УРОК 56
Направления правительственного регулирования экономики: корректировка распределения ресурсов, перераспределение доходов и богатства, защита конкуренции, контроль над уровнем безработицы и инфляции
Цель урока: усвоить необходимость и сущность государственного регулирования экономики, главные его принципы и элементы; выяснить главные функции государства в рыночной экономике; раскрыть направления деятельности правительства страны по регулированию экономики; развивать экономическое мышление; воспитывать самостоятельность.
Основные понятия: методы и рычаги государственного регулирования экономики; перераспределение дохода и богатства; защита конкуренции; стабилизация экономики; контроль над уровнем безработицы и инфляции. Тип урока: изучение и усвоение новых знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
►► Игра «Рынок - это идеальная форма организации общества?»
Игра проводится с целью проверки усвоения учащимися предыдущего материала. Учащиеся класса объединяются в две команды. Представители каждой команды выбирают руководителя, который будет защищать взгляды своей команды. Первая команда должна найти аргументы в поддержку рынка в качестве идеальной формы организации экономических отношений и доказать это, а вторая - доказать ограничения, «провалы», «неудачи», «изъяны» рынка. Все предложения записываются на доске, которая разделена на две части. Победителем считается та команда, которая нашла больше доказательств и аргументов в защиту своих соображений. После завершения игры учитель подводит итоги и оценивает работу руководителей и членов команды.
IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности
В хозяйственной системе экономически развитого общества государственное регулирование выступает как сила, направленная на корректировку и дополнения рыночного регулирования, а не на его ликвидацию или подмену.
Высокоразвитая рыночная экономика - это оптимальное сочетание принципов, присущих товарному производству (конкуренция, спрос и предложение, свободное ценообразование), и целенаправленной политики государственного регулирования экономических процессов. Государственное регулирование дополняет рыночный механизм, что вместе составляет единую систему макроэкономического регулирования народного хозяйства.
Для современных условий характерно переплетение рыночных методов регулирования с государственными. Каждый из них имеет свою область применения и соответствует определенным интересам субъектов собственности и хозяйствования. Однако они совпадают в том, что и государство, и рынок приводят в соответствие частичные планомерности, характерные для отдельных хозяйственных единиц.
В большинстве индустриально развитых стран Запада значительно усилилась экономическая роль государства. То, что государство является центральным органом политической власти в стране, дает ей возможность использовать нормы правового принуждения и распоряжаться значительными экономическими ресурсами.
V. Изучение нового материала
Рост экономической роли государства, его вмешательства в процесс общественного производства и высокая концентрация последнего модифицировали традиционный механизм саморегулирования экономики и резко ограничили действие стихийных рыночных сил. Государство приняло на себя целый ряд регулирующих функций, особенно по вопросам развития государственного сектора экономики, а также рыночной конъюнктуры.
В большинстве стран рыночной экономики государству принадлежит около трети национального богатства. Она перераспределяет через бюджет половину валового национального продукта, осуществляет до 20% капиталовложений в экономику.
Длительная практика государственного вмешательства в экономику позволила выработать соответствующие методы и рычаги, в результате чего экономическая система стала высокоэффективной. Политика государственного регулирования дает возможность нейтрализовать многочисленные разрушительные процессы и нежелательные отклонения, которые периодически прерывают и деформируют движение экономического цикла. Поэтому на современном этапе развития товарного производства государство объективно вынуждено выполнять ряд функций, направленных на регулирование экономики.
В главных ее функций можно отнести следующие:
1) обеспечение правовой базы и благоприятной социальной атмосферы для эффективного функционирования рыночной системы. С этой целью государство определяет правовой статус отдельных форм собственности, узаконивает существование различных видов хозяйственной деятельности, регулирует отношения между отдельными субъектами рынка, т.е. устанавливает «правила игры» на рынке. Опираясь на экономическое законодательство, она выполняет роль арбитра в сфере хозяйственных отношений, выявляет случаи незаконной деятельности и применяет соответствующие меры к нарушителям;
2) разработка политики социально-экономического развития страны, с помощью которой определяются главные цели, приоритеты и средства развития экономики. Это означает, что государство разрабатывает стратегию социально-экономического развития: определяет ресурсы и предусматривает определенные меры по ее реализации; прогнозирует экономические, социальные и международные последствия от ее внедрения в жизнь. Государственная экономическая политика реализуется через экономические прогнозы, планы и программы, которые в условиях рыночных отношений имеют ориентировочный и рекомендательный характер;
3) защита конкуренции посредством модификации рыночной системы. С этой целью государство осуществляет антимонопольную политику;
4) перераспределение дохода и богатства. Необходимость в перераспределении доходов предопределяется природой рынка. Если первичные доходы отдельных домохозяйств жестко связаны с результатами их индивидуальной трудовой деятельности, это неизбежно порождает чрезмерные колебания в личных доходах, а также отсутствие доходов у нетрудоспособных членов общества.
