География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

Урок № 58

Тема. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ, ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ. КРУПНЕЙШИЕ РЕКИ И ОЗЕРА ЕВРАЗИИ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПИТАНИЯ И РЕЖИМА РЕК.

ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОДОЕМОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МНОГОЛЕТНЯЯ МЕРЗЛОТА. СОВРЕМЕННОЕ ОЛЕДЕНЕНИЕ

 

Цель: сформировать у учащихся общие понятия о распределение внутренних вод Евразии по бассейнами и типом питания; закрепить и углубить практические умения учащихся составлять характеристики рек; систематизировать знания учащихся о особые черты поверхностных вод Евразии и их зависимость от климата; развивать навыки коллективной работы, умение отбирать необходимую информацию из различных источников географических знаний.

Оборудование: физическая и климатическая карта Евразии, карта океанов, атласы, учебники, слайды с изображением водоемов Евразии для мультимедийной доски.

Тип урока: изучение нового материала.

Опорные и базовые понятия: водоем, река, озеро, питание, режим реки, многолетняя мерзлота, современное оледенение.

Географическая номенклатура: реки: Рейн, Эльба, Дунай, Днепр, Днестр, Волґа, Обь, Енисей, Лена, Амур, Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Ґанґ, Инд, Евфрат, Тіґр; озера: Женевское, Ладожское, Каспийское море, Аральское море, Байкал, Балхаш, Мертвое море.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Прием «Блицопрос»

• Дайте определение понятию «воды суши».

• От чего зависит распространение вод суши?

• Какие реки различаются по характеру течения?

• По какому плану характеризуют реки?

• Что такое озеро?

• На какие виды различаются озера по происхождению котловин?

2. Прием «Географическая мозаика»

• Воды, зажатые между двумя водонепроницаемыми слоями горных пород, которые при закладке скважины сами выливаются на поверхность Земли. (Артезианские)

• Территория, с которой до этой реки стекают поверхностные и подземные воды. (Летний бассейн)

• Объект, который образуется в городе падение воды реки или ручья с отвесного обрыва. (Водопад)

• Место, где река впадает в море, озеро или другую реку. (Устье)

• Искусственный водоем, образованный при строительстве плотины на постоянном или временном водотоке. (Водохранилище)

• Замкнутая природная углубление в земной поверхности, заполненная водой. (Озеро)

• Внезапное поднятие уровня воды в реке, вызванное сильными ливнями или быстрым таянием снега. (Паводок)

• Самый высокий уровень воды в реке, период которого наступает один раз в год в одно и то же время. (Наводнение)

• Объект, образующийся в местах пересечения русла бурной течения равнинной реки скалистыми породами. (Пороги)

• Природный водный поток, который протекает в выработанном им длинном углублении земной поверхности. (Река)

• Удлиненное углубление речной долины, постоянно заполненное текучей водой. (Русло)

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Учитель. На территории Евразии имеются все виды вод суши. Есть полноводные реки, глубокие озера, мощные ледники горных и полярных районов, большие площади болот и вечной мерзлоты, значительные резервуары подземных вод. Воды Евразии - богатство материка, которое требует рачительного отношения к нему.

Прием «Пресс-конференция»

• Является равномерным распространения вод на территории Евразии?

• Какие факторы более всего влияют на распространение вод на материке?

 

IV. Вивчення нового материала

1. Прием «Творческая лаборатория»

Задачи. С помощью карт атласа определите принадлежность крупных рек материка до соответствующих бассейнов. Заполните таблицу.

 

Бассейн океана

Бассейн внутреннего стока

Тихого

Индийского

Атлантического

Северного Ледовитого

 

 

 

 

 

 

2. Прием «Путешествие»

Ученики, работая в парах, выполняют уже знакомы на примере изучения других материков задачи:

• Установите различия в типах питания рек. Объясните эти различия.

• Составьте характеристику одной из рек Евразии (по выбору) по типовому плану.

