II СЕМЕСТР
РАЗДЕЛII
Географическая оболочка и ее составляющие
Тема 4. Биосфера
Урок 55. Биосфера. составляющие биосферы. Географические закономерности распространения почв, растений и животных
Цель: сформировать у учащихся знания о биосфере, ее составляющие; выявить географические закономерности распространения почв, растений и животных; систематизировать знания о геосфери Земли; совершенствовать практические навыки работы с учебником, таблицами, схемами, картами атласа; развивать логическое мышление и творчество учащихся, умение использовать свои знания в других школьных курсах; воспитывать положительное и бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебники, атласы, физическая карта мира, схемы, таблица «Границы биосферы», карточки на каждую парту.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков
Беседа
• Какие геосфери Земли вы знаете?
• С какими оболочками гидросфера имеет тесные связи?
• Какие растения вы знаете?
• Какие животные вам известны?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Невозможно представить нашу планету без живых организмов, обитающих в глубинах океана, и на вершинах гор. Все процессы, происходящие на современной Земле, связанные с жизнью.
IV. Изучение нового материала
Ученые считают, что Земля как планета возникла около 4,5 млрд. лет назад. Организмы появились на Земле, наверное, не позже чем 3,5 млрд. лет назад.
Работа со словарем. Биосфера - земная оболочка, в которой существует жизнь.
Задачи. Используя таблицу, сказать, в каких оболочках существует жизнь.
Наибольшее количество живых организмов в биосфере сосредоточена у поверхности суши и воды (места соприкосновения литосферы, атмосферы и гидросферы). В отличие от других оболочек Земли биосфера не имеет собственных границ, а располагается в пределах других оболочек. Верхней границей биосферы считается слой озона, находящийся на высоте 20-25 км. Таким образом, биосфера включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы.
Беседа
• Какие живые организмы распространены в гидросфере?
• Какие живые организмы распространены в атмосфере?
• Распространены живые организмы на высоте 20-25 км?
Есть организмы, которых мы обычно не замечаем, поскольку большинство из них невозможно разглядеть даже под микроскопом. Это - микроорганизмы. Они первыми появились на Земле. Их способность выживать в самых разнообразных условиях удивительная. Микроорганизмы существуют при температурах значительно ниже 0 °С и выше 100 °С, не погибают, когда их высушить, живут в кислоте, выдерживают высокую радиоактивность.
На суше, как и в океане, живые организмы распространены неравномерно. Количество живых организмов на суше увеличивается от полюсов к экватору. Различный режим света, температуры и влажности, характер почв, особенностей рельефа выработали у животных и растений ряд приспособлений, позволяющих им жить в разных районах земного шара.
Таблица «Распространение растений, почв и животных на планете»
Растительность |
Почвы |
Влажные экваториальные леса |
Красно-желтые |
Саванны |
Красно-бурые |
Тропические и субтропические пустыни |
Пустынные |
Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники |
Коричневые |
Степи |
Черноземы, каштановые |
Широколиственные и смешанные леса |
Серые лесные, дерново-подзолистые |
Хвойные леса |
Подзолистые |
Тундра и лесотундра |
Тундровые глеевые |
Ученые подсчитали, что живые организмы планеты пропускают через себя всю воду Земли за 2 млрд. лет, весь кислород атмосферы за 2 тыс лет. Итак, за долгое время геологической истории Земли живые организмы многократно переделали все главные газы атмосферы, всю воду планеты и часть минеральной массы земной коры.
Живые организмы регулируют солевой состав Мирового океана. Этим можно объяснить то, что Океан сохраняет относительное постоянство последние 200 млн. лет. Организмы забирают из воды необходимые им для жизни минеральные вещества (особенно кальций - для построения панцирей, ракушек, скелетов), отмирая, опускаются на дно и впоследствии превращаются в горные породы.
Особенно активно проявляется воздействие живых организмов на литосферу в ее верхней части. На разрушенных горных породах под влиянием растений, животных и микроорганизмов образуется почва. Он состоит из частиц разрушенных горных пород и гумуса (перегноя).
Ассоциация. Какие у вас возникли ассоциации, когда мы говорим слово почву?
Работа со словарем. Почва - верхний рыхлый слой, характеризующийся плодородием.
Беседа
• Какое основное свойство почвы?
• Чем почва отличается от горной породы?
Грунт образовался в результате взаимодействия элементов и факторов почвообразования: материнской горной породы, рельефа, климата, вод, растений и животных. Под действием энергии Солнца в почве происходят физические, химические, биологические процессы.
Сочетание различных факторов почвообразования обусловливает большое разнообразие почв. На разных широтах формируются различные типы почв.
Работа с учебником. Выяснить, какие типы почв встречаются на планете. Подготовить для своих товарищей пять вопросов об основных типах почв.
V. Закрепление новых знаний, умений, навыков
1. «Перестрелка». Ученики задают подготовленные вопросы одноклассникам.
2. Начертить схему взаимосвязей почвы с другими географическими оболочками.
3. Беседа
• Чем объясняется неравномерность распространения растений, животных, почв на планете.
• Чем почва отличается от горной породы?
• Какие почвы встречаются в пределах Украины?
• Почему размещения растений, животных, почв имеет широтное расположение?
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий раздел учебника.
• Подготовить сообщение о биосферные заповедники мира (опережающее задание).