Раздел II
МАТЕРИКИ
Урок № 59
Тема. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ. ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗМЕЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МАТЕРИКА. ПОЧВЫ, РАСТИТЕЛЬНОСТЬ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПРИРОДНЫХ ЗОН ЕВРАЗИИ. ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В ГОРАХ МАТЕРИКА
Цель: учить учащихся давать характеристику природным зонам Евразии, систематизировать причинно-следственные связи закономерного размещения природных зон материка, продолжить закрепление представления учащихся о компонентах природы и их взаимосвязь на примере природных зон Евразии, продолжить формирование понятия о высотную поясность и широтную зональность, развивать навыки работы с различными источниками географических знаний, развивать умение анализировать и синтезировать учебный материал.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая карта Евразии, карта природных зон Евразии, рисунки отдельных видов животных и растений, учебник, контурные карты, рабочие тетради, слайды для мультимедийной доски с видами отдельных природных территорий Евразии.
Опорные и базовые понятия: природные зоны, компоненты природы, почвы, растения, животные, широтная зональность, высотная поясность, природные зоны Евразии, закономерности распространения природных зон, взаимодействие компонентов природы на территории природных зон, принцип зональности.
Географическая номенклатура: острова: Великобритания, Ирландия, Сицилия, Шпицберген, Новая Земля, Сахалин, Японские, Большие Зондские (Калимантан, Суматра, Ява), Малые Зондские, Филиппинские; полуострова: Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Крымский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корея, Индокитай, Малакка, Индостан, Аравийский; горы: Альпы, Пиренеи, Апеннины, Карпаты, Крымские, Скандинавские, Уральские, Кавказ, Тянь-Шань, Гималаи (г. Джомолунґма); равнины: Восточно-европейская, западно-сибирская, Великая Китайская; низменности: Прикаспийская, Индо-Гангская, Месопотамская; Среднерусская возвышенность; плоскогорья: Среднесибирское, Декан; нагорья: Тибет, Иранское; вулканы: Гекла, Этна, Везувий, Ключевская Сопка, Фудзияма, Кракатау; пустыни: Каракумы, Гоби, Руб-эль-Хали; реки: Рейн, Эльба, Дунай, Днепр, Днестр, Волґа, Обь, Енисей, Лена, Амур, Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Ґанґ, Инд, Евфрат, Тіґр; озера: Женевское, Ладожское, Каспийское море, Аральское море, Байкал, Балхаш, Мертвое море.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. Прием «Верю - не верю»
• Евразия - самый большой материк Земли. (Верю)
• Евразия расположена во всех климатических поясах Земли. (Верю)
• В Евразии нет рек, относящихся к бассейну внутреннего стока. (Не верю)
• Крупнейшая река Европы - Дунай. (Не верю)
• Самая длинная река Азии - Амур. (Не верю)
2. Прием «Дерево решений»
Учитель предлагает учащимся разместить таблички с названиями природных зон Земли в порядке их размещения от экватора к полюсам.
3. Прием «Географический вернисаж»
Ученики прикрепляют сделанные дома рисунки растений и животных Евразии и кратко делают о них интересные сообщения.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Прием «Проблемный вопрос»
Или однородная природа материка Евразия?
IV. Изучение нового материала
1. Прием «Картографическая лаборатория»
Задачи. Определите природные зоны, в которых расположен материк Евразия.
2. Прием «Мозговой штурм»
Объясните закономерности размещения природных зон на материке.
3. Прием «Почемучка»
• Почему Евразия расположена во всех природных зонах?
• Почему расположение природных зон в широтном направлении нарушается в отдельных регионах материка?
• Почему на карте природных зон отдельным цветом выделены горные районы Евразии?
4. Прием «географический практикум»
Задачи. Объединившись в группы по 4 ученика, составить характеристику одной из природных зон (можно использовать различные источники географических знаний - учебники, атласы, домашние заготовки).
I группа - зона тундры и лесотундры;
II группа - зона смешанных и широколиственных лесов;
III группа - зона лесостепей и степей;
IV группа - зона полупустынь и пустынь;
V группа - зона саванн и редколесий;
VI группа - зона переменно-влажных и влажных экваториальных лесов;
VII группа - зона вечнозеленых жестколистные лесов и кустарников.
5. Прием «Делаю вывод»
Ученики делают вывод о многообразии природы Евразии и взаимозависимость компонентов природы на примере природных зон Евразии.
V. Закрепление изученного материала
1). Прием «Экспресс-тест»
1. Территория материка Евразия, в которой реки полноводными в течение всего года:
а) Южной Европы; б) Западной Европы; в) Южной Азии; г) Восточной Азии.
2. Характерные черты речной сети материка определяются в первую очередь особенностями:
а) растительности и почв; б) почв и рельефа; в) рельефа и климата; г) климата и растительности.
3. Территории, практически лишены рек:
а) Западная и Восточная Азия; б) Восточная и Южная Азия; в) Южная и Центральная Азия; г) Центральная и Западная Азия.
4. Географический пояс в котором насчитывается наибольшее разнообразие природных зон:
а) субарктический; б) умеренный; в) тропический; в) субэкваториальный.