3. Рассказ учителя о озера Евразии.

4. Прием «Картографическая лаборатория»

Задачи. С помощью физической карты Евразии определите расположение крупных озер материка. Нанесите на контурную карту названия.

5. Прием «Удивлю всех»

Ученики рассказывают материал опережающего домашнего задания.

6. Прием «Микрофон»

• Какие типы озерных котловин вы можете назвать?

• Приведите конкретные примеры озер Евразии и определите происхождение их котловин.

7. Рассказ учителя о подземные воды, болота, современное оледенение, экологические проблемы внутренних вод Евразии.

 

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

1). Прием «Экспресс-тест»

1. Главная судоходная река стран Восточной Европы:

а) Рейн; б) Висла; в) Дунай; г) Рона.

2. Страна, для рек которой в наибольшей степени характерна зимняя наводнение:

а) Великобритания; б) Германия; в) Италия; г) Швейцария.

3. Часть Азии, для которой характерна наименее густая речная сеть:

а) Юго-Западная; б) Юго-Восточная; в) Южная; г) Западная.

4. Страна, на территории которой расположена большая часть реки Инд:

а) Индия; б) Китай; в) Пакистан; г) Банґладеш.

2). Прием «Разминание»

Учитель задает учащимся вопросы относительно материала, который изучался на уроке. Вопросы могут задавать и ученики.

• В какой части Евразии реки питаются только дождевыми водами? Покажите их на карте.

• Назовите реки с ледниковым типом питания. Покажите их на карте.

• В какой части Евразии наводнение рек приходится на зиму? Почему? Покажите эти реки на карте.

• В каких рек Евразии есть два типа питания?

• Чем отличается питания евразийских рек от питания рек в Южной Америке и Африке?

• Покажите на карте крупнейшие реки Евразии. К бассейнам каких океанов они относятся?

• Назовите крупные озера Евразии и покажите их на карте. Какое происхождение имеют их котловины?

• Где на территории Евразии имеет распространения вечная мерзлота? Как она влияет на хозяйственную деятельность человека?

• Какую роль играют ледники в питании рек Евразии? Приведите примеры.

• Какие районы Евразии испытывают дефицит воды? Чем это обусловлено?

• Приведите примеры нерационального использования внутренних вод Евразии.

• Какие экологические проблемы связаны с внутренними водами Евразии?

 

VI. Итог урока

Прием «делаю вывод»

• Реки Евразии принадлежат к бассейнам четырех океанов планеты и крупнейшего в мире бассейна внутреннего стока.

• На территории Евразии много озер, различных по наличию стока, соленостью воды, происхождению котловин.

• На территории Азии находится крупнейший в мире массив многолетней мерзлоты.

• Внутренние воды Евразии требуют охраны и мероприятий по их очистке.

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий текст в учебнике.

• Нанести на контурную карту названия крупнейших рек Евразии.

• Подготовить дополнительный материал о растениях и животных Евразии.

• Составить кроссворд «Внутренние воды Евразии».

 

Дополнительный материал к уроку

На Дальнем Востоке течет река с необычным названием Контровід. Раз в три месяца она меняет свое русло и впадает то в приток Амура, реку Уссури, то в таежный Бікін. На Камчатке есть удивительная река Пенжина. Она впадает в Пенжинськую губу, знаменитую высокими морскими приливами. Начинается прилив, и течение реки поворачивает вспять. А когда вода спадает, Пенжина вновь начинает течь в прежнем направлении.

На Алтае есть Малиновое озеро, воду которого в малиновый цвет окрашивают четвереньках малинового окраса, живут в нем предостаточно. Некоторые источники Камчатки окрашены в зеленый цвет. Это происходит из-за наличия в них большого количества сине-зеленых водорослей. На Курилах, на острове Кунашир, можно увидеть озеро с молочно-белой водой, через наличие в ней кислот - соляной и серной.

