6 КЛАСС
Тема 2. Я и музыка
Урок 22
Тема урока. Точка возле нот и пауз. Работа над песней "Реве та стогне Дніпр широкий".
Слушание музыки. В. А. Моцарт. "Рондо" из "Маленькой ночной серенады" и "Лакримозу" из "Реквиема"
Цель урока: закрепить с детьми понятие „точка возле нот и пауз на мелодичной вправе; развивать вокально-хоровые навыки и музыкальную память; воспитывать интерес к классической музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: фортепиано, магнитофон, аудио-запись, портрет В. А. Моцарга.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Дети, посмотрите на упражнение, которая написана на доске. Обратите внимание на III такт.
- Что стоит у ноты?
(Точка).
- Что означает точка около ноты?
(Она увеличивает длительность ноты на половину).
- А если точка будет стоять возле паузы?
(То она также будет продлевать ее на половину длительности).
1. Давайте сначала проплескаємо это упражнение, выдерживая точку возле ноты.
Размер упражнения?

(Дети похлопывают упражнение, считая на 1и 2и 3и 4и).
2. - А теперь ее просольфеджуємо, но перед тем определим тональность упражнения.
Знак возле ключа?
- Каким звуком начинается?
Вывод. Следовательно, ее тональность ре минор.
3. Розспівка.
а) проспівка гаммы ре минор и тонического трезвучия.
б) пение по „плавающей” ногой.
4. Сольфеджування упражнения с тактуванням.
III. Работу над песней „Реве та стогне Дніпр широкий” продолжаем, работая над кантиленним пением, чтобы воссоздать образ поэтического содержания подніпровської природы. При этом слежу за цепным дыханием и чистотой интонирования на высоких звуках.
IV. Слушание музыки.
Беседа:
- Дети, посмотрите на этот портрет. Кого вы здесь узнали?
(Это австрийский композитор В. А. Моцарт.)
- А какие произведения вы можете вспомнить, что слушали в младших классах? („Рондо в турецком стиле”).
Моцарт родился в городе Зальцбурге. Как это не сказочно, но в том городе каждый второй житель плясал, каждый третий - пел, а четвертый - обязательно играл на каком-то инструменте.
И в один из таких танцевальных дней и родился Вольфганг Амадей Моцарт. Маленький Моцарт рано стал музыкантом, это вы знаете. Однажды он давал концерт в королевском дворце Франции и король его спросил: „Скажите, мой друг, что вы думаете о музыке? Маленький Моцарт ответил: „Музыка - это голос нашего сердца!”
Окрыленный блестящим успехом, композитор пишет много произведений, одно из которых вы сейчас послушаете... Это „Рондо” из „Маленькой ночной серенады”. Создана для праздника, популярного в Италии и Испании. Вы знаете, что композитор побывал с концертами во многих странах Европы.
2. Дети слушают произведение и характеризуют его характер, темп.
- Что под эту музыку можно делать?
3. Рассказ.
- Последние годы жизни композитора были очень тяжелыми: постоянные материальные лишения, подорванное здоровье, но ему еще только 35 лет.
Однажды к Моцарту пришел неизвестный в черном и заказал написать за большое вознаграждение заупокойную мессу. Композитор согласился. В назначенное время заказчик не пришел. И Моцарт почувствовал, что „Реквием” он пишет для себя. Преждевременная смерть Моцарта породила легенду, которую так блестяще воплотил А. Пушкин в трагедии „Моцарт и Сапьєрі”. Были предположения, что современник Моцарта, малоизвестный австрийский композитор Сальери завидовал Моцарту за его успех и отравил Моцарта.
4. Дети слушают „Лакримозу” из „Реквиема”.
Реквием - это великое произведение траурного характера для солиста, хора, оркестра, органа.
5. Характеристика прослушанных произведений.
- Какое жизненное предназначение этих произведений?
- В чем сила этой музыки?
VI. Итог урока.