Для уменьшения неравенства в доходах государство осуществляет их перераспределение в форме трансфертных платежей, получение которых не требует в ответ определенных товаров и услуг. Кроме этого, государство может регулировать индивидуальные доходы путем вмешательства в процессы формирования первичных доходов (установление минимальной заработной платы, применения прогрессивной формы налогообложения первичных доходов). Она может влиять на реальные доходы через регулирование цен на товары и услуги первой необходимости и т.д. Необходимость в перераспределении ресурсов предопределяется двумя аспектами. Первый касается необходимости выделения ресурсов на производство общественных благ. Эту проблему решает правительство. Он, с одной стороны, через налоги сокращает доходы и спрос частного сектора экономики на ресурсы, а с другой - используя налоговые поступления, перераспределяет ресурсы в производство общественных благ через государственную закупку. Второй аспект вытекает из необходимости учета внешних эффектов рынка. Например, цена как регулятор распределения ресурсов не учитывает расходы общества, связанные с загрязнением окружающей среды. Следовательно, она является заниженной и создает избыточный спрос на экологически опасные товары. Это, в свою очередь, направляет на их производство чрезмерное количество ресурсов. В этих условиях государство может скорректировать распределение ресурсов двумя путями:
♦ применением специального экологического законодательства, которое запрещает или ограничивает уровень загрязнения окружающей среды и заставляет предприятия осуществлять дополнительные расходы, что поднимает цену до оптимального уровня;
♦ введением специальных налогов для предприятий, которые загрязняют окружающую среду, с целью возмещения потерь общества, связанных с этим загрязнением;
5) стабилизация экономики с помощью государственного контроля над уровнем занятости населения, инфляцией через колебания экономической конъюнктуры и стимулирования экономического роста. Как уже отмечалось, рынок не всегда может самостоятельно противостоять экономической нестабильности, поэтому возникает необходимость государственного излияния на экономический цикл. Стабилизационная функция государства базируется на том обстоятельстве, что расходы частного сектора экономики могут быть недостаточными для достижения полной занятости или чрезмерными. В первом случае государство может применить политику стимулирования, в другом - сдерживание. Главными методами выполнения государством стабилизационной функции фискальная и денежно-кре - ребенок политики, с помощью которых она воздействует на совокупный спрос.
Государственное вмешательство в экономику может быть эффективным при условии, что оно является взвешенным, то есть учитывает «разделение труда» между государством и рынком. Поэтому теоретически и практически всегда существует проблема соотношения между государственным регулированием экономики и рыночным саморегулированием. Решение этой проблемы в значительной мере зависит от того, как правительство понимает сущность государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики - это целенаправленная деятельность государства по созданию правовых, экономических и социальных предпосылок, необходимых для наиболее эффективного функционирования рыночного механизма и минимизации его негативных последствий. Рациональное государственное регулирование экономики не противостоит механизма рыночного регулирования и не подменяет его, а сознательно использует его регулирующий потенциал, предоставляет рыночным регуляторам возможность более целенаправленно и эффективно влиять на экономическое развитие. В итоге это должно способствовать достижению поставленных государством целей и приоритетов с меньшими экономическими и социальными потерями.
Опираясь на рыночный механизм, государство не ограничивается лишь его инструментами. Вместе с ними она использует и нерыночные инструменты, которые дополняют хозяйственный механизм, придают ему целенаправленного характера. Так, государственные закупки, налоги, трансферты, денежная эмиссия не являются инструментами рыночного механизма, но без их использования не могут быть решены важные вопросы социально-экономического развития страны.
Государственное регулирование экономики - это субъективный фактор экономики. Его эффективность обусловлена тем, в какой мере государство в процессе выполнения своих регулирующих функций учитывает объективные экономические законы, и прежде всего законы рынка. В этом смысле рыночные законы создают объективную границу вмешательства государства в экономику. Иначе говоря, рыночный механизм - это сфера государственного невмешательства. Даже больше, государство должно способствовать развитию рыночного механизма, устранять искусственные препятствия на его пути, могут создавать для него предпринимательские монополии и властные структуры.