Великий канал (кит.- Юньхо, или Юньхе), канал в Китае длиной 1930 км, проходит по восточной части страны в общем направлении с севера на юг между городами Пекин и Ханчжоу. Этот старый и самый длинный в мире канал пересекает четыре провинции (Хэбэй, Шань-дун, Цзянсу и Чжэцзян) и две большие реки - Хуанхэ и Янцзы. Когда строительство этого искусственного водовода было завершено (на что ушло около 2000 лет), он стал важной транспортной артерией между севером и югом Китая.

Большой канал строился на протяжении трех исторических периодов. Самая древняя его участок, длиной 225 км, начала сооружаться на последнем этапе существования государства Чжоу, предположительно в VI в. до н. э. Ним соединили реку Янцзы с бассейном реки Хуанхэ. Соответствующая этому старому каналу участок современного Большого канала пролегает от города Цінцзян (в провинции Цзянсу) до реки Янцзы (в районе Янчжоу), проходя через ряд озер, входящих в бассейн реки Хуайхэ. Уровень воды в этом крае регулируется плотинами и тут по каналу могли ходить небольшие суда.

Примерно через 1200 лет канал продлили на юг на расстояние около 400 км - до города Ханчжоу в провинции Чжэцзян. При прокладке этого участка, завершенной примерно к 610 г. н. э., нужно было чистить и совмещать некоторые уже существующие там короткие каналы и, кроме того, прокладывать фарватер по большому озеру Тайху.

На север от Цінцзяна строительство большей части канала закончили при Хубілаї (первом императоре монгольской династии Юань), полководцы которого завоевали Ханчжоу. Хубилай попытался наладить пути сообщения между своими южными владениями и столицей - Ханбалык (так монголы называли тогдашний Пекин). Продолжать канал на север начали, вероятно, в 1279 г. и повели его через озера. На этой трассе пришлось возводить дамбы и строить шлюзы, поскольку было необходимо регулировать уровень воды, потому что он оказался неодинаковым в разных озерах. Северную часть Большого канала назвали Цза Хо - рекой шлюзов. Канал вошел в провинции Шаньдун, где его довели до Дунпіна; на участке между этим городом и Цзініном судоходству нередко трудно из-за недостатка притока воды в русло канала. Примерно к 1300 г. н. э. трассу канала продлили до города Ліньцзін, что на реке Вэйхэ, в северном Шаньдуне.

В конце правления династии Юань Большой канал протянули еще дальше на север, в провинцию Хэбэй, где в города Тяньцзинь его воды смешались с водами реки Бейюньхе. Участок канала между реками Вэйхэ и Бейюньхе судоходная весь год. Далее канал пошел вдоль русла реки Бейюньхе против ее течения и достиг населенного пункта Тунсянь, что в 24 км на восток от Пекина. Во времена империи Мин (1368-1644) канал существенно улучшили и те его участки, которые пришли в негодность, снова сделали судоходными.

С развитием железных дорог (в конце XIX в. и начале ХХ в.) Большой канал потерял свое былое значение. На землях, по которым пролегала его трасса, не раз случались разрушительные наводнения, а в середине XIX в. река Хуанхэ изменила русло и стала впадать не в Желтое море, а в залив Бохай на севере Шань-дуна. Жестокий разлив реки Хуанхэ в 1931 г. и опустошительные военные действия в период с 1937 по 1949 гг. доказали Большой канал до состояния полнейшей разрухи. К 1949 г. по нему могли ходить только джонки.

В 1952 началась реализация программы регулирования водного режима в бассейне реки Хуанхэ, где предусматривались работы по расчистке, расширение и выпрямление русла Большого канала. На нем построили современные механизированные судоходные шлюзы. Участок трассы, пролегающей провинцией Цзянсу, реконструировали, и по нему начали ходить 1000-тонные суда. Модернизация канала проводилась ускоренными темпами, поскольку к этому времени дороги уже едва могли справиться с перевозками полезных ископаемых.