География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

Урок № 59

Тема. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ. ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗМЕЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МАТЕРИКА. ПОЧВЫ, РАСТИТЕЛЬНОСТЬ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПРИРОДНЫХ ЗОН ЕВРАЗИИ. ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В ГОРАХ МАТЕРИКА

 

Цель: учить учащихся давать характеристику природным зонам Евразии, систематизировать причинно-следственные связи закономерного размещения природных зон материка, продолжить закрепление представления учащихся о компонентах природы и их взаимосвязь на примере природных зон Евразии, продолжить формирование понятия о высотную поясность и широтную зональность, развивать навыки работы с различными источниками географических знаний, развивать умение анализировать и синтезировать учебный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: физическая карта Евразии, карта природных зон Евразии, рисунки отдельных видов животных и растений, учебник, контурные карты, рабочие тетради, слайды для мультимедийной доски с видами отдельных природных территорий Евразии.

Опорные и базовые понятия: природные зоны, компоненты природы, почвы, растения, животные, широтная зональность, высотная поясность, природные зоны Евразии, закономерности распространения природных зон, взаимодействие компонентов природы на территории природных зон, принцип зональности.

Географическая номенклатура: острова: Великобритания, Ирландия, Сицилия, Шпицберген, Новая Земля, Сахалин, Японские, Большие Зондские (Калимантан, Суматра, Ява), Малые Зондские, Филиппинские; полуострова: Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Крымский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корея, Индокитай, Малакка, Индостан, Аравийский; горы: Альпы, Пиренеи, Апеннины, Карпаты, Крымские, Скандинавские, Уральские, Кавказ, Тянь-Шань, Гималаи (г. Джомолунґма); равнины: Восточно-европейская, западно-сибирская, Великая Китайская; низменности: Прикаспийская, Индо-Гангская, Месопотамская; Среднерусская возвышенность; плоскогорья: Среднесибирское, Декан; нагорья: Тибет, Иранское; вулканы: Гекла, Этна, Везувий, Ключевская Сопка, Фудзияма, Кракатау; пустыни: Каракумы, Гоби, Руб-эль-Хали; реки: Рейн, Эльба, Дунай, Днепр, Днестр, Волґа, Обь, Енисей, Лена, Амур, Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Ґанґ, Инд, Евфрат, Тіґр; озера: Женевское, Ладожское, Каспийское море, Аральское море, Байкал, Балхаш, Мертвое море.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Прием «Верю - не верю»

• Евразия - самый большой материк Земли. (Верю)

• Евразия расположена во всех климатических поясах Земли. (Верю)

• В Евразии нет рек, относящихся к бассейну внутреннего стока. (Не верю)

• Крупнейшая река Европы - Дунай. (Не верю)

• Самая длинная река Азии - Амур. (Не верю)

2. Прием «Дерево решений»

Учитель предлагает учащимся разместить таблички с названиями природных зон Земли в порядке их размещения от экватора к полюсам.

3. Прием «Географический вернисаж»

Ученики прикрепляют сделанные дома рисунки растений и животных Евразии и кратко делают о них интересные сообщения.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Прием «Проблемный вопрос»

Или однородная природа материка Евразия?

 

IV. Изучение нового материала

1. Прием «Картографическая лаборатория»

Задачи. Определите природные зоны, в которых расположен материк Евразия.

2. Прием «Мозговой штурм»

Объясните закономерности размещения природных зон на материке.

3. Прием «Почемучка»

• Почему Евразия расположена во всех природных зонах?

• Почему расположение природных зон в широтном направлении нарушается в отдельных регионах материка?

• Почему на карте природных зон отдельным цветом выделены горные районы Евразии?

4. Прием «географический практикум»

Задачи. Объединившись в группы по 4 ученика, составить характеристику одной из природных зон (можно использовать различные источники географических знаний - учебники, атласы, домашние заготовки).

I группа - зона тундры и лесотундры;

II группа - зона смешанных и широколиственных лесов;

III группа - зона лесостепей и степей;

IV группа - зона полупустынь и пустынь;

V группа - зона саванн и редколесий;

VI группа - зона переменно-влажных и влажных экваториальных лесов;

VII группа - зона вечнозеленых жестколистные лесов и кустарников.

5. Прием «Делаю вывод»

Ученики делают вывод о многообразии природы Евразии и взаимозависимость компонентов природы на примере природных зон Евразии.

 

V. Закрепление изученного материала

1). Прием «Экспресс-тест»

1. Территория материка Евразия, в которой реки полноводными в течение всего года:

а) Южной Европы; б) Западной Европы; в) Южной Азии; г) Восточной Азии.

2. Характерные черты речной сети материка определяются в первую очередь особенностями:

а) растительности и почв; б) почв и рельефа; в) рельефа и климата; г) климата и растительности.

3. Территории, практически лишены рек:

а) Западная и Восточная Азия; б) Восточная и Южная Азия; в) Южная и Центральная Азия; г) Центральная и Западная Азия.

4. Географический пояс в котором насчитывается наибольшее разнообразие природных зон:

а) субарктический; б) умеренный; в) тропический; в) субэкваториальный.