Государство может вмешиваться в рыночный механизм только в одном случае - когда этот механизм еще не достиг необходимого потенциала и поэтому не способен выполнять свою положительную роль в экономике. Показательным примером этого является переходная экономика находится в состоянии изменения экономических отношений, когда административно - командные механизмы уже не действуют, а рыночные еще не работают в полную силу. Найти рациональное соотношение между государственным вмешательством в экономику и ее рыночным саморегулированием - актуальная проблема органов государственного управления.
В условиях развитого рынка государственное регулирование экономики - вмешательство государства в рыночный механизм, а в предпосылки и побочные последствия его функционирования. В первом случае государство с целью получения необходимых сдвигов в экономике должно не подменять законы рынка искусственными законами, а влиять на те условия, обеспечивающие реализацию этих законов.
Важной предпосылкой, определяющей эффективность государственного регулирования экономики, является учет в регулирующих действиях государства индивидуальных условий конкретной страны. Эти условия характеризуются такими показателями, как доля государственного сектора в смешанной экономике, структура экономики, достигнутый технический уровень производства, место национальной экономики в мировом разделении труда, природные, демографические, национальные и политические условия. Учет этих условий требует от каждого государства творческого подхода к определению границы и методов своего вмешательства в экономику.
VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся
1). Построение «грона»
Постройте «гроздь» “Функции государства в рыночной экономики”.
2 ). Решите тестовые задания.
1. Экономическая функция государства, которую реализует требование о внесении в маркировке товара штрихового кода:
а) достижение макроэкономической стабильности;
б) антимонопольное регулирование;
в) социальное обеспечение;
г) формирование законных «правил игры».
2. Мощнейшая мировой экономический кризис состоялась:
а) в 1929-1933 гг.;
б) 1974-1975 гг.;
в) 1997-1998 pp.;
г) 2008-2009 гг.
3. Если современная экономика является регулируемой, то есть необходимость использовать рыночный механизм?
а) Рыночный механизм в регулировании национальной экономики не нужен;
б) рыночный механизм должен применяться в органическом сочетании с государственными регуляторами;
в) рыночный механизм должен использоваться только в отдельных отраслях народного хозяйства;
г) все ответы неправильные.
4. То, от чего, по мнению Дж. Кейнса, зависит эффективность регулирования государством экономических процессов:
а) денежная масса;
б) политический строй;
в) инвестиции и предельная склонность населения к потреблению;
г) инфляция.
5. Дерегулирование экономики - это:
а) увеличение количества государственных органов управления;
б) усложнение процедуры регистрации объектов предпринимательской деятельности;
в) ограничение госрегулирования в деятельности предприятий;
г) уменьшение количества частных организаций.
6. Нормативно-правовое регулирование в Украине касается предприятий:
а) частного сектора;
б) государственного сектора;
в) всех секторов экономики;
г) касается только физических лиц.
7. Генеральной целью государственного регулирования экономики является:
а) поддержание экономической стабильности, выравнивание экономического цикла, обеспечение внешнеэкономического равновесия;
б) достижение стабилизации денежного обращения, поддержание нормальной занятости, развитие отраслей высоких технологий;
в) повышение национальной конкуренции, совершенствования структуры народного хозяйства, защита и улучшение окружающей среды;
г) обеспечение экономической и социальной стабильности, укрепление существующего строя, его совершенствование и адаптация к быстрой смене условий.
Ответы: 1 - г; 2 - а; 3 - б; 4 - в; 5 - в; 6 - в; 7 - г.
3). Задача
В национальной экономике является возможность использовать семь инвестиционных проектов, приведенных в таблице.
Проект |
Объем инвестиций в проект, млн. грн. |
Ежегодный доход на 1000 инвестированных гривен |
А |
4 |
450 |
В |
6 |
370 |
с |
15 |
290 |
D |
8 |
210 |
Е |
5 |
160 |
F |
12 |
110 |
G |
20 |
90 |
а) Вычислите целесообразный объем инвестиций по рыночной процентной ставки 20% в год при условии, что инфляция отсутствует.
б) Вычислите целесообразный объем инвестиций по рыночной процентной ставки 20% в год, уровня инфляции 5% и налога в размере 25% ежегодного дохода.
Ответ: а) 43 млн. грн. (4 + 6 + 15 + 8); инвестиционные проекты Е, F, G являются неприбыльными, потому что затраты на капитал превышают ежегодный доход на капитал;
б) 10 млн. грн. (4 + 6); при этих условиях прибыльными являются только проекты А и В, остальные проектов неприбыльные.
VII. Итог урока
VIII. Домашнее задание
1. Проработать теоретический материал.
2. Составить в тетради те сравнительную таблицу различных видов благ.