5. Природная зона распространена в тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах Евразии:
а) степей и лесостепей; б) муссонных лесов; в) саванн и редколесий; г) пустынь и полупустынь.
6. Древнее оледенение оказало наибольшее влияние на формирование природы... Европы:
а) Северной; б) Южной; в) Западной; г) Восточной.
7. Страна, которую называют «Суоми-страна болот»:
а) Швеция; б) Норвегия; в) Финляндия; г) Швейцария.
2. Прием «Удивляй»
Ученики рассказывают дополнительный интересный материал о природе материка, который они подготовили дома.
VI. Итог урока
Прием «делаю вывод»
Ученики делают выводы о разнообразии природных зон и особенности их размещения на территории материка, почвы, растительность и животный мир природных зон Евразии, высотную поясность в горах материка.
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий материал учебника.
• Проработать карты атласа по соответствующей тематике.
• Составить вопросы относительно природы материка, которые будут начинаться словами «почему?», «что?», «где?», «когда?»
• Подготовить дополнительный материал о территории материка, что охраняются.
Дополнительный материал к уроку
• Первенство в скорости роста среди высших растений безраздельно держит бамбук, в частности листоколосник съедобный, распространенный на юге Китая. его прирост - до 40 см за сутки. Рост верхушки бамбука может подмітити даже не очень терпеливый наблюдатель. Свою максимальную 30-метровую высоту листоколосник набирает за рекордный срок - всего лишь за несколько месяцев. И все-таки скорость бамбука,
что стала хрестоматийным примером, не является абсолютным достижением. Рекорд здесь принадлежит грибам. Один из них - веселка обыкновенная - растет почти в два раза быстрее, чем бамбук. За минуту шляпка радуги поднимается на 5 мм. Гриб буквально «растет на глазах»!
• Растение имеет больше листьев? Здесь, конечно, вне конкуренции пальмы. На Шри-Ланке это пальма корифа зонтичная. Пластинки ее веерного листья достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Еще большим бывает перистые листья бразильской пальмы рафия тедигера. На 4-5-метровом черешке покачивается «гигантское перо» длиной 22 м и шириной около 12 м. Если поставить его на землю вертикально, то он поднимется выше шестиэтажный дом.
• Вполне естественно искать наиболее высокогорные растения на «Крыше мира - в Гималаях, где тянутся в небо Джомолунґма (8848 м над уровнем моря), Канченджанґа (8586 м), Дхаулаґірі (8172 м). Здесь с высоты 4700 м начинается граница вечных снегов. Но и выше этого предела отдельные, лишенные льда и снега скалы заселены растениями. Вот имена рекордсменов: гималайский голубой мак» - меконопсис, что растет на высоте 5791 м, эдельвейсы, что освоили высоту 6096 м, и песчанка хутровидна (приземистое растение из семейства гвоздичных), которая поднимается до высоты 6218 м.
• Пустыня Гоби. Под этим названием известна обширная пустынная область, площадь которой составляет около 1600 тыс. км2; со всех сторон ее окружают высокие горы: на севере - Монгольский Алтай и Ханґай, на юге - Алтинтаґ и Наньшань, на западе - Тянь-Шань и на востоке - Большой Хінґан. В пределах крупной депрессии, занятой пустыней Гоби, существует множество малых впадин, в которых летом собирается стекающая с гор вода. Так образуются временные озера. Среднегодовое количество осадков в Гоби менее 250 мм. Зимой на низменностях изредка выпадает немного снега. Летом температура достигает 46 °С в тени, а зимой порой опускается до -40 °С. Для этих мест обычны сильные ветры, песчаные бури. На протяжении многих тысяч лет пыль и ил выносились ветром в северо-восточные районы Китая, где в результате образовались мощные лессовые покровы. Рельеф самой пустыни довольно разнообразен. Большую площадь занимают выходы древних горных пород. В других районах дюнный рельеф подвижных песков чередуется с волнистыми галечными равнинами. Часто на поверхности образуется «мостовая», состоящий из обломков пород или разноцветной гальки. Наиболее удивительными образованиями такого рода есть участки каменистой пустыни, покрытые черной пленкой оксидов железа и марганца (т. н. пустынным загаром). Вокруг оазисов и пересыхающих озер встречаются засоленные глины с корками солей на поверхности. Деревья растут только по берегам стекающих с гор рек.
На окраинах Гоби встречаются разные животные. Население в основном сосредоточено в оазисах или вблизи колодцев и скважин. Через пустыню проложены железные и шоссейные дороги.
Гоби не всегда была пустыней. В позднеюрский и ранньокрейдовий время здесь протекали реки, что откладывали песчано-илистые и гравийно-галечные осадочные породы. В долинах рек росли деревья, местами даже леса. Здесь процветали динозавры, о чем свидетельствуют кладки яиц, что были обнаружены в 1920-х годах экспедициями Американского музея естественной истории. С конца юрского периода и в течение мелового и третичного природные условия были благоприятны для обитания млекопитающих, пресмыкающихся, насекомых и, вероятно, птиц. Известно также, что здесь жил человек, о чем свидетельствуют находки неолитических, мезолитических, поздне - и ранньопалеолітичних орудий.