5. Природная зона распространена в тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах Евразии:

а) степей и лесостепей; б) муссонных лесов; в) саванн и редколесий; г) пустынь и полупустынь.

6. Древнее оледенение оказало наибольшее влияние на формирование природы... Европы:

а) Северной; б) Южной; в) Западной; г) Восточной.

7. Страна, которую называют «Суоми-страна болот»:

а) Швеция; б) Норвегия; в) Финляндия; г) Швейцария.

2. Прием «Удивляй»

Ученики рассказывают дополнительный интересный материал о природе материка, который они подготовили дома.

 

VI. Итог урока

Прием «делаю вывод»

Ученики делают выводы о разнообразии природных зон и особенности их размещения на территории материка, почвы, растительность и животный мир природных зон Евразии, высотную поясность в горах материка.

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий материал учебника.

• Проработать карты атласа по соответствующей тематике.

• Составить вопросы относительно природы материка, которые будут начинаться словами «почему?», «что?», «где?», «когда?»

• Подготовить дополнительный материал о территории материка, что охраняются.

 

Дополнительный материал к уроку

• Первенство в скорости роста среди высших растений безраздельно держит бамбук, в частности листоколосник съедобный, распространенный на юге Китая. его прирост - до 40 см за сутки. Рост верхушки бамбука может подмітити даже не очень терпеливый наблюдатель. Свою максимальную 30-метровую высоту листоколосник набирает за рекордный срок - всего лишь за несколько месяцев. И все-таки скорость бамбука,

что стала хрестоматийным примером, не является абсолютным достижением. Рекорд здесь принадлежит грибам. Один из них - веселка обыкновенная - растет почти в два раза быстрее, чем бамбук. За минуту шляпка радуги поднимается на 5 мм. Гриб буквально «растет на глазах»!

• Растение имеет больше листьев? Здесь, конечно, вне конкуренции пальмы. На Шри-Ланке это пальма корифа зонтичная. Пластинки ее веерного листья достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Еще большим бывает перистые листья бразильской пальмы рафия тедигера. На 4-5-метровом черешке покачивается «гигантское перо» длиной 22 м и шириной около 12 м. Если поставить его на землю вертикально, то он поднимется выше шестиэтажный дом.

• Вполне естественно искать наиболее высокогорные растения на «Крыше мира - в Гималаях, где тянутся в небо Джомолунґма (8848 м над уровнем моря), Канченджанґа (8586 м), Дхаулаґірі (8172 м). Здесь с высоты 4700 м начинается граница вечных снегов. Но и выше этого предела отдельные, лишенные льда и снега скалы заселены растениями. Вот имена рекордсменов: гималайский голубой мак» - меконопсис, что растет на высоте 5791 м, эдельвейсы, что освоили высоту 6096 м, и песчанка хутровидна (приземистое растение из семейства гвоздичных), которая поднимается до высоты 6218 м.

• Пустыня Гоби. Под этим названием известна обширная пустынная область, площадь которой составляет около 1600 тыс. км2; со всех сторон ее окружают высокие горы: на севере - Монгольский Алтай и Ханґай, на юге - Алтинтаґ и Наньшань, на западе - Тянь-Шань и на востоке - Большой Хінґан. В пределах крупной депрессии, занятой пустыней Гоби, существует множество малых впадин, в которых летом собирается стекающая с гор вода. Так образуются временные озера. Среднегодовое количество осадков в Гоби менее 250 мм. Зимой на низменностях изредка выпадает немного снега. Летом температура достигает 46 °С в тени, а зимой порой опускается до -40 °С. Для этих мест обычны сильные ветры, песчаные бури. На протяжении многих тысяч лет пыль и ил выносились ветром в северо-восточные районы Китая, где в результате образовались мощные лессовые покровы. Рельеф самой пустыни довольно разнообразен. Большую площадь занимают выходы древних горных пород. В других районах дюнный рельеф подвижных песков чередуется с волнистыми галечными равнинами. Часто на поверхности образуется «мостовая», состоящий из обломков пород или разноцветной гальки. Наиболее удивительными образованиями такого рода есть участки каменистой пустыни, покрытые черной пленкой оксидов железа и марганца (т. н. пустынным загаром). Вокруг оазисов и пересыхающих озер встречаются засоленные глины с корками солей на поверхности. Деревья растут только по берегам стекающих с гор рек.

На окраинах Гоби встречаются разные животные. Население в основном сосредоточено в оазисах или вблизи колодцев и скважин. Через пустыню проложены железные и шоссейные дороги.

Гоби не всегда была пустыней. В позднеюрский и ранньокрейдовий время здесь протекали реки, что откладывали песчано-илистые и гравийно-галечные осадочные породы. В долинах рек росли деревья, местами даже леса. Здесь процветали динозавры, о чем свидетельствуют кладки яиц, что были обнаружены в 1920-х годах экспедициями Американского музея естественной истории. С конца юрского периода и в течение мелового и третичного природные условия были благоприятны для обитания млекопитающих, пресмыкающихся, насекомых и, вероятно, птиц. Известно также, что здесь жил человек, о чем свидетельствуют находки неолитических, мезолитических, поздне - и ранньопалеолітичних орудий.