Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
11 класс

УРОК 57

Общественные блага. Виды общественных благ и роль правительства в их создании

 

Цель урока: раскрыть сущность общественного блага как блага, которое потребляется совместно, то есть все потребляют его вместе; выяснить главные признаки общественного блага, изучить его классификацию и главные признаки частного блага; объяснить главные причины возникновения общественного блага; развивать экономическое мышление; воспитывать бережливое отношение к ресурсам.

Основные понятия: общественные блага, частное благо, виды общественных благ.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

 

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Общественные блага - это потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, отдельных его членов, социально-экономичес - ных групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации, в условиях которой складываются и развиваются.

Общественные блага - это то, что в равной степени доступно всем членам общества и не требует непосредственной оплаты. Общественное благо определяется как благо, которое потребляется совместно, то есть все потребляют его вместе; общественное благо нельзя разделить на отдельные части и продать или купить на рынке, как нельзя и лишить кого-то права им пользоваться. Потребление одним человеком не уменьшает количества потребления этого блага другими. Классическими примерами таких благ являются законодательная система, услуги в виде пользования общественными сооружениями - дорогами, парками, маяками. Важнейшими общественными благами являются образование, медицинское обслуживание, национальная оборона, национальные библиотеки и другие национальные культурные заведения, такие как национальные оперные и балетные коллективы, национальные коллекции живописи и искусства и т.п. Если, например, пользоваться общественным парком, это отнюдь не уменьшает его доступности для других. Это отличает общественные блага от большинства товаров на рынке, которые называют сугубо частными благами.

 

V. Изучение нового материала

В рыночной экономике производство и распределение благ происходят с использованием механизма цен. Для производителей и потребителей действует принцип исключения, который означает, что определенное благо получает лишь тот, кто в состоянии и согласен заплатить цену, установленную на него. Другие экономические субъекты с процесса устраняются. К тому же производятся только те товары, цены которых превышают затраты, то есть производители пытаются избежать неэффективных производств. Отдельные экономические субъекты на рынке принимают самостоятельные решения (согласно собственных предпочтений и финансовых возможностей) о том, какими должны быть объем и структура их предложения и спроса на различные блага. Количество товара, которую экономический субъект может получить в свое распоряжение, зависит от его покупательной способности.

В условиях рыночной экономики, кроме рыночных (или частных) благ, на которые существует индивидуальное право собственности, являются так называемые «общественные», или коллективные, блага.

►► Общественные блага имеют две характерные признаки.

Чисто общественное благо - это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: невибірковістю и невиключеністю с потребления.

1. Невозможность исключения определенного объекта потребления (не исключительность). Благо неисключительное, если не может быть исключено из сферы его потребления.

Свойство невиключеності из потребления означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительный внешний эффект: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

Национальная оборона является ярким примером этого. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами. Маяк также является примером неисключительных товаров.

Неисключительные товары не обязательно общенациональные по характеру. Если облгосадминистрация проводит программу борьбы с сельскохозяйственными вредителями, выиграют все фермеры и потребители. А если агент продает новый автомобиль одному потребителю, то он исключает возможность для других лиц купить именно этот автомобиль. Следовательно, автомобиль является исключительным благом (как и конкурентным).

2. Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Блага неконкурентны, если за любого заданного уровня производства предельные издержки для дополнительного потребления равны нулю. Например, использование маяка. Когда его уже построен, дополнительное судно ничего не добавляет к его эксплуатационных расходов. Большинство благ являются конкурентными в потреблении.

Некоторые блага являются исключительными, но неконкурентными. Например, в период незначительного движения переезд через мост есть неконкурент - ним, поскольку появление дополнительной машины не влияет на скорость других автомобилей. Но проезд по мосту является исключительным, поскольку владельцы моста могут запретить пользоваться им.

Ряд благ является неисключительной, но конкурентным. Воздух - неисключительное, но может быть конкурентным, если загрязнения атмосферы одной фирмой вредно влияет на качество воздуха и способность других людей пользоваться им в полной мере.

Общественные блага неконкурентны и неисключительными, дают выгоду людям при нулевых предельных издержек: ни один человек не исключается из их потребления. Классическим примером является национальная оборона. Система обороны - неисключительная, как уже упоминалось, однако она еще и неконкурентная, поскольку предельные издержки на обеспечение обороны одной дополнительной человеку равны нулю.

Общественные блага - и конкурентные, и исключительные. Например, национальный парк. Часть общественности может быть исключена из пользования парком путем повышения платы за вход и право разбивать палатки. Пользование парком является также конкурентным (поскольку он может быть переполнен многочисленными посетителями, и въезд в парк дополнительной машины может уменьшить выгоды, которые получает остальные другие потребителей).

В тех случаях, когда интересы потребителей общественного блага однородные и решения принимаются единогласно, коллективное предоставления общественного блага увеличивает излишек потребителя.

Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага, сравним его с чисто частным благом. Чисто частное благо - это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать «мелкими» партиями) и быть проданным частями.

Характеристиками констатации частных благ являются два свойства: с одной стороны, они - объект конкуренции потребителей (частные блага - «конкурентные»), а с другой - для тех потребителей, которые не готовы заплатить за пользование ими рыночную цену, они недоступны (частные блага являются такими, что «изымаются»). Большинство экономических благ являются частными. Но, кроме них, существуют «неконкурентные» блага и такие, что «не изымаются». их называют «общественными». Так, прослушивание радиопередачи одним обладателем радиоприемника не мешает слушать эту же передачу всем другим любителям радио (радиовещание - «неконкурентная»).

