 6
Тематическое оценивание № 6 можно провести в виде тематической контрольной работы. Приводим текст контрольной работы. Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла.
Вариант 1
- 1. В основе пирамиды лежит квадрат со стороной 5 см. Вычислите объем пирамиды, если ее высота равна 6 см.
- 2. В основании правильной призмы лежит треугольник со стороной 4 см, а ее боковое ребро равно 10 см. Найдите площадь боковой поверхности этой призмы.
- 3. Диагональ осевого сечения цилиндра равна 10 см, а его высота - 6 см. Найдите площадь поверхности и объем цилиндра.
- 4. Образующая конуса равна l и образует с высотой конуса угол α. Найдите площадь боковой поверхности и объем конуса.
Вариант 2
- 1. В основании прямой треугольной призмы лежит прямоугольный треугольник с катетами 3 см и 4 см. Вычислите объем призмы, если ее боковое ребро равно 5 см.
- 2. Найдите площадь поверхности треугольной пирамиды, если каждое из его ребер равна 6 см.
- 3. Радиус основания конуса равен 6 см, а его высота - 8 см. Найдите площадь поверхности и объем конуса.
- 4. Диагональ осевого сечения цилиндра равна l и образует с образующей цилиндра угол α. Найдите площадь боковой поверхности и объем цилиндра.
Вариант 3
- 1. Высота цилиндра равна 6 см, а диаметр основания - 8 см. Найдите площадь боковой поверхности цилиндра.
- 2. Образующая конуса равна 5 см, а его высота - 4 см. Найдите объем конуса.
- 3. В основании правильной пирамиды лежит квадрат со стороной 10 см. Высота пирамиды равна 12 см. Найдите площадь поверхности и объем пирамиды.
- 4. Диагональ боковой грани правильной треугольной призмы равна l и образует с боковым ребром угол α. Найдите площадь боковой . поверхности и объем призмы.
Вариант 4
- 1. Диаметр основания конуса равен 6 см, а образующая - 5 см. Найдите площадь боковой поверхности конуса.
- 2. Диагональ осевого сечения цилиндра равна 13 см, а его высота 5 см. Найдите объем цилиндра.
- 3. В основе прямой призмы лежит прямоугольный треугольник с катетами 6 см и 8 см. Боковое ребро равняется наибольшему ребру основания. Найдите площадь поверхности и объем призмы.
- 4. Боковое ребро правильной четырехугольной пирамиды равна l и образует с высотой угол α. Найдите площадь боковой поверхности и объем пирамиды.
Ответы и решения к заданиям тематической контрольной работы
Вариант 1
1. V = Sосн Н. Поскольку Sосн = 52 = 25(см2), Н = 6 см, то V = ∙ 25 ∙ 6 = 50 (см3). Ответ. 50см3.
2. Sбоков = P ∙ H. Поскольку Р = 3 ∙ 4 = 12 (см), Н = 10 см, то Sбоков = 12 ∙ 10 = 120 (см2). Ответ. 120 см2.
3. Пусть АС = 10 см, CD = 6 см (рис. 281), тогда из треугольника ACD имеем:
AD = = = 8 (см), следовательно, АО = AD = ∙ 8 = 4 (см).
S = Sбоков + 2Sосн = 2n ∙ AО1 ∙ CD + 2n ∙ AO12 = 2n ∙ 4 ∙ 6 + 2n ∙ 42 = 48n + 32n = 80n (см2). V = nАО12 ∙ CD = n ∙ 42 ∙ 6 = 96n (см3).
Ответ. 80n см2, 96n см3.
4. Пусть AS = l, ASO = α (рис. 282). Тогда из треугольника ASO имеем:
АО = AS sinASO = l sinα, SO = AS cosASO = lcosα.
Sбоков = n ∙ AO ∙ AS = n l sinα ∙ l = nl2sinα.
V = n ∙ AO2 ∙ SO = nl2 sin2α l cosα = .
Ответ. nl2sinα, .
Вариант 2
1. V = Sосн · H. Поскольку S = · 3 · 4 = 6 (см2), Н = 5 см, то V = 6 · 5 = 30 (см3). Ответ. 30 см3.
2. S = 4 · SΔ = 4 · = 36 (см2). Ответ. 36 см2.
3. Пусть AО = 6 см, SO = 8 см (рис. 283), тогда из треугольника SAO имеем:
AS = = = 10 (см).
Sкон = Sосн + Sбоков = n · AО2 + n · AO · AS = n · 62 + n · 6 · 10 = 96n (см2).
V = n · AO2 · SO = n · 62 · 8 = 96n (см3). Ответ. 96n см2 , 96n см3.
4. Пусть AC = l, ACB = α (рис. 284). Тогда из треугольника АСВ имеем:
СВ = AC cosАСВ = l cosα, АВ = AC sinАСВ = l sinα,
отсюда АО = АВ = l sinα.