С другой стороны, радиостанция не имеет возможности запретить кому-то пользоваться ее услугами на том основании, что он не заплатил за них (радиотрансляция является такой, что «не исключается»).

Кроме сугубо частных и чисто общественных благ, существуют промежуточные (смешанные) блага, которые не имеют полной мере свойств ни частных, ни общественных благ.

Также существуют квазісуспільні блага («квази» - якобы) - товары и услуги, которые не собираются на принципах неисключения и неконкурентности. К ним можно применить принцип исключения (общественные библиотеки, профилактическое медицинское обслуживание).

Сущность государства раскрывается и реализуется в ее взаимодействии с обществом. Меры, которые предпринимает государство для упорядочения и совершенствования общественной, коллективной и частной жизнедеятельности людей, характеризуются понятием «функции государства». Слово «функция» происходит от лат. functio и означает «исполнение», «обязанность», «круг деятельности».

Поскольку механизм рынка позволяет людям удовлетворять только те потребности, которые выражаются через индивидуальный спрос, предоставление населению общественных благ (товаров и услуг коллективного назначения) становится важной функцией государства в социальной экономике.

Относительно производства, воспроизводства и предоставления «общественных благ» в социальной экономике складывается ситуация, которая существенно отличается от традиционных экономических отношений на рыночных принципах. «Общественные блага» не могут продаваться на рынках, поскольку имеют специфические свойства производственного характера и предложения или же потребления и спроса на них. Понятно, что в реальной жизни вряд ли существует некое благо, что имеет все эти особенности в совокупности, а поэтому граница между благами индивидуального и общественного использования достаточно переменчива, а иногда - едва заметна.

Понятие «общественного блага» довольно расплывчатое. Поскольку потенциальные потребители получают пользу от общественного товара независимо от того, платили они за него или нет, сложно выявить их потребительские предпочтения и интенсивность использования блага. Так, почти невозможно вычислить пределы интенсивности использования парка, в котором одновременно находится большое количество людей. Поскольку потребители добровольно не платят за пользование общественным благом, получается, что показателей рыночного спроса на такие блага или не существует или они существенно занижены. Поэтому спрос на такие блага не создает дохода, достаточного, чтобы покрыть издержки производства, хотя коллективная выгода от этого блага может равняться соответствующим экономическим издержкам или даже превышать их. В реальной жизни - жизни общества - предоставление «общественных благ» и их финансирование осуществляется за счет центрального и местного (регионального) бюджетов. Этим занимается специальный сектор в национальной экономике.

Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и в то же время противоположные. Существуют сферы, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме, и их не может произвести рынок. Общественные товары связывают, с одной стороны, коллективные потребности, а с другой - налоговую и бюджетную политику государства. Для производства общественных товаров государство осуществляет налогообложение. Структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные товары.

В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и обеспечивает псевдоринкову равновесие. Через специальный налог оно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несет не учтены рынком убытки.

Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цена на товары и услуги учитывали внешние эффекты.

Выход государства за очерченные максимальные границы делает необходимым разгосударствление экономики. Проблема особенно актуальна для стран, переходящих от тотального огосударствления экономики к рынку. Хорошо зарекомендовали себя такие способы разгосударствления, как приватизация собственности, либерализация рынков, оздоровление государственного сектора, создание смешанных предприятий.

Потребности общества в благах генетически и исторически является первопричиной человеческой деятельности, но одновременно они являются результатом этой деятельности. Деятельность - это способ существования общества. Так же, например, как движение - способ существования материи. Каждый из нас подчиняется закону потребностей в тех или иных благах, сам не осознавая этого, потому что наши потребности строят настоящее и будущее. Такие потребности создали и историю.

 

VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся

1 ). Создание схемы

Постройте в тетрадях схему общественных и частных благ, которые использует ваша семья (один ученик работает у доски).

2). Решите тестовые задания

1. Характерные признаки общественных благ:

а) неизбирательность в потреблении;

б) разделение на единицы потребления;

в) недоступность для потребления;

г) виключеність с потребления.

2. Определите, что из перечисленного относится к общественным благам:

а) частный парк;

б) автомобиль;

в) национальная библиотека;

г) жилой дом;

3. Роль правительства страны по созданию общественных благ:

а) снижение общего уровня цен и уровня безработицы;

б) налоговое регулирование;

в) содействие монополизма;

г) приватизация государственных предприятий.

4. К частным мы можем отнести блага:

а) с высокой конкурентоспособностью в потреблении;

б) с низкой конкурентоспособностью в потреблении;

в) с низкой исключительностью;

г) с низкой стоимостью.

5. Сокращение общих благ влечет за собой:

а) их высокая конкурентоспособность;

б) чрезмерный рост денежной массы;

в) ожидание роста цен в будущем;

г) рост экспорта.

Ответы: 1 - а; 2 - в; 3 - б; 4 - а; 5 - а.

3). Задача

В определенном населенном пункте проживает 10 тыс. семей, картофельным участкам которых нанесен ущерб из-за нашествия колорадских жуков. Возникает вопрос: как лучше с этим бороться - индивидуально или коллективно?

Меры борьбы могут быть проведены каждым домохозяйством индивидуально, и на такое разовое уничтожение вредителей на своем участке необходимо 10 грн., при этом количество уничтоженных вредителей составит 50 %. С вредителями можно бороться с воздуха, но тогда проведение одного коллективного мероприятия обойдется в 5000 грн., при этом количество уничтоженных вредителей составит 100%.

Определите, что выгоднее - коллективное или индивидуальное предоставление общественных благ.

 

VII. Итог урока

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2. Изобразить графически факторы макро - и микросреды.