Sбоков = 2n · АО · СВ = 2 · n · lsinα · lcosα = nl2 sinα cosα.
V = n · AO2 · CB = n · l2 sin2α · lcosα = .
Ответ. nl2 sinα cosα, .
Вариант 3
1. Sбоков = 2nRH. Поскольку 2R = 8 см, H = 6 см, то Sбоков = n · 8 · 6 = 48n (см2).
Ответ. 48n см2.
2. Пусть AS = 5 см, SO = 4 см (рис. 285). Тогда из треугольника SAO имеем:
АО = = = 3 (см).
V =n · A2 · SO = n · 9 · 4 = 12n (см3). Ответ. 12n см3.
3. Пусть SABCD - правильная пирамида, АВ = 10 см, SO = 12 см (рис. 286). Проведем SF CD, тогда DF = CF = 5 см. Из прямоугольного треугольника SOF имеем: SF = = =13 (см).
S = Sосн + Sбоков = AB2 + 2 · AB · SF = 102 + 2 · 10 · 13 = 360 (см2).
V = AB2 · SO = · 100 · 12 = 400 (см3). Ответ. 360 см2, 400 см3.
4. Пусть ABCA1В1C1 - прямая призма, в которой АВ1 = l, AB1B = α (рис. 287). Из прямоугольного треугольника АВ1В имеем: АВ = АВ1 sinАB1В = l sinα, BB1 = АВ1 cosAB1B = l cosα.
Sбоков = 3 · АВ · ВВ1 = 3 · l sinα · l cosα = 3l2sinαcosα.
V = Sосн · BB1 = · BB1= · 2cosα = .
Ответ. 3l2 sinα cosα, .
Вариант 4
1. Sбоков = nRl. Поскольку R = = 3 (см), l = 5 см. то Sбоков = n · 3 · 5 = 15π (см2).
Ответ. 15n см2.
2. Пусть AC = 13 см, CD = 5 см (рис. 288). Тогда из прямоугольного треугольника ACD имеем: AD = = = 12 (см),
АО = AD = 6 (см). V = n · АО2 · СD = n · 62 · 5 = 180n (см3).
Ответ. 180n см3.
3. Пусть АВСA1В1C1 - прямая призма, B = 90°, AB = 6 см, ВС = 8 см, АА1 = АС (рис. 289). Из треугольного треугольника ABC имеем:
АС = = = 10 (см).
S = 2Sосн + Sбоков= 6 · 8 + 24 · 10 = 48 + 240 = 288 (см2).
V = Sосн · AA1 = · AB · BC · AA1 = · 6 · 8 · 10 = 240(см3).
Ответ. 288 см2, 240 см3.
4. Пусть SABCD - правильная пирамида, AS = l, ASO = α (рис. 290). Из прямоугольного, треугольника SOA имеем:
АО = AS sinASO = l sinα, SO = AS cosa ASO = l cosα.
Тогда AB = DC = AO= l sinα.
Проведем SKSC, тогда SK = = = . Sбоков = 2 · DC · SK = 2lsinα · l· = 2l2 sinα .
V = AB2 · SO = · 2l2sin2α · lcosα = .
Ответ. 2l2sinα, .
Тематическое оценивание № 6 можно провести в виде теста.
Тестовая работа
Каждое задание i И II уровней оценивается 1 баллом, III уровня - 2 балла, IV уровня - 3 баллами. При оценивании учитываются только те шесть из выполненных заданий, которым соответствует наибольшее количество баллов. Если ученик набрал в сумме нецілу количество баллов, результат округляется в сторону увеличения. Если ученик набрал 12 баллов, он получает 12 баллов.
Вариант 1
I уровень
- 1. На рис. 291 изображен куб ABCDA1B1C1D1. Какой из указанных прямых параллельна прямой ВС?
А DС1 Б АА1 В A1D1
- 2. На рис. 292 изображена пирамида SABC. Какой из указанных прямых мимобіжна прямая SB?
A. AS; Б. АС; В. АВ.
- 3. Укажите, какие из приведенных утверждений являются правильными.
А. Треугольная пирамида имеет три грани;
Б. Треугольная пирамида имеет четыре ребра;
В. Противоположные ребра треугольной пирамиды не пересекаются.
II уровень
- 4. Радиус шара равен 6 см. Найдите площадь поверхности шара.
А. 144n см2; Б. 288n см2; В. 576n см2.
- 5. Каждое ребро правильной треугольной призмы равна 6 см. Найдите объем призмы.
А. 9(см3); Б. 12(см3); В. 36(см3).
- 6. Радиус основания конуса равен 3 см, а образующая - 5 см. Найдите высоту конуса.
А. 3 см; Б. 4 см; В. 5 см.
III уровень
- 7. Стог сена имеет форму прямой призмы с пятиконечной основой (рис. 293). Размеры скирды (в метрах) представлена на рисунке. Найдите объем скирды.
А. 330 м3; Бы. 600 м3; В. 660 м3.
- 8. На рис. 294 изображен развертку четырехугольной пирамиды, в основании которой лежит прямоугольник со сторонами 5 см и 112 см, а боковые грани которой - равнобедренные треугольники, с боковой стороной 13 см. Найдите объем пирамиды.
А. 130 см3; Бы. 130см3; В. 390 см3.
- 9. На рис. 295 изображен развертку конуса. Найдите площадь боковой поверхности конуса.
А. 2n см2; Б. 4n см2; В. 12n см2.
IV уровень
- 10. Цилиндр образован при вращении прямоугольника вокруг стороны, которая образует с диагональю а прямоугольника угол α. Найдите объем цилиндра.
A. nd3 sinα cosα;
Б. nd3 sinα cosα;
В. nd3 sinα cosα.
- 11. В основе прямой призмы лежит квадрат. Диагональ призмы равна d и образует с боковым ребром угол α. Найдите объем призмы.
A. d3 sin2α;
Б. d3 sin2α cosα;
B. d3 sin2α cosα.
- 12. В основе пирамиды лежит ромб со стороной l и острым углом α. Высота пирамиды равна Н, основание высоты пирамиды является точкой пересечения диагоналей ромба. Найдите объем пирамиды.
A. Hl2 sinα;
Б. H2l sinα;
В. Нl2 cosα.
Вариант 2
И уровень
- 1. На рис. 296 изображен куб ABCDA1B1C1D1. Какой из указанных прямых параллельна прямой АВ?
A. DC1; Б. D1С1; В. CC1.
- 2. На рис. 297 изображена пирамида SABC. Какой из указанных прямых мимобіжна прямая АВ?
A. SA; БЫ. SB; В. SC.
- 3. Укажите, какие из приведенных утверждений являются правильными.
А. Куб имеет шесть ребер;
Б. Все ребра куба равны;
В. Куб имеет двенадцать вершин.
II уровень
- 4. Радиус шара равен 6 см. Найдите объем шара.
А. 144n см3; Б. 288n см3; В. 576n см3.
- 5. Каждое ребро треугольной пирамиды равна 6 см. Найдите площадь поверхности пирамиды.
А. 9 см2; Б. 36см2; В. 72см2.
- 6. Радиус основания цилиндра равен 3 см, а высота цилиндра 4 см. Найдите площадь боковой поверхности цилиндра.
А. 9n см2; Б. 18n см2; В. 24n см2.
III уровень
- 7. 7. На рис. 298 изображены две проекции детали (вид спереди и сверху). Размеры представлены в миллиметрах. Найдите объем детали.
А. 50 см3; Бы. 53,125 см3; В. 60 см3.
- 8. На рис. 299 изображен развертку цилиндра. Найдите объем цилиндра.
А. 3n см3; Бы. 6n см3; В. 18n см3.
- 9. На рис. 300 изображено развертку прямой треугольной призмы. Найдите площадь поверхности призмы.
А. 600 см2; Б. 300 см2; В. 360 см2.
IV уровень
- 10. Конус образован при вращении прямоугольного треугольника вокруг катета, равна а и образует угол α с гипотенузой. Найдите объем конуса.
А. ; Бы. na3tg2α; В. na3sin2α.
В основе прямой призмы лежит прямоугольный треугольник с гипотенузой с и острым углом α. Боковое ребро призмы равна наибольшей стороне основания призмы. Найдите объем призмы.
A. c3 sinα cosα;
Б. с3 sinα cosα;
B. c3 sinα cos2α.
- 11. В основе пирамиды лежит равнобедренный треугольник с боковой стороной l и углом при вершине α. Высота пирамиды равна Н, основание высоты пирамиды - центр окружности, описанной вокруг основания пирамиды. Найдите объем пирамиды.
A. H2l sinα;
Б. Hl2 sin2α;
В. Нl2 sinα.
Ответы к заданиям тестовой работы
Уровень |
Номер задания |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
И |
1 |
В |
Б |
2 |
Б |
В |
3 |
В |
Б |
II |
4 |
А |
Б |
5 |
В |
Б |
6 |
Б |
В |
III |
7 |
В |
Б |
8 |
Б |
А |
9 |
Б |
В |
IV |
10 |
В |
Б |
11 |
Б |
А |
12 |
А |
В |
II. Домашнее задание
Если в классе выполнялась тематическая контрольная работа № 5, то дома можно предложить выполнить тест, и наоборот.
III. Подведение итогов урока
Выяснить, какие задания вызвали затруднения у учащихся, и ответить на вопросы